Порядок и способ защиты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 20:57, реферат

Описание работы

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. Но в нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом "Искусство принадлежит народу!". Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………стр.3-4
1. Субъекты авторского права…………………………………………….стр.5-11
2. Авторские права………………………………………………………...стр.12-24
3. Порядок и способ защиты авторского права………………………….стр.24-27
Заключение………………………………………………………………...стр.28-29
Список использованной литературы…………………………………….стр.30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Широта понятия «права на воспроизведение» означает существование множества различных форм воспроизведения произведений. На некоторых из них следует остановиться подробнее:

  • Репродуцирование - это воспроизведение некоторых видов произведений в аналоговой форме с помощью копировально-множительных и иных устройств (ст.1275 ГК РФ). Т.е. если сделана аналоговая копия произведения на бумаге - это репродуцирование, а если сделана цифровая копия, например, с помощью сканера, цифрового фотоаппарата и т.д., - это воспроизведение.
  • Обнародование произведения. Действующий кодекс, относит обнародование к числу личных неимущественным прав, хотя оно является в чистом виде имущественным правом (можно рассматривать как частный случай права на воспроизведение).
  1. Право на переработку

В рамках данного права принято рассматривать право на перевод произведения или иную переработку.

  • Право на перевод произведения - это исключительное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать перевод произведения на другие языки.

Любое лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае перевод будет нарушать имущественное право автора на перевод и должен считаться контрафактным.

  • Право на переделку или иную переработку произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать переработку произведения в другие формы.

Любое лицо, которое намерено переработать охраняемое произведение, обязано получить разрешение от автора или иного правообладателя17. В противном случае переработка охраняемого произведения будет нарушать право автора на переделку или иную переработку произведения и должна считаться контрафактной.

  1. Право на распространение

Право на распространение произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя на введение в гражданский оборот товаров, в которых воплощены произведения науки, литературы или искусства.

Право на распространение перестает действовать после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.

Исчерпание права на распространение означает, что срок действия права на распространение гораздо меньше срока действия всех иных исключительных прав, поскольку действует только с момента создания произведения до введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.

  1. Право на импорт

Право на импорт произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя запрещать импорт контрафактных товаров, в которых воплощены произведения, без разрешения автора или иного правообладателя.

ГК РФ признает право на импорт в ст.1270, однако, никак его не определяет. Следует отметить, что данное право можно отнести к числу мертворожденных норм18, поскольку достаточно сложно представить его реализацию на практике. Если рассматривать вариант, когда какое-либо произведение, например российского автора, без его разрешения издается за рубежом и ввозится в Российскую Федерацию для реализации. Однако в реальности гораздо вероятнее, что это произведение будет неправомерно издано в самой Российской Федерации, и тогда никакого импорта вообще нет.

  1. Право на прокат

Право на прокат - это исключительное имущественное право авторов или иных правообладателей осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права.

Можно выделить ряд особенностей, возникающих при реализации данного права:

1) право на прокат товара принадлежит  автору или иному правообладателю  независимо от принадлежности  права собственности на товар;

2) право на прокат товара принадлежит  автору или иному правообладателю  даже после введения товара  в гражданский оборот, осуществленного  автором или по его разрешению  иными лицами;

3) объектом проката являются  только вещественные товары;

4) право на прокат предоставляется, если он не наносит существенного  ущерба исключительному праву  на воспроизведение;

5) право на прокат товаров, в  которых воплощены компьютерные  программы и аудиовизуальные  произведения, не применяется, если:

  • компьютерная программа не является основным объектом проката;
  • прокат товаров, в которых воплощены аудиовизуальные произведения, не приводит к их широкому копированию.
  1. Право на публичный показ

Право на публичный показ произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать представление или демонстрацию произведения в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи.

Показ произведения не является его распространением, поскольку распространяется не товар, в котором воплощено произведение, а сведения или информация о произведении с целью дальнейшего широкого коммерческого распространения соответствующего товара как в вещественной форме, так и в цифровой форме средствами традиционной или электронной торговли.

Особенно важно право автора запрещать публичный показ произведения, поскольку плохо организованный или тенденциозный публичный показ может стать антирекламой, что может снизить объем продаж товаров, в которых воплощено произведение, т.е. приведет, по меньшей мере, к упущенным доходам. Именно поэтому автору предоставляется право разрешать или запрещать публичный показ своего произведения, если, конечно, это право не было передано иным лицам исключительным образом.

  1. Право на публичное исполнение

Право на публичное исполнение - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя на воплощение произведения исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семей исполнителей.19

Особенностью публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели не могут осуществить свои исключительные имущественные права самостоятельно, поскольку они не могут заключить договоры со всеми пользователями их произведений.

Для обеспечения имущественных прав авторов в случаях, когда их трудно практически реализовать в индивидуальном порядке, в каждой стране действуют организации, осуществляющие имущественные права указанных лиц на коллективной основе. В большинстве стран устанавливаются особые ставки (тарифы) авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и порядок применения таких ставок.

  1. Право на сообщение для всеобщего сведения

Право на сообщение для всеобщего сведения произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя разрешать передачу исполнения своего произведения в эфир или по кабелю.

Объекты авторского права могут распространяться не только в виде вещественных товаров, в которых они воплощены, но и передаваться как изображения и звуки реальных ("живых") или записанных исполнений с помощью различных технических средств. Передача объектов осуществляется средствами эфирного, спутникового и кабельного вещания (радиотелевизионной аппаратуры, видеокамер, ретрансляторов, спутников, кабельных сетей).

  1. Право на доведение до всеобщего сведения

Право на доведение до всеобщего сведения произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя разрешать доступ к произведениям по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по собственному выбору.

Право на доведение до всеобщего сведения в компьютерных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объектов, воплощенных в вещественных товарах.

  1. Право следования

Право следования, или право долевого участия, - это право автора на долю доходов от каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей.

Право следования признается неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия исключительного имущественного авторского права на произведение.

 

 

 

  1. Право доступа

Право доступа - это право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение произведения, например, фото- и видеосъемкой.

Введение права доступа делается в интересах автора, который мог продать свое произведение изобразительного искусства без договора и без документа, подтверждающего такую сделку. Продажа товара, в котором воплощено произведение изобразительного искусства, не означает перехода исключительного права к собственнику товара.

В завершении рассмотрении прав авторов следует обратить внимание еще и на срок действия авторских прав. Так, личные неимущественные права по действующему законодательству бессрочны, а вот в отношении исключительных имущественных прав установлены определённые сроки. Согласно ст.1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В случае если автор являлся участником ВОВ, срок действия исключительных прав увеличивается на 4 года, а в случае если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован срок продлевается, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Таким образом,  авторские права имеют двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора (здесь следует говорить о неимущественном, личном праве, выражающем и охраняющем интересы личности автора как таковой), с другой - произведение является имущественной ценностью, а автор вправе извлекать имущественную выгоду из созданного им произведения. Дуализм природы авторских прав предопределил их разделение на две группы: имущественные и личные неимущественные права. Однако, следует отметить, что классификация, предложенная российским законодателем, является не вполне удачной и не полностью соответствующей нормам международного права. Так,  отнесение права на неприкосновенность, права на отзыв к числу личных неимущественный прав – является ошибкой, которую законодателю следует исправить.

 

Глава 3. . Порядок и способ защиты авторского права

Защита авторских   - одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Предметом защиты являются не только субъективные авторские   права, но и охраняемые законом интересы.

Защита субъективных авторских  прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъектных авторских  прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную.

  • Юрисдикционной формой защиты признается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских   прав (самым распространенным способом защиты авторских прав является судебная защита20 ). Причем можно выделить два вида порядка защиты прав:
    • Общий – в судебном порядке (гражданскими, арбитражными или третейскими судами). Средством защиты выступает иск.
    • Специальный – в административном порядке (применяется только в указанных в законе случаях). Средство защиты – жалоба.
  • Неюрисдикционная форма защиты авторских   прав охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских   прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.

Информация о работе Порядок и способ защиты авторского права