Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе теоретических знаний, анализе судебной практики показать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков в РФ.
Для достижения указанной цели при подготовке работы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятия и принципы реализации прав налогоплательщиков, используя литературу, современные публикации, различные точки зрения специалистов в области налогообложения и защиты прав налогоплательщиков.
Рассмотреть порядок и способы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в Российской Федерации на основе Конституции РФ и Налогового кодекса РФ (части первая и вторая).
Обобщить судебную практику защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
Введение 3
Глава 1. Права и обязанности налогоплательщиков
1.1. Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц 6
1.2. Состав прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) 7
1.3. Налоговые агенты и сборщики налогов и (или) сборов как участники процесса налогообложения 10
1.4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах 11
Глава 2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
2.1. Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности 13
2.2. Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности 155
2.3. Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций 166
2.4. Ответственность коммерческих банков 199
Глава 3. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов
3.1. Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов 211
3.2. Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов 233
Заключение 28
Список использованной литературы 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
№ п/п |
Виды налоговых правонарушений |
Налоговая санкция |
1 |
2 |
3 |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 |
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет) Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации: - при нарушении срока представления декларации до 180 дней
- при нарушении срока представления декларации более 180 дней
Грубое нарушение учета - совершённое в течение одного налогового периода - совершённое в течение более одного года - повлекшее занижение дохода
Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен- ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога) Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов: - выявленные налоговым органом при выездной проверке - совершённые умышленно
незаконное воспрепятствование досту- пу должностного лица налогового органа,
проводящего налоговую Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест Непредоставление в срок налогопла- тельщиком документов или иных сведений,
предусмотренных налоговым |
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
5 тыс. рублей
5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей 30% суммы налога, подлежащего уплате,
и 10% суммы налога за каждый
полный и неполный месяц,
5 тыс. рублей
15 тыс. рублей
10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей 5 тыс. рублей
штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога 5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
50 рублей за каждый |
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с принятием НК не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве, действовавшем до принятия НК. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в настоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику, существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, — это 40 % суммы неуплаченного налога за умышленное занижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисление налога. До принятия НК за неправомерное уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % суммы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.
НК кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участников налоговых отношений.
В частности, за невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист отказываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей.
Особое место в налоговом законодательстве отведено ответственности коммерческих банков за нарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.
В частности, за открытие банком счета
налогоплательщику без
Кроме того, в случае несообщения банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем с этого банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. рублей.
При нарушении банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора с банка взыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.
Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30 % непоступившей в результате таких действий суммы налогов.
В том случае, если у банка имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности налогоплательщика в бюджет.
Неисполнение банком в установленный
срок инкассового поручения
В случае непредставления коммерческим банком по мотивированному запросу налогового органа справки по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК срок с банка взыскается штраф в размере 20 тыс. рублей.
Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Акты ненормативного характера — это акты, имеющие индивидуальный характер (относящиеся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц), и содержащие обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные юридические последствия. К таким актам относятся: постановления о взыскании налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий
налоговый орган или
Жалоба налогоплательщика
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без
2) отменить акт налогового
3) отменить решение и прекратить
производство по делу о
4) изменить решение или вынести
новое решение. По итогам
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Если налоговый орган (должностное
лицо), рассматривающий жалобу, имеет
достаточные основания
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
Арбитражными судами был рассмотрен ряд дел, заявляя по которым истцы, заявляя требования о возмещении убытков, в обоснование указанных требований ссылались на то, что убытки возникли у них из-за несвоевременного возмещения НДС из бюджета.
По данной категории дел арбитражные суды указывали на отсутствие доказательств наличия у истцов убытков в связи с несвоевременным возмещением НДС из бюджета и причинно-следственной связи между заявленными истцами суммами убытков и бездействием налоговых органов по возврату из бюджета сумм НДС.
Пример 1: 000 «К» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с МНС России убытков, причиненных истцу в результате несвоевременного возмещения НДС налоговым органом.
Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований было отказано.