Правовое положение Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации имеет особый публично-правовой статус. Данное обстоятельство подтверждается рядом оснований, которые составляют предмет настоящего исследования.
В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России является юридическим лицом (ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», имеет уставный капитал , ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы, имеет право осуществлять банковские операции и сделки , ежегодно подвергается аудиторской проверке.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы правового статуса Банка России 4
2. Состав и порядок формирования органов управления Центрального банка РФ 10
3. Банковское регулирование и банковский надзор 13
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

Правовое положение Центрального банка РФ.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

 

2. Состав и порядок  формирования органов управления  Центрального банка РФ

 

Как специфику правового положения Банка России можно рассматривать состав и порядок формирования органов управления Банка России.

Председателя Банка России назначает на должность сроком на четыре года и освобождает от должности Государственная Дума Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (не более двух раз одну и ту же кандидатуру). Председателем Банка России не может быть одно и тоже лицо более трех сроков подряд.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности по истечении срока полномочий; из-за невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; при подаче личного заявления об отставке; в случае совершения уголовно наказуемого деяния, нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России осуществляет на постоянной и возмездной основе оперативное управление Банком России путем осуществления от его имени юридически значимых действий. Он председательствует на заседаниях совета директоров, подписывает нормативные и иные правовые акты, назначает и освобождает от должности своих заместителей, издает приказы, а также представляет без доверенности интересы Банка России в отношениях с органами государственной и муниципальной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями. Председатель Банка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Государственная Дума РФ также назначает на должность сроком на четыре года и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Для них установлен ряд ограничений в части совмещения нескольких должностей в государственных и муниципальных органах власти и осуществления общественной деятельности. Так, члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, членами Правительства РФ, а также не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению один представитель от Минфина России и один представитель от Министерства экономического развития РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Председательствует на заседаниях совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов совета директоров. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Основными функциями Совета директоров являются:

- разработка и обеспечение  выполнения основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики;

- утверждение отчета о  деятельности Банка России и  его годовой финансовой отчетности.

Кроме того, Совет директоров принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, а именно утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России. К его компетенции также относится установление порядка назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России, перечня должностей Банка России, форм и размеров оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России.

К ведению Совета директоров относится установление прямых количественных ограничений, обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, величины резервных требований, процентных ставок Банка России, лимитов операций на открытом рынке.

Совет директоров принимает решение об участии в международных организациях, об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, а также определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.

Также Совет директоров готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России - появился сравнительно недавно. Основной целью его создания являлось усиление контроля за деятельностью Банка России со стороны главы государства, законодательной и исполнительной власти, что не могло не отразиться на порядке его формирования.

Численность Совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой РФ из числа ее депутатов, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ.

В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Председатель и его заместитель избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

К компетенции Национального банковского совета относятся:

1) рассмотрение проекта  основных направлений единой  государственной денежно-кредитной  политики;

2) ежеквартальное рассмотрение  информации по основным вопросам  деятельности Банка России в  части реализации основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики, банковского регулирования  и банковского надзора, реализации  политики валютного регулирования  и валютного контроля, организации  системы расчетов в Российской  Федерации;

3) рассмотрение годового  отчета Банка России и внесение  в Государственную Думу предложений  о проведении проверки Счетной  палатой РФ финансово-хозяйственной  деятельности Банка России, его  структурных подразделений и  учреждений.

В части организационных функций следует отметить утверждение Национальным банковским советом на очередной год общего объема административно-хозяйственных расходов Банка России, в том числе общего объема капитальных вложений Банка России.

Помимо этого по предложению Совета директоров Банка России Национальный банковский совет утверждает порядок формирования провизии Банка России, а также порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России.

 

3. Банковское регулирование  и банковский надзор

 

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирование и надзор - взаимосвязанные понятия.

Под регулированием понимается издание ЦБ РФ правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы.

В свою очередь, банковский надзор - это деятельность по обеспечению соответствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе.

По своей структуре российская система регулирования и надзора за банковской деятельностью имеет много общего с банковскими системами Великобритании и Италии, в которых осуществление банковского надзора - исключительная компетенция центральных банков. Вместе с тем в таких странах, как США, Германия, Франция, Япония, существуют смешанные системы банковского надзора.

Их спецификой является то, что центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (в США - с Министерством финансов через Контролера денежного обращения, 50 банковскими департаментами при правительствах штатов, Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (ФКСД), во Франции - с банковской комиссией, в Германии - с Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, в Японии - с Бюро банков при министерстве финансов.

Целями банковского регулирования и надзора являются:

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

- обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  платежной системы;

- защита и обеспечение  интересов физических и юридических  лиц - вкладчиков и кредиторов  кредитных организаций.

Но, несмотря на это, существуют законодательно установленные пределы банковского регулирования и надзора. Так, Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет банковского надзора. Он объединяет все структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций. Состав комитета утверждается советом директоров. Его руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются советом директоров.

Все методы регулирования банковской деятельности можно условно разделить:

1) на административные (на  основе одностороннего волеизъявления  Банка России);

2) рыночные (по соглашению  сторон) методы.

К административным методам регулирования следует отнести следующие:

а) государственная регистрация кредитных организаций. Внесение кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

б) лицензирование банковской деятельности. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения специального разрешения (лицензии), выданного Банком России;

в) установление квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам, их заместителям кредитных организаций, их филиалов;

г) установление нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств (резервные требования);

д) установление обязательных для исполнения кредитными организациями правил проведения банковских операций, а также правил ведения бухгалтерского учета;

е) установление обязательных нормативов, среди которых можно выделить закрепление минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, максимального размера крупных кредитных рисков, установление норматива достаточности собственных средств (капитала), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);

ж) проведение плановых и внеплановых, комплексных и тематических проверок кредитных организаций;

з) предварительное письменное согласование на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение 30 календарных дней с момента получения ходатайства, то сделка считается разрешенной. При приобретении более 1% долей (акций) кредитной организацией Банк России должен быть письменно уведомлен покупателем в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения;

и) введение прямых количественных ограничений Банка России путем установления лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций. Использование данного метода возможно только после консультаций с Правительством РФ;

к) установление размеров процентных ставок по выдаваемым кредитам, официальных курсов иностранных валют;

л) назначение кураторов в кредитные организации.

К рыночным методам, которые не предполагают использование Банком России властных полномочий, можно отнести следующие операции:

а) для поддержания ликвидности рынка государственных долговых обязательств и кредитования Банк России проводит операции на открытом рынке, а именно осуществляет эмиссию Банком России облигаций, куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг. Банк России вправе осуществлять куплю-продажу акций только при условии совершения поздней обратной сделки, а также при их реализации при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке;

б) в целях воздействия на курс российского рубля, суммарный спрос и предложение денег Банк России осуществляет валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке;

Информация о работе Правовое положение Центрального банка РФ