Правовое положение Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации имеет особый публично-правовой статус. Данное обстоятельство подтверждается рядом оснований, которые составляют предмет настоящего исследования.
В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России является юридическим лицом (ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», имеет уставный капитал , ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы, имеет право осуществлять банковские операции и сделки , ежегодно подвергается аудиторской проверке.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы правового статуса Банка России 4
2. Состав и порядок формирования органов управления Центрального банка РФ 10
3. Банковское регулирование и банковский надзор 13
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

Правовое положение Центрального банка РФ.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

в) для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средствами) Банк России осуществляет их кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но не имеет право пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров.

Помимо указанных рыночных методов, которые влияют на денежно-кредитную политику, Банк России вправе осуществлять операции с драгоценными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые также могут влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.

Как надзорный орган Банк России вправе применять определенные меры воздействия на кредитные организации. Так, в случае нарушения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, а также в случае непредоставления информации либо предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае если эти нарушения или осуществляемая кредитной организацией деятельность создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф в размере  до 1% размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1% минимального  размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры ее  активов, замены руководителей кредитной  организации, осуществления реорганизации  кредитной организации;

3) изменить на срок  до шести месяцев установленные  для кредитной организации обязательные  нормативы;

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей  лицензией, на срок до одного  года, а также на открытие ею  филиалов на срок до одного  года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до шести месяцев;

6) ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной  организации, если в результате  ее проведения возникнут основания  для применения мер по предупреждению  банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации  предпринять действия, направленные  на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации  до размера, обеспечивающего соблюдение  ею обязательных нормативов.

Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. При этом кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня совершения правонарушения прошло более пяти лет.

Но наиболее серьезной мерой воздействия для кредитных организаций является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применение данной меры воздействия означает для коммерческой организации запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций делятся на две группы.

К первой группе относятся основания, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию. Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию, если:

- достаточность капитала  кредитной организации становится  ниже 2%;

- размер собственных средств (капитала) кредитной организации  ниже минимального значения уставного  капитала, установленного Банком  России на дату государственной  регистрации кредитной организации;

- кредитная организация  не исполняет в срок требования  Банка России о приведении  в соответствие величины уставного  капитала и размера собственных  средств (капитала);

- кредитная организация  не способна удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей  на сумму не менее 1000-кратного  размера МРОТ в течение 14 дней  с даты наступления их удовлетворения  и (или) исполнения.

Отдельную специальную группу оснований, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию на совершение банковских операций, составляют основания, связанные с невыполнением банками требований по обеспечению необходимого размера собственных средств (капитала):

- если банк не достиг  на 1 января 2015 года минимального  размера собственных средств (капитала) 300 млн. руб.;

- если банк в период  после 1 января 2015 года в течение  трех месяцев подряд допускает  снижение размера собственных  средств (капитала) ниже  300 млн. руб.;

- если банк, размер собственных  средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей  или выше, а также банк, созданный  после 1 января 2007 года, в течение  трех месяцев подряд допускают  снижение размера собственных  средств (капитала) (с 1 января 2012 года  должен быть не менее 180 миллионов  рублей, с 1 января 2015 - не ниже 300 млн. руб.), за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подают в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

- если банк, размер собственных  средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. менее 180 млн. руб., не достиг  на соответствующую дату размера  собственных средств (капитала) - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб.,1 января 2012 г. - 180 млн. руб., 1 января 2015 г. - 300 млн. руб. - или  если этот банк в течение  трех месяцев подряд допускает  уменьшение размера собственных  средств (капитала) (за исключением  случаев такого снижения вследствие  применения измененной методики  определения размера собственных  средств (капитала) банка) меньшей из  двух величин: размера собственных  средств (капитала), достигнутого им  на 1 января 2007 г., или размера собственных  средств (капитала) 1 января 2010 г. - 90 млн. руб., 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. и 1 января 2015 г. - 300 млн. руб. - и не подает  в Банк России ходатайства  об изменении своего статуса  на статус небанковской кредитной  организации;

- если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере, равном 180 млн. руб. и выше, и допустивший снижение  размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн. руб., а с 1 января 2015 года - 300 миллионов руб. - вследствие изменения  методики определения размера  собственных средств (капитала), в  течение 12 месяцев не достиг указанного  минимального размера собственных  средств (капитала) и не подал  в Банк России ходатайства  об изменении своего статуса  на статус небанковской кредитной  организации;

- если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 млн. руб. и допустивший уменьшение  размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым  на 1 января 2007 г. или с 1 января 2015 года - 300 миллионов руб. - вследствие применения  измененной методики определения  размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12 месяцев не  достиг большей из двух величин  и не подал в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

Ко второй группе относятся основания, при наличии которых Банк России вправе отозвать лицензию.

Банк России вправе отозвать лицензию в случаях:

- установления недостоверности  сведений, на основании которых  выдана лицензия на осуществление  банковских операций;

- задержки начала осуществления  банковских операций, предусмотренных  лицензией, более чем на один  год со дня ее выдачи;

- установления фактов  существенной недостоверности отчетных  данных;

- задержки более чем  на 15 дней представления ежемесячной  отчетности (отчетной документации);

- однократного осуществления  банковской операции, не предусмотренной  выданной лицензией;

- неисполнения федеральных  законов, регулирующих банковскую  деятельность, а также нормативных  актов Банка России, если в  течение одного года к кредитной  организации неоднократно применялись  меры, предусмотренные Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России), а также неоднократного нарушения  в течение одного года требований, предусмотренных Федеральным законом  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  и финансированию терроризма»;

- неоднократного в течение  одного года виновного неисполнения  содержащихся в исполнительных  документах судов, арбитражных судов  требований о взыскании денежных  средств со счетов (во вкладах) клиентов кредитных организаций  при наличии денежных средств  на счетах (во вкладах) указанных  лиц;

- наличия ходатайств временной  администрации, если к моменту  окончания срока деятельности  администрации имеются основания, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- неоднократного непредставления  в установленный срок кредитной  организацией в Банк России  обновленных сведений, необходимых  для внесения изменений в Единый  государственный реестр юридических  лиц, за исключением сведений  о полученных лицензиях;

- неисполнения кредитной  организацией, являющейся управляющим  ипотечным покрытием, требований  Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранения нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Таким образом, в отличие от первой группы отзыв лицензии по основаниям второй группы является не обязанностью, а правом Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в "Вестнике Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. Решение Банка России об отзыве может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации. Обжалование решения Банка России не приостанавливает действия решения. Не позднее следующего дня со дня отзыва лицензии в кредитную организацию Банком России назначается временная администрация.

Одной из составляющих банковского надзора является проводимый Банком России на основе отчетности кредитных организаций анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. При их возникновении Банк России вправе принимать перечень мер, идентичный мерам, принимаемым при нарушениях кредитными организациями действующего законодательства Российской Федерации. При этом основной формой банковского надзора выступают инспекционные проверки Банка России кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Противоречивость организационно-правового положения главного банка страны, что не позволяет определить правовой статус имущества Банка России. Положение усугубляется тем, что в российском законодательстве нет понятия «юридические лица публичного права».

В зарубежном законодательстве к публичным относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти и обладающие властными полномочиями. Такие органы государственной власти, как министерства и ведомства, как правило, создаются в форме государственных учреждений.

Банк России является государственным органом со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ.

Наряду с властными полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы России, управлению банками и иными кредитными организациями, выполнению иных функций специальной компетенции Банк России осуществляет непосредственно банковскую деятельность на коммерческой основе.

Высшим органом ЦБР является Совет директоров, осуществляющий руководство и управление Банком России.

В состав Совета директоров входят:

- Председатель ЦБР и  его заместители;

- директора главных департаментов;

- начальники главных управлений  в национально-государственных и  национально-территориальных образованиях.

Информация о работе Правовое положение Центрального банка РФ