Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 19:40, контрольная работа
В современных условиях формирования новых экономичес¬ких отношений в Российской Федерации, сопровождающегося ос¬ложненной финансовой ситуацией в стране, в том числе и недо¬статочностью финансовых ресурсов, важное значение имеет четкость в правовом регулировании порядка использования пос¬ледних, т.е. осуществления государственных и муниципальных расходов. Выражение «государственные (и муниципальные) расходы» можно понимать в разных аспектах.
1.Понятие и система государственных и муниципальных расходов. 3
2.Понятие и правовые принципы финансирования,
государственных и муниципальных рас¬ходов. 7
3.Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. 15
4. Литература. 27
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный аграрный университет
имени императора ПетраI »
Контрольная работа
по курсу «Финансовое право»
на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ»
Выполнил: студент-заочник центра ДОТ
3курса финансы и кредит факультета
Шифр по зачетке: ДФ /10118
Лиски 2013
Содержание
стр.
1.Понятие и система государственных и муниципальных расходов. 3
2.Понятие и правовые принципы финансирования,
государственных
и муниципальных расходов.
3.Правовой
режим сметно-бюджетного финансирования.
4.
Литература.
1.Понятие и система государственных
и муниципальных расходов.
В современных условиях формирования
новых экономических отношений в Российской
Федерации, сопровождающегося осложненной
финансовой ситуацией в стране, в том числе
и недостаточностью финансовых ресурсов,
важное значение имеет четкость в правовом
регулировании порядка использования
последних, т.е. осуществления государственных
и муниципальных расходов. Выражение «государственные
(и муниципальные) расходы» можно понимать
в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства
и муниципальных образований, произведенных
ими в целях выполнения своих функций
и задач. Такое понимание имеет значение
для учета средств, анализа расходов и
определения перспектив социально-экономической
политики и других направлений развития
государства. Следует отметить публичный
характер этих расходов. Помимо этого,
данное понятие имеет организационный и юридический
аспекты, выступая в качестве составной части финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, а именно, деятельности
по использованию находящихся в их собственности
и распоряжении денежных средств. Ей присущи
все общие особенности финансовой деятельности
государства и муниципальных образований
при наличии специфических черт, свойственных
данному ее этапу. Следует отметить, что
эта часть (направление) финансовой деятельности
находится во взаимозависимости с другими
ее направлениями: образованием денежных
фондов, их распределением; неотъемлемым
ее элементом также должен быть финансовый
контроль. Все это наглядно проявляется
в условиях финансовых трудностей государства,
усугубляющихся принятием решений, не
подкрепленных наличием необходимой финансовой
базы, недостатками в организации государственного
контроля за использованием финансовых
ресурсов.
В процессе деятельности по осуществлению
государственных и муниципальных расходов
возникает широкий круг общественных
отношений, регулируемых финансовым правом,
а в связи с ней — и другими отраслями
права — гражданским, административным
и др. В финансовых правоотношениях в данном
случае участвуют государственные и муниципальные
предприятия, организации, учреждения,
их вышестоящие органы, а также банки,
через которые производится выдача средств.
В таких правоотношениях могут участвовать и
негосударственные или немуниципальные
организации, если государственные
органы власти или органы местного самоуправления
примут специальные решения о выделении
им государственных или муниципальных
средств. Совокупность финансово-правовых
норм, регулирующих упомянутые финансовые
отношения, представляет собой раздел
Особенной части финансового права, состоящий
из ряда финансово-правовых институтов,
которые отражают специфику различных
правовых режимов государственных и муниципальных
расходов.
Таким образом, государственные и муниципальные
расходы получают свое выражение в соответствующих
финансово-правовых институтах и правоотношениях.
Они обладают характерными чертами финансового
права и финансовых правоотношений в целом
и связанными с ними конкретизирующими
особенностями. Совокупность упомянутых
правовых институтов в финансово-правовой
литературе принято именовать «Правовое
регулирование государственных (и муниципальных)
расходов».
Анализируя содержание правовых институтов
государственных и муниципальных расходов,
следует обратить внимание на их тесную
связь с институтами бюджетного права,
государственных и муниципальных внебюджетных
фондов, финансов государственных и муниципальных
предприятий: регулируемые этими институтами
отношения получают развитие в процессе
осуществления государственных и муниципальных
расходов как завершающем этапе реализации
государственных и местных бюджетов, бюджетов
внебюджетных фондов, финансовых планов
предприятий. На этом этапе происходит использование
выделенных для расходов средств всеми
их непосредственными получателями.
Отсюда ясно
исключительно важное практическое
значение финансово-правовых институтов
государственных и
Прежде всего в зависимости от формы собственности
субъектов, осуществляющих публичные
расходы, их следует подразделить на государственные
и муниципальные. Такую классификацию
развивает подразделение расходов на
три группы соответственно уровням организации
власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы
субъектов Федерации (региональные),
которые вместе с федеральными составляют
государственные расходы, и расходы местного
значения, или муниципальные.
Вместе с тем требует уяснения вопрос о
составных частях государственных и муниципальных
расходов, исходя из источников их финансирования:
ограничивается ли их содержание только
расходами за счет бюджетных средств или
оно является более широким? В финансово-правовой
литературе широко распространенным является
мнение о недейственности понятий «бюджетные
расходы» и «государственные и муниципальные
расходы», о соотношении их как части и
целого. Однако высказаны и иные или недостаточно
четко выраженные по этому поводу суждения.
Более убедительным и практически значимым
представляется первое из упомянутых
здесь мнений. Действительно, бюджетные
расходы, хотя и являются решающими в составе
государственных и муниципальных расходов,
тем не менее составляют их часть, не охватывая
всех затрат государства (муниципальных
образований). Другая часть расходов производится
за счет средств государственных и муниципальных
внебюджетных фондов, которые, как и бюджетные
средства, входят в состав соответствующей
казны, а также за счет средств государственных
и муниципальных предприятий, организаций,
учреждений, получаемых ими в результате
своей деятельности. Следовательно, в
зависимости от источников получения
денежных средств, а также порядка их планирования
и использования расходы можно подразделить
на: а) централизованные, осуществляемые
за счет бюджета и государственных (муниципальных)
внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые
государственными и муниципальными организациями
за счет тех средств, которые получены
ими самими в результате своей деятельности
и остаются в их распоряжении. В зависимости
от характера участия в общественном производстве
деятельности выделяются расходы на финансирование:
а) оборотных средств (текущих расходов);
б) основных фондов (капитальных вложений);
в) создание резервов. Существенное
значение для характеристики целевых
направлений государственных и муниципальных
расходов имеет классификация их по функциональному
признаку. Законодательная основа
такой классификации заложена Федеральным
законом «О бюджетной классификации»1.
Хотя Закон установил ее только в отношении
бюджетов, в определенной части она применима
к государственным и муниципальным расходам
в целом. Так, в составе последних можно
выделить направления расходов на:
а) отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;
б)социально-культурную сферу и науку;
в) охрану окружающей природной среды;
г)оборону;
д)правоохранительную деятельность, обеспечение
безопасности, акционирование судебной
системы;
е)международную
деятельность;
ж) государственное управление и местное
самоуправление, включая функционирование
представительных и исполнительных органов
власти;
з) создание запасов и резервов;
и) прочие расходы.
Можно заметить
ряд общих характеристик, свойственных
понятиям государственных (муниципальных)
расходов и доходов: расходы, как и доходы
подразделяются на централизованные и
децентрализованные, а также на федеральные,
субъектов Федерации (региональные) и
местные (муниципальные) или более обобщенно
— на государственные и местные (муниципальные).
Государственные (муниципальные) расходы
и государственные (муниципальные) доходы
— тесно взаимосвязанные категории. Объем
расходов находится в прямой зависимости
от объема доходов. При их несоответствии
наступают негативные последствия — бюджетный
дефицит, инфляция национальной валюты
в связи с покрытием недостатка средств
эмиссией денежных знаков, введение дополнительных
налогов, использование внутренних и внешних.
займов в больших размерах, чем может выдержать
экономика, и т.д., которые могут перерасти
в глубокий финансовый кризис.
2.Понятие и правовые принципы финансирования, государственных и муниципальных расходов.
Государственные
и муниципальные расходы
Но нередко
термин «финансирование» применяется,
в том числе и в
Что касается финансирования, то банк
не вправе распоряжаться средствами, направленными
на банковские счета организаций в таком
порядке. Хотя практика и свидетельствует
об ином: нередки случаи использования
банками выделенных организациям бюджетных
средств в своих интересах, что ставит
задачу необходимости совершенствования
порядка финансирования государственных
и муниципальных расходов, усиления государственного
контроля и ответственности в этой сфере
финансовой деятельности.
В порядке финансирования государственных
(муниципальных) расходов в связи с преобразованиями
экономики появились новые черты: расширился
круг источников финансирования государственных
и муниципальных расходов (что однако
не свидетельствует о достаточности средств),
появились новые организационно-правовые
формы финансирования.
В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:
а) государственных и муниципальных бюджетов, причем, на основании специально принятых решений они могут быть выделены и на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ и например, ст. 58 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» о предоставлении бюджетных кредитов, ст. 130 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» об использовании средств Бюджета развития);
б) средства
государственных (муниципальных) внебюджетных
фондов;
в) средства отраслей экономики — централизованные
фонды министерств, ведомств, собственные
финансовые ресурсы предприятий, учреждений.
В последнее время в формировании необходимой
для финансирования финансовой основы
усилилось значение заемных и привлеченных средств.
Так, помимо увеличения заемных средств
в федеральном бюджете, Правительство
РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить
выпуск собственных ценных бумаг (векселей,
облигаций) на сумму до 15 млрд руб. Придается
большое значение привлечению иностранных
инвестиций. В расходах многих государственных
социально-культурных бюджетных учреждений
стало занимать довольно существенное
место использование полученных ими в
результате своей деятельности дополнительных,
помимо ассигнований из бюджета, — внебюджетных
доходов. Это значительной мере связано
с недостаточным бюджетным финансированием,
вызванным финансовыми трудностями в
стране, а также развитием рыночных отношений.
Что касается хозяйствующих субъектов
(коммерческих организаций), то переход
на новые методы хозяйствования повлек
сокращение бюджетных средств, выделяемых
в отрасли экономики, и переход предприятий
в основном на самофинансирование.
Среди новых организационно-правовых
форм финансирования государственных
и муниципальных расходов следует отметить
такие, как финансирование объектов
(программ.) на конкурсной основе; выделение
грантов (единовременных безвозмездных
и безвозвратных пособий с условием соблюдения
определенных требований) обычно образовательным
учреждениям, творческим коллективам
и т.п., как правило, также в порядке конкурса
или другой системы отбора.
Широко распространенной
стала многоканальная система финансирования
государственных программ с использованием
средств бюджетов разных уровней и внебюджетных
источников (см., например, утвержденную
постановлением Правительства РФ от 24
июня 1998 г. № 650 Федеральную целевую программу
«Развитие медицинской промышленности
в 1998 — 2000 гг. и на период до 2005 года»)3,
Федеральную целевую программу «Интеграция
науки и высшего образования России на
2002—2006 годы», утвержденную постановлением
Правительства РФ от 5 сентября 2001 г.
При этом финансирование планируется
на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным
и долгосрочным.
Взамен непосредственного
финансирования отдельных объектов
(программ) в качестве меры их государственной
поддержки довольно широкое распространение
получило предоставление гарантий
и поручительств коммерческим банкам
за счет средств федерального бюджета
как условие выдачи кредита. Эти гарантии
и поручительства могут преобразоваться
в государственные расходы за счет федерального
бюджета в случае нарушения обязательств
по возврату кредита его получателем.
Неслучайно в последнее время проводятся
меры по сокращению таких гарантий и поручительств
(см., например, ст. 101 Федерального закона
«О федеральном бюджете на 1998 год»).
Все формы финансирования нуждаются в
совершенствовании их правового регулирования.
Финансирование осуществляется на основании
определенных принципов. В формировании
системы нормативных актов, регулирующих
порядок осуществления государственных
и муниципальных расходов, выявление этих
принципов имеет важное значение. Названные
принципы находят отражение (хотя и недостаточное)
в действующем законодательстве. Некоторые
из них сложились ранее, другие возникли
в годы преобразования экономики. Можно
назвать следующие общие принципы финансирования
государственных и муниципальных расходов
(действующие независимо от источников
финансирования):
а) плановость; согласно этому принципу
расходы должны планироваться на основе
государственных или муниципальных планов
и программ; в финансовых планах необходимо
отражение потребностей в средствах и
источников их удовлетворения; финансирование
должно осуществляться в меру выполнения
плановых заданий с учетом освоения ранее
выданных сумм, в связи с чем важное значение
имеет разбивка годовых назначений на
периоды;
б) соответствие планируемых расходов
объему государственных или муниципальных
доходов;
в) целевое направление средств, что означает
необходимость помимо указания общей
суммы средств, выделяемых получателям,
определения конкретных мероприятий и
целей, на которые они должны быть использованы;
г) соответствие финансируемых расходов
охраняемым законом правам и интересам
граждан, организаций, государства (Российской
Федерации и ее субъектов), муниципальных
образований;
д) соответствие
финансируемых расходов требованиям
экологических, санитарно-гигиенических
и других установленных законом и в соответствии
с ним норм;
е) безвозвратность и безвозмездность
выделения средств (за исключением случаев,
установленных в соответствии с законодательством);
ж) контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.
Информация о работе Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов