Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:08, реферат
Имущественные права делятся на относительные и абсолютные. Относительные права отличаются тем, что могут быть реализованы только посредствам действий обязательного лица. Так право получателя продукции по договору поставки не может быть реализовано, если не будут совершенны соответствующие действия по поставки поставщиком. В отличие от относительных прав, абсолютные права характеризуются тем, что предоставляют своему субъекту монопольную возможность действовать по своему усмотрению, т.е. это право на собственное поведение в целях удовлетворения признаваемых законом своих интересов. Реализация таких прав обеспечивается установленной законом обязанностью всех других лиц воздерживаться от каких бы то ни было действий, препятствующих свободному осуществлению этих прав.
1. Общая характеристика правового режима имущества предпринимателя……3
2. Права государственного предприятия……………………………………………….5
3. Правовой режим вещей…………………………………………………………………8
4. Правовой режим денег………………………………………………………………….9
5. Список использованной литературы……………………………………………12
тема Правовой режим имущества и финансов предприятия
Содержание.
Общая характеристика правового режима имущества предпринимателя.
Имущественные права делятся на относительные и абсолютные. Относительные права отличаются тем, что могут быть реализованы только посредствам действий обязательного лица. Так право получателя продукции по договору поставки не может быть реализовано, если не будут совершенны соответствующие действия по поставки поставщиком. В отличие от относительных прав, абсолютные права характеризуются тем, что предоставляют своему субъекту монопольную возможность действовать по своему усмотрению, т.е. это право на собственное поведение в целях удовлетворения признаваемых законом своих интересов. Реализация таких прав обеспечивается установленной законом обязанностью всех других лиц воздерживаться от каких бы то ни было действий, препятствующих свободному осуществлению этих прав.
Абсолютные права предпринимателя можно поделить на две группы:
Для вещных прав характерны такие черты как, право следования и право преимущества, в которых выражается специфика этих прав в сравнении с правами относительными. Так при продаже имущества, обремененного залогом, право залога сохраняется за залогодержателем, вещные права в таком случае как бы следуют за вещью. Право преимущества состоит в том, что если на одно и тоже имущество заявлены два требования, т.е. на лицо конкуренция прав – вещного и обязательственного, то преимущество имеет вещное право.
Круг вещных прав является ограниченным. Субъекты права, включая предпринимателей не вправе по своему усмотрению конструировать такие вещные права, которые не предусмотрены законом, что также отличает вещные права от прав обязательных , поскольку в договорном праве действует принцип свободы договора, в соответствии с которым стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор (ст. 421 ГК).
Круг объектов гражданских прав представлен гл. 6-8 ГК РФ. В соответствии со ст. 128 ГК к ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Практически все виды гражданских прав могут быть предпринимательскими. В то же время, многие из них могут быть предпринимательскими, например предприятие, являющееся, имущественным комплексом, используемым для ведения предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК), коммерческая тайна (ст. 139 ГК).
Предпринимательская деятельность осуществляется на определённой имущественной базе, позволяющей экономически обособить предпринимателя и создать условия для его участия в торговом обороте.
По действующему законодательству к вещным правам относятся: право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, и некоторые другие, например распоряжение имуществом учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). Приведённый перечень вещных прав, содержащийся в ст. 216 ГК, является исчерпывающим.
Довольно часто к вещным правам относят также право залога, аренды и некоторые другие. Разумеется, нельзя отрицать, что у залогодержателя или арендатора имеются определённые правомочия на вещь (заложенную или арендованную), но нельзя не видеть и относительность этих правомочий, зависимость их от действий залогодателя или арендодателя. Не случайно регламентация соответствующих отношений поводится нормами обязательственного права. Переплетение абсолютных и относительных элементов не позволяет, на наш взгляд, отнести эти права целиком к абсолютным вещным. Вместе с тем всякая система права устанавливает точно ограниченное число вещных прав. Точная обозримость видов вещных прав важна, поскольку они ограничивают главное вещное право – право собственности, это необходимо для целей государственной регистрации таких прав.
В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а тек же имущества, приобретённого этими юридическими лицами по иным основаниям. То же следует сказать относительно индивидуальных предпринимателей. Собственники владеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению в пределах, установленных законом и иными правовыми актами (ст. 209 ГК).
Государственные и муниципальные предприятия не являются собственниками закреплённого за ними имущества. Они владеют, пользуются и распоряжаются им на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (ст. 294, ст. 296 ГК). Собственником данного имущества является государство (РФ, субъект РФ) или муниципальное образование. При этом следует подчеркнуть, что все объекты, составляют государственную или муниципальную собственность, делятся на две категории:
Что же собой представляют по природе право хозяйственного ведения и право оперативного управления? Как и право собственности, они являются абсолютными и вещными правами. Различие же права собственности и рассматриваемых вещных прав в том, что:
В данном конкретном отношении, связывающим собственника и субъекта права хозяйственного ведения или субъекта права оперативного управления, являющегося по природе вещным, распределяются вещные права и обязанности между собственником и государством (муниципальным) по поводу вещи.
Собственник, создавая государственное (муниципальное) предприятие и наделяя его имуществом, ограничивает себя в правах на это имущество. Так, в соответствии со ст. 295 ГК собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному (муниципальному) предприятию: 1) решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определения предмета и целей его деятельности, 2) назначает директора (руководителя) предприятия, 3) осуществляет контроль использования по назначению полученных денежных средств и имущества, надлежащему режиму сохранности принадлежащего имущества.
Кроме того, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведение предприятия. Таковы возможности собственника в отношении переданного в хозяйственное ведение имущества.
Права государственного предприятия.
Предприятия в праве самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом, например, должно осуществлять постановки в соответствии с договором поставки для государственных нужд, заключенным во исполнении государственного контракта. Что касается не движимого имущества, то предприятие в праве им распоряжаться (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставные капиталы и т.п.) только с согласия собственника. Следует подчеркнуть, что названное право принадлежит не собственнику, а самому предприятию. По существу субъект права хозяйственного введенья действует как квазисобственник.
Как уже отмечалось, собственник или уполномоченный им орган не вправе вмешиваться в деятельность предприятия, кроме случаев, предусмотренных законом и учредительными документами предприятия (п. 1 ст. 295 ГК).
Таким образом, можно сделать вывод, что государственное (муниципальное) предприятие как субъект права хозяйственного ведения подчиняется общедозволительному началу регулирования и самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается государственным (муниципальным) имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законом и учредительными документами предприятия (т.е. «может всё, кроме отнесённого законом и уставом к правам собственника»).
Практическое значение права хозяйственного ведения заключается в следующем. Для собственника – это один из способов осуществления права собственности в целях извлечения дохода от использования имущества; способ ограничения риска собственника персонифицированным (обособленным) в созданном юридическом лице имуществом. Для предприятия – это ограниченное предпринимательское вещное право, необходимое ему для независимого (самостоятельного) осуществления предпринимательской деятельности. Право хозяйственного ведения юридически оформляет обособление имущества государственного (муниципального) предприятия от имущества других лиц, в том числе от остального имущества собственника, подчиняет это имущество особому правовому режиму.
Рассмотрим теперь право оперативного управления, которое является имущественно-правовой основой деятельности казённого предприятия.
В соответствии со ст. 296 ГК казённое предприятие владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник имущества, закреплённого за казённым предприятием, в праве изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своё усмотрение.
Казённое предприятие, как субъект права оперативного управления, в праве распоряжаться за ним имуществом (как движимым, так и не движимым), только с согласия собственника этого имущества. Казённое предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством (например, поставки для государственных нужд).
Таким образом, вещные правомочия казённого предприятия весьма ограниченны. В их основе лежит разрешительное начало регулирования («т.е. можно только то, что установлено законом, соответствует целям деятельности, определено заданиями собственника, и назначением имущества»). Собственник же, действует по своему усмотрению, если иное не установлено законом. Такая характеристика субъекта права оперативного управления объясняется тем, что он выполняет социально значимую функцию (например, выпускает общественно необходимую продукцию, не гарантирующую извлечение прибыли). Субъект права оперативного управления финансируется под определенные цели за счет средств собственника (соответствующего бюджета), поэтому и направления используемых этих средств, а порой и имущества, приобретенного за счет этих средств, определяются собственником по своему усмотрению.
В соответствии с конституциями права хозяйственного ведения и права оперативного управления предприятия является непосредственным (первичным) субъектом присвоения результатов предпринимательской деятельности, а собственник - опосредованным, получающим часть прибыли предприятия, а также все имущество предприятия в случае его ликвидации, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов.
Следует подчеркнуть, что передавая имущество для использования в предпринимательских целях, государство не становится само предпринимателям. Еще Г.Ф. Шерхеневич обращал внимание на это, поскольку к государству трудно применить ряд признаков предпринимателя: лишение права торговли, объявление о несостоятельном и т.п. и т.д. само понятие «публичный предприниматель» - нонсенс, т.к. соединяет в себе заведомо несоединимое: публичную власть (функцию) и предпринимательскую свободу (самостоятельность), ведет к злоупотреблению власти. Даже создавая предприятия. Государство не преследует цели получения прибыли как таковой, а имеет в виду удовлетворение публичных интересов, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены предпринимателем (нерентабельные производства, социально значимые отрасли и т.п.). Часть прибыли, получаемой государством от использования его имуществом предприятием, составляет доход государства как собственника, но не как предпринимателя.
Информация о работе Правовой режим имущества и финансов предприятия