Проблема наполнения местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – в соответствии с объектом и предметом познания на основании изученной методической, нормативно-правовой и учебной литературы определить сущность, основные характеристики и некоторые проблемы налогообложения на примере местных налогов, а так же изучить два основных вида местных налогов – земельный и налог на имущество физических лиц.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- усвоить исторический аспект местного налогообложения для лучшего понимания тенденций, закономерностей и причин того или иного пути развития в настоящем;
- изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой суть местных налогов, основных видов;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Исторические аспекты возникновения местных налогов……………….5
Понятие местные налогов, общая характеристика, особенности……...9
Некоторые проблемы местного налогообложения……………………..11
Земельный налог………………………………………………………….13
Налог на имущество физических лиц…………………………………...17
Проблема наполнения местного бюджета………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

муниципальные налоги полностью  и непосредственно зачисляются  в местные бюджеты по месту  поступления. Феде­ральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов;

организация введения и взимания данных платежей возложена на органы местного самоуправления;

использование поступлений  от местных налогов и сборов находится  под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты  в качестве закрепленных доходов;

наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции  по правовому регулированию местных  налогов и сборов в сравнении  с другими платежами налоговой  системы. Органам местного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменять ставки некоторых  платежей в сторону понижения; устанавливать  дополнительные льготы для тех или  иных групп налогоплательщиков; местные  налоги позволяют более полно  учитывать местные потребности  и виды расходов местных бюджетов.7

 

 

3. Некоторые проблемы  местного налогообложения.

Исследуя историю становления  и развития местного налогообложения  в России, необходимо отметить, что  в качестве причин, приведших в  настоящее время к финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти, является несовершенство налогового законодательства. В результате чего формирование местных  бюджетов происходит преимущественно  за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от федеральных и региональных налогов  и сборов, а не за счет местных  налогов, что порождает иждивенческие  настроения у руководителей муниципальных образований.

Следует, однако, подчеркнуть, что законодательно провозгласив самостоятельность  муниципальных образований, предусмотрев возможность создания ими местных  бюджетов, государство, фактически, не обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.

В литературе, в частности, известный ученый, академик, крупнейший специалист в области конституционного и муниципального права России О.Е. Кутафин еще в конце прошлого века подчеркивал, что при увеличении нагрузки на муниципальные образования в связи с передачей им полномочий федеральных органов, не обеспечивалось выполнение переданных полномочий финансированием. Особенно это касается сферы здравоохранения, образования и т.д.

В последнее время наблюдается  положительная тенденция в решении  этой проблемы. Так, один из важнейших  законов последнего времени ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ уже закрепляет норму о том, что при передаче органам местного самоуправления полномочий федеральных органов государственной  власти одновременно должно предусматриваться  и выделение соответствующих  ассигнований на их выполнение из федерального бюджета. Согласно п. 7 ст. 48 указанного закона, «органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований  сотруднику полиции, замещающему должность  участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом  административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой  и средствами связи и обеспечение  технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, оснащение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств федерального бюджета». 8 Таким образом, закрепляется передача органам местного самоуправления государственных функций одновременно с передачей соответствующего объема финансирования.

Однако реформа местного самоуправления, как и реформа  межбюджетных отношений, привели к  тому, что местные органы власти оказались все еще без достаточных  финансовых средств для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. Поэтому, как важный источник пополнения местных бюджетов, некоторые авторы предлагают ввести на постоянной основе единый налог на вмененный доход и отнести его к числу местных налогов.

Целесообразно также восстановить категорию «регулирующих налогов» и предусмотреть такие нормативы  отчислений от них, которые обеспечат  общий объем доходов бюджета  субъекта РФ, доходов местного бюджета  не ниже минимального уровня, установленного для каждого региона законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год и плановый период. Пени и  штрафы, закрепленные административным законодательством за налоговые  правонарушения, тоже могут служить  источником пополнения местного бюджета.

Так как Россия является федеративным государством, то преобладающими для нее, бесспорно, являются вертикальные бюджетные связи, т.е. связи между  Российской Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как  правило, строящиеся на основе субординации. Горизонтальные же бюджетные связи  отражают связи между равноправными  по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями  соответственно, что должно учитываться  при правовом регулировании формирования местных бюджетов.

Только на основе научного подхода, путем постепенного введения изменений в систему налогов, налоги будут осуществлять, прежде всего, регулирующую и стимулирующую (а не только фискальную и перераспределительную) функции, в результате чего станет возможно расширение налогооблагаемой базы, и тогда увеличатся поступления налоговых доходов в бюджет, в том числе, и в местные9

4. Земельный налог.

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения  на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения.10

Налог на землю введен в  российскую налоговую систему с  целью стимулирования рационального  использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий  хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Объектами обложения земельным  налогом и арендной платой являются земельные участки, предоставленные  юридическим и физическим лицам (сельскохозяйственные угодья; земли  промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы; земельные  участки, предоставленные гражданам  для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей).

Законом установлен перечень земельных участков, которые не облагаются земельным налогом и арендной платой. Так, освобождены от налогообложения  земли: предоставленные для обеспечения  органов власти и управления, а  также Министерства обороны РФ; занятые  полосой слежения вдоль государственной  границы; общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (улицы, парки, площади и др.).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов  РФ имеют право устанавливать  дополнительные льготы по земельному налогу, но только в пределах суммы налога, зачисляемой в региональный бюджет. Предоставлять льготы по земельному налогу имеют право и органы местного самоуправления, но также в пределах сумм, зачисляемых от этого налога в муниципальный бюджет. Относительно налоговых льгот по данному налогу федеральным законодательством установлено, что органы местного самоуправления предоставляют льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты или понижения ставки налога.

478Размер земельного налога  устанавливается в виде стабильных  платежей за единицу земельной  площади и не зависит от  результатов хозяйственной деятельности  собственников земли, землевладельцев  или землепользователей. Данный  налог исчисляется исходя из  площади земельного участка, облагаемого  налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

Некоторые особенности имеются  в части обложения земельным  налогом сельскохозяйственных угодий. Размер налога с этой категории объектов устанавливается с учетом ряда факторов: состава угодий, их качества, площади, местоположения, качества почвы, многолетних  насаждений, сенокосов и т. Д.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая  стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком  в соответствии с законодательством  об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

0,3 процента в отношении  земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в составе  зон сельскохозяйственного использования  в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении  прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.11

Федеральным законодательством  предоставлено право органам  местного самоуправления повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза, например в случае неиспользования или нецелевого использования земли. Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений. Хотя земельный налог и относится к группе местных, но сумма поступающих от него платежей зачисляется в бюджеты различных уровней. Земельный налог учитывается в доходах и расходах местных бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование.12

Налогоплательщики – организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу.

Срок представления – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2011 года обязанность  представления авансовых расчетов по земельному налогу для данной категории  налогоплательщиков отменена, однако сохранена обязанность по оплате авансовых платежей.

 

    1. Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц, также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности  движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации.

Введен в действие Законом  РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц»1. Плательщиками  этого налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в  собственности следующее имущество:

жилой дом

квартира

комната

дача

гараж

иное строение

помещение и сооружение

доля в праве общей  собственности на имущество.

 

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость  имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Инвентаризационная стоимость  определяется органами технического учета  и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства  может проводиться на основании  заявления заинтересованных лиц. 13

Главным критерием при  определении плательщиков налога является наличие права собственности  на имущество. Данным налогом облагаются все здания и помещения, имеющиеся  у физических лиц. Налог уплачивается также со служебных и вспомогательных  помещений: подсобных комнат, паркингов, надворных построек и т. Д. При этом из состава налогооблагаемого имущества не исключаются временно не используемые помещения или сооружения.

Федеральное законодательство предусматривает особенности определения  субъектов налогообложения, имущество  которых находится в общей  собственности или перешло в  порядке наследования. Так, если имущество, являющееся объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц или в общей долевой  собственности физических лиц и  предприятий (организаций), то налогоплательщиком в отношении этого имущества  признается каждое из физических лиц  соразмерно принадлежащей ему доле. Относительно имущества, являющегося  объектом налогообложения, но находящегося в общей совместной собственности, налогоплательщиками признаются все  собственники этого имущества в  равных долях. Однако законодательство разрешает собственникам совместного  имущества самим определить одного плательщика налога на имущество. За строение, помещение или сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается  с наследников имущества с  момента открытия наследства.

Информация о работе Проблема наполнения местного бюджета