Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – в соответствии с объектом и предметом познания на основании изученной методической, нормативно-правовой и учебной литературы определить сущность, основные характеристики и некоторые проблемы налогообложения на примере местных налогов, а так же изучить два основных вида местных налогов – земельный и налог на имущество физических лиц.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- усвоить исторический аспект местного налогообложения для лучшего понимания тенденций, закономерностей и причин того или иного пути развития в настоящем;
- изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой суть местных налогов, основных видов;
Введение ……………………………………………………………………….3
Исторические аспекты возникновения местных налогов……………….5
Понятие местные налогов, общая характеристика, особенности……...9
Некоторые проблемы местного налогообложения……………………..11
Земельный налог………………………………………………………….13
Налог на имущество физических лиц…………………………………...17
Проблема наполнения местного бюджета………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………
муниципальные налоги полностью и непосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления. Федеральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов;
организация введения и взимания данных платежей возложена на органы местного самоуправления;
использование поступлений от местных налогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
наличие у органов местного
самоуправления более широкой компетенции
по правовому регулированию
3. Некоторые проблемы местного налогообложения.
Исследуя историю становления
и развития местного налогообложения
в России, необходимо отметить, что
в качестве причин, приведших в
настоящее время к финансовой
зависимости органов местного самоуправления
от органов государственной
Следует, однако, подчеркнуть, что законодательно провозгласив самостоятельность муниципальных образований, предусмотрев возможность создания ими местных бюджетов, государство, фактически, не обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.
В литературе, в частности, известный ученый, академик, крупнейший специалист в области конституционного и муниципального права России О.Е. Кутафин еще в конце прошлого века подчеркивал, что при увеличении нагрузки на муниципальные образования в связи с передачей им полномочий федеральных органов, не обеспечивалось выполнение переданных полномочий финансированием. Особенно это касается сферы здравоохранения, образования и т.д.
В последнее время наблюдается
положительная тенденция в
Однако реформа местного
самоуправления, как и реформа
межбюджетных отношений, привели к
тому, что местные органы власти
оказались все еще без
Целесообразно также восстановить
категорию «регулирующих
Так как Россия является федеративным государством, то преобладающими для нее, бесспорно, являются вертикальные бюджетные связи, т.е. связи между Российской Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, строящиеся на основе субординации. Горизонтальные же бюджетные связи отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно, что должно учитываться при правовом регулировании формирования местных бюджетов.
Только на основе научного подхода, путем постепенного введения изменений в систему налогов, налоги будут осуществлять, прежде всего, регулирующую и стимулирующую (а не только фискальную и перераспределительную) функции, в результате чего станет возможно расширение налогооблагаемой базы, и тогда увеличатся поступления налоговых доходов в бюджет, в том числе, и в местные9
4. Земельный налог.
Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.
Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.10
Налог на землю введен в
российскую налоговую систему с
целью стимулирования рационального
использования, охраны и освоения земель,
повышения плодородия почв, выравнивания
социально-экономических
Объектами обложения земельным налогом и арендной платой являются земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам (сельскохозяйственные угодья; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей).
Законом установлен перечень
земельных участков, которые не облагаются
земельным налогом и арендной
платой. Так, освобождены от налогообложения
земли: предоставленные для
Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу, но только в пределах суммы налога, зачисляемой в региональный бюджет. Предоставлять льготы по земельному налогу имеют право и органы местного самоуправления, но также в пределах сумм, зачисляемых от этого налога в муниципальный бюджет. Относительно налоговых льгот по данному налогу федеральным законодательством установлено, что органы местного самоуправления предоставляют льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты или понижения ставки налога.
478Размер земельного налога
устанавливается в виде
Некоторые особенности имеются в части обложения земельным налогом сельскохозяйственных угодий. Размер налога с этой категории объектов устанавливается с учетом ряда факторов: состава угодий, их качества, площади, местоположения, качества почвы, многолетних насаждений, сенокосов и т. Д.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения или к землям в составе
зон сельскохозяйственного
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.11
Федеральным законодательством предоставлено право органам местного самоуправления повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза, например в случае неиспользования или нецелевого использования земли. Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений. Хотя земельный налог и относится к группе местных, но сумма поступающих от него платежей зачисляется в бюджеты различных уровней. Земельный налог учитывается в доходах и расходах местных бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование.12
Налогоплательщики – организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу.
Срок представления – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 1 января 2011 года обязанность
представления авансовых
Налог на имущество физических лиц, также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Является прямым налогом,
обращенным к находящемуся в собственности
движимому и недвижимому
Введен в действие Законом
РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налоге на
имущество физических лиц»1. Плательщиками
этого налога являются граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и
лица без гражданства, имеющие на
территории Российской Федерации в
собственности следующее
жилой дом
квартира
комната
дача
гараж
иное строение
помещение и сооружение
доля в праве общей собственности на имущество.
Налоговая база по налогу на
имущество физических лиц определяется
как инвентаризационная стоимость
имущества по состоянию на 1 января
года, являющегося налоговым
Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.
Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц. 13
Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Данным налогом облагаются все здания и помещения, имеющиеся у физических лиц. Налог уплачивается также со служебных и вспомогательных помещений: подсобных комнат, паркингов, надворных построек и т. Д. При этом из состава налогооблагаемого имущества не исключаются временно не используемые помещения или сооружения.
Федеральное законодательство
предусматривает особенности