Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:06, шпаргалка
Финансы – не денежные средства, а общественные отношения между людьми, по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Функции финансов: Распределительная (способствует организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства); Контрольная (проявляется в отношении за удовлетворением потребностей в обществе и перераспределении национального дохода).
1. Финансы – не денежные средства, а общественные отношения между людьми, по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Функции финансов: Распределительная (способствует организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства); Контрольная (проявляется в отношении за удовлетворением потребностей в обществе и перераспределении национального дохода). Финансы как совокупность общественных экономических отношений составляют Финансовую систему РФ, представляя собой совокупность следующих звеньев: бюджетная система (с ее помощью образуются денежные фонды для осуществления гос. функций); внебюджетные целевые фонды (образуются за счет обязательных платежей и носят строго целевой характер); финансы хозяйствующих субъектов и отраслей (это основа всей финансовой системы, т.к. связано с материальным производством и созданием национального дохода); имущественное и личное страхование (состоит из страховых фондов предназначенных для возмещения материального ущерба при наступлении страховых случаев); кредитование (привлечение временносвободных денежных средств физ. лиц и юр. лиц и предоставление этих средств гражданам и организациям на определенных условиях.
2. Финансовая деятельность – осуществляет функции по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально – эконом. развития, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных формах: в сфере образования, распределения и использования госуд. денежных фондов. Важной стороной финансовой деятельности государства явл. распределение финансовых ресурсов, между федеральными органами, субъектами федерации и МС. Финансовая деятельность государства основана на следующих принципах: законности (заключается в том, что весь процесс создания, распределения и использования денежных средств детально регламентируется нормами финансового права); гласности (проявляется в процедуре доведения до граждан с помощью СМИ проектов различных финансовых планов и отчетов об их использовании); плановости (выражается в том, что финансовая деятельность государства и МО осуществляется на основе финансовых планов. В финансовом планировании должны быть охвачены все звенья финансовой системы); федерализма (в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации); единство финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов федерации в области финансовой деятельности; самостоятельность финансовой деятельности ОМС; социальная направленность финансовой деятельности.
3. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них выражаются действия гос. органов и ОМС по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправомерные формы – это инструктирование финансовой службы предприятий, проведения совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно – финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и др. организаторская работа; финансово – технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово – экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юрид. значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно – властный характер действий органов государственной власти в области финансов. Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов всех уровней и организационно – правовых форм.
4. Финансовые акты – принятые в предусмотренной форме и имеющие юрид. последствия решения гос. органов и ОМС по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово – правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Виды: закон; договор; финансово – плановые акты; финансово – кредитные и кассовые планы банков; бюджетные планы; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств и ведомств; финансовые планы предприятий и учреждений; сметы финансовых учреждений.
6. Наука ФП – отраслевая, общественная, публично – правовая наука имеющая своим предметом ФП как отрасль и представляет собой систему знаний в виде финансово – правовых категорий, принципов, правил юрид. техники, а так же научных прогнозов и предложений на совершенствование правотворчества и правопреемства. Предмет науки ФП состоит из следующих компонентов: нормы и институты ФП РФ; финансово – правовые отношения; финансовое законодательство; тенденции развития финансово – правового регулирования. Задачи науки ФП можно сформировать в 2 группы: переосмысление реально установившихся финансово – правовых категорий и институтов; исследование новых финансово – правовых институтов, формулировка новых финансово – правовых концепций, исходя из совершенствования финансового законодательства.
7. Наиболее крупное подразделение российского финансового права – общая и особенная часть. К общей части относится: общие основные принципы; правовые формы и методы финансовой деятельности государства и МО; система гос. органов, осуществляющая финансовую деятельность; общие положения финансового контроля. В особенную часть ФП входят разделы в которые сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетные денежные фонды; финансы государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации имущественного и личного страхования; организации банковского кредита; валютного регулирования. В рамках особенной части ФП сформировались две подотрасли: бюджетное и налоговое право + банковское. Источники: К РФ, Конституция и уставы субъектов РФ, ФЗ, подзаконные НПА.
10. Субъект ФП – лицо, обладающее правосубъективностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, т.к. оно наделено необходимыми правами и обязанностями. Субъект финансового правоотношения – реальный участник конкретных правоотношений. Юрид. права и обязанности принадлежат субъектам ФП в силу действия финансово – правовых норм, независимо в участии в конкретных правоотношениях. Всего 3 группы субъектов: коллективные субъекты; государство и его территориальные подразделения; индивидуальные субъекты. Возможно подразделить субъекты и на 2 группы: организации, куда входят коллективные субъекты и государство и его территориальные подразделения; граждане (физ. лица) в качестве индивидуальных субъектов. В группу субъектов (государство и территориальное подразделение) входят: РФ; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения – Москва и Санкт – Петербург, автономная область и автономные округа; муниципальные образования – городские, сельские поселения и т.д.; административно – территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав МО; административно – территориальные образования особого режима. Коллективными субъектами явл.: государственные и общественные организации, к числу которых относятся: ОГВ и управления; ОМС; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди кот. выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Индивидуальные субъекты (физ. лица): граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны с налоговыми и др. обязательными платежами, поступающими в сосуд. или муниципальную казну. Среди физ. лиц – субъектов ФП выделяют граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юрид. лица.
11. ОИВ Общей компетенции. Финансовая деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов. В силу различия задач и правового положения тех или иных органов степень их участия в ней неодинаковы. Представительные органы и ОИВ осуществляют функции в области финансов, наряду с другими своими функциями. В их компетенцию входит общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает жизнедеятельность в целом. ОИВ общей компетенции – Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ. Функции в области финансов: общее руководство министерствами; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику. Законопроекты о введении и ли отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государствами, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет ФБ, могут быть внесены только при наличии заключения правительства РФ.
12. ПОГВ. Финансовая деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов. В силу различия задач и правового положения тех или иных органов степень их участия в ней неодинаковы . Представительные органы и ОИВ осуществляют функции в области финансов, наряду с другими своими функциями. В их компетенцию входит общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает жизнедеятельность в целом. Согласно принципу разделения властей прерогативой ПОГВ является принятие законов по вопросам финансов ( в том числе и закона о финансовом бюджете на конкретный финансовый год + НК РФ, БК РФ). Обязательному рассмотрению в Совету Федерации подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира.
13. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и др. документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции Министерство финансов взаимодействует с др. органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, ОМС, общественными объединениями и др. организациями. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Министерству финансов разрешено иметь в составе центрального аппарата 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования госуд. аппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; управление гос. внутренним долгом; управление гос. внешним долгом и т.д. Эта структура Министерства финансов определила основные задачи: совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики; разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составления отчета об исполнении федерального бюджета; разработка программ государственного заимствования и т.д. Этим задачам соответствуют выполняемые Министерством финансов функции (подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участи в подготовке предложений по основным направлениям денежно – кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета). Права Министерства финансов: право на составление и использование бюджета и контроля за ним; право защищать материалы по проектам фондов и отчетов об их использовании; право по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; право по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка. Деятельность Министерства финансов распространяется на все звенья финансовой системы.
14. Система органов Федерального казначейства находится в подчинении Минфина. Образована Указом Правительства РФ от 8.12. 1992г. В состав входят Главное управление Федерального Казначейства Минфина РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам и районам в городах. Начальник ГУФК назначается и освобождается Правительством РФ, руководитель территориальных органов – Руководителем вышестоящего органа казначейства. Эти органы созданы в целях: проведения гос. бюджетной политики; эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения финансового бюджета; повышения оперативности в финансировании госуд. программ; усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием гос. средств. Задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением Федерального бюджета, управление его доходами и расходами, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципов единства кассы; регулирование финансовых отношений между Федеральным бюджетом и гос. внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос. финансовых ресурсов и оперативное управление ими; сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного, внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов гос. власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями. Органы финансового контроля наделены правами: обеспечивающие контрольные функции ( проводить проверка денежных документов, смет; получать от банков, иных финансово –кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций ,использующих средства федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов, изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федеральный бюджет и внебюджетный фонд); вправе применять меры принудительного воздействия, требовать устранения выявленных нарушений, приостанавливать операции по счетам, выдавать предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению); Представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные казначейства в целях управления средствами местной казны и обслуживания местного бюджета.