Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Самостоятельность фин. деят-ти органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деят-ти законодательством РФ и соотв. субъекта Федерации. Они самост. утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные фонды, уст-т местные налоги и сборы в соотв. с фед. законод-м и зак-ом субъекта Федерации.
Социальная направленности фин. деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное гос-во, политика которого направлена на создание уровня, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда и т.д.
Распределение функций в области фин. деят-ти на основе разделения законод. и исполнит. властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законод. и исполнит. органов власти. Так, Гос. Дума принимает ФЗ (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам фед. бюджета, фед. налогов и сборов, фин-го, валютного, кредитного рег-я, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Гос. Думе проекта фед. бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой фин., кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими офиц. опубликования законов, что непоср-но относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Принцип плановости выражается в том, что деят-ть гос-ва и муниц. образований по формир-ю, распределению и использованию фин. ресурсов осущ-ся на основе фин. планов, разрабатываемых в соответствии с гос. и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Принцип законности означает необх-ть строгого соблюдения требований фин.-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе фин. деят-ти, включая гос. органы власти, органы местного самоупр., предприятия, организации, учр. и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей РФ в качестве правового гос-ва. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм фин. права применяются соответствующие меры ответственности.
Вопрос 6. Формы и методы публичной финансовой деятельности.
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов и органов местного самоуправления по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.
Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.
Вопрос 7. Понятие и виды финансовых актов.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоуправления по вопросам фин. деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие фед. бюджета оформляется ФЗ. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения ден. средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов гос. управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юр. свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды фин. обязательств предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. ден. средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
По юр. природе фин.-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся ФЗ и законы субъектов Федерации по вопросам фин. деят-ти гос-ва; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе фин. деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ре-сурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.
В ведении федеральных представительных и исполнительных органов государственной власти находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ). Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ). Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 17.12.97 №2-ФКЗ в ред. от 31.12.97). Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Минфин России; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Центральный банк РФ (Банк России).
Минфин России является фед. органом исполнит. власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных фед. органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с фед. органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
1. Основными задачами Минфина России являются:1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;2) разработка и реализация единой фин., бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;3) разработка проекта фед. бюджета и обеспечения его исполнения; составление отчета об исполнении фед. бюджета и консолидированного бюджета РФ;4) осущ-е в пределах своей компетенции гос. фин. контроля;5) разработка и реализация единой политики в сфере развития фин. рынков в Российской Федерации и др.
2. Федеральное казначейство РФ создано Указом Президента РФ от 08.12.92 № 1556. Единую централизованную систему органов фед. казначейства возглавляет руководитель фед. казначейства - начальник Главного управления фед. казначейства Минфина России. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы гос. власти РФ о проведении бюджетной политики и осуществлении эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, о состоянии гос. внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ. Фед. казначейство осущ-т предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам гос. внебюджетных фондов.
В целях усиления контроля за исполнением фед. бюджета Главное управление фед. казначейства Минфина России взаимодействует с Банком России, с Министерством РФ по налогам и сборам, иными фед. органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передаются правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.
3.Особое положение среди фед. органов исполнительной власти, осуществляющих фин. деятельность, занимает ЦБ РФ (Банк России). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, ФЗ "О ЦБ РФ" и другими ФЗ. ЦБ РФ, являясь юр., одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для фед. гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоупр., всех юр. и физ. лиц. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Банка России.
ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Банк России выполняет следующие функции: