Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Банк России подотчетен Государственной Думе - нижней палате российского парламента.
Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: Государственные финансы, Финансы предприятий, учреждений, организаций, Кредитование, Страхование, Местные финансы.
Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие всех финансовых институтов образуют финансовую систему, которая состоит из: Государственные финансы, Финансы предприятий, учреждений, организаций, Кредитование, Страхование, Местные финансы
Каждый институт финансовой системы подразделяется на элементы в соответствии с внутренней структурой финансовых взаимосвязей. Так, гос. финансы включают в себя: Бюджетную систему страны, в т.ч. внебюджетные фонды, Гос. кредит.
Финансы предприятий, учреждений, организаций объединяют: Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, Финансы общественных объединений.
Законодательное закрепление основных принципов организации местных финансов принято выделять в самостоятельный институт - местные финансы. В соответствии с ФЗ РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местные финансы включают средства местного бюджета, гос., муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и др. финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, гос. финансовой поддержке, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г., другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами органов самоуправления. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
В сфере страховых
отношений каждое из звеньев,
представленное особой отраслью страхования,
подразделяется по видам страхования:
а) личное страхование; б) имущественное
страхование; в) страхование ответственности;
г) страхование предпринимательских рисков;
д) перестрахование. Центральное место
в финансовой системе принадлежит бюджетной
системе, с помощью которой образуются
фонды денежных средств государственных
или административно-
Т.о., финансовая система- совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.
Финансовое право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.
Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе еще советского права являлся предметом дискуссии и практически был решен в конце 60-х -- начале 70-х гг. Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью, писала еще P.O. Халфина. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права.
Это положение, впервые сформулированное P.O. Халфиной в 1952 г., разделяли Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин.
Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А Ровинский, М.А. Гурвич, СИ. Вильнянский, Н.И. Химичева.
Финансовое право, конечно, взаимодействует с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.
Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.
Каждая отрасль права имеет со специфический метод пр. регулирования. Под методом правового регулирования понимается - способ воздействия данной отрасли права на определенный вид обществ. отношений, являющийся предметом ее регулирования. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ (метод “властного обязывания” или метод “власти и подчинения”, императивны метод) исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой метод наоборот основан на равенстве сторон, на возможности выбирать ими любой дозволенной линии поведения. Основной метод финансового права - метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.
Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение. Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования -- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, -- пишет Н.И. Химичёва, -- свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов уполномоченных государством на властные действия... Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности». И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности».
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Система российского фин. права -- это объективно обусловленное общественными фин. отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.
Нормы фин. пр. в зависимости от особенностей регулируемых ими общ. отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями фин.о права являются общая и особенная части. Впервые такое деление было введено в теорию финансового права в 1952 г.
Общая часть финансового права включает в себя:
Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений.
Особенная часть фин. права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности отдельные институты фин. права, связь между которыми объективно обусловлена. В теории права существует точка зрения, согласно которой в особенной части фин.о права объединяются не только фин.-правовые институты, но и более крупные подразделения, представляющие собой совокупность институтов -- подотрасли права. В Особенную часть фин. права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) гос. бюджетной системы; б) внебюджетных гос. и муниципальных фондов; в) финансов гос. предприятий; г) гос. доходов; д) гос. кредита; е) гос. страхования; ж) гос. расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования. Объединение норм фин. пр. в общей и особ. частях, в разделах, фин.-пр. институтах имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет более эффективно пользоваться фин. законодательством, способствует соблюдению важнейшего принципа фин. деятельности -- законности.
Источниками фин. права явл. н.-пр. акты, в которых содержатся пр. нормы, рег-е фин. отношения. Иначе можно сказать, что источники фин. права - это правовые акты представит. и исполнит. органов гос. власти и местного самоупр., в которых содержатся нормы финансового права.
В завис. от юр. силы актов, содержащих пр. нормы, источники фин. права можно разделить на следующие группы.
1.Законы РФ:
а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юр. сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению РФ отнесено установление правовых основ единого рынка, фин., валютное, кредитное, таможенное регулирование, ден. эмиссия; в ведении РФ находятся фед. банки, фед. бюджет, фед. налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФи субъектов РФотнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
6) Акты Федерального Собрания РФ: * ФКЗ. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; * ФЗ. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; * акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
2.Подзаконные федеральные акты:1)указы, распоряжения Президента РФ;2) постановления, распоряжения Правительства РФ;3) нормативные акты министерств и других центральных органов;4) приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов; 5) исполнительной власти.
3. Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ: Законы субъектов РФ; конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации.