Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:36, курсовая работа
В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.
Введение
4
1 Понятие Бюджетного процесса
6
2 Бюджетный процесс и его стадии
2.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс
2.2 Составление проекта бюджета
2.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
2.4 Исполнение Бюджетов
2.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
9
9
11
14
17
21
3 Бюджетный контроль, проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения.
23
Заключение
28
Список использованной литературы
30
Приложения
3
Введение |
4 |
1 Понятие Бюджетного процесса |
6 |
2 Бюджетный процесс и его стадии 2.1 Бюджетное
планирование и бюджетный 2.2 Составление проекта бюджета 2.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов 2.4 Исполнение Бюджетов 2.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение |
9 9 11 14 17 21 |
3 Бюджетный контроль, проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения. |
23 |
Заключение |
28 |
Список использованной литературы |
30 |
Приложения |
32 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Государственный бюджет представляет
собой основной финансовый план образования,
распределения и использования
централизованного денежного
Субъектом бюджетных отношений выступают государство, хозяйствующие субъекты, население и т.д.
Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме " Бюджетный процесс: сущность и функции" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения.
Все выше сказанное указывает на актуальность рассматриваемой темы.
Объектом данного исследования является анализ условий бюджетного процесса и его сущности.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Предметом исследования является рассмотрение бюджетного процесса, сущности а так же стадий составления проекта бюджета.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи, которые являются предметом исследования данной курсовой работы:
1. Изучить понятие государственного бюджета.
2. Проанализировать этапы бюджетного процесса.
3. Рассмотреть проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения.
4. Раскрыть основы организации бюджетного процесса в РФ.
В процессе написания курсовой работы по данной теме мы проанализируем Нормативно правовые акты: Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее БК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ), рассмотрим Министерство финансов Российской Федерации (далее МФ РФ), а также изучим мнения различных авторов Нестеренко Т., Лушин С., и других.
Согласно ст.6 БК РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности./1/
Срок действия
утвержденного бюджета
Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением Совета народных комиссаров (далее СНК) от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении занимает около пяти лет. Этот срок в научной литературе именуется бюджетным циклом. Данный процесс протекает в несколько стадий: составление проекта бюджета; исполнение бюджета; подготовка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Все стадии жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины.
Бюджетный процесс протекает строго последовательно во времени. Это связано с тем, что на каждой стадии можно решить только те вопросы, ставить которые в будущем нет необходимости, поэтому изменить указанный порядок протекания бюджетного процесса не представляется возможным.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов…/18/
Вместе с тем
для бюджетного процесса
Так, распределение
полномочий в бюджетном
Всем без исключения
стадиям бюджетного процесса
свойственен принцип
Для бюджетного
процесса характерен и принцип
ежегодности, выражающийся
Бюджетный процесс строится на определенных принципах, что позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. Помимо общих принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность и специализация бюджетных показателей.
Ежегодность бюджета означает, что бюджет должен содержать обязательную годовую часть, принимаемую сроком на один год – с 1 января по 31 декабря, и плановую – на два года. Это важный основополагающий принцип, подразумевающий обязательное ежегодное принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более рационально подходить к распределению бюджетных средств. Для обеспечения этого принципа в БК РФ предусмотрена норма, регламентирующая срок представления Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года (ст.192 БК РФ).
Специализация бюджетных показателей означает, что бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составляются по единой бюджетной классификации: с обязательной группировкой доходов и расходов по общим признакам, присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров./15/
Таким образом мы понимаем что бюджетный процесс – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Срок действия бюджета называется бюджетным годом и составляет 12 месяцев.
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
До принятия БК РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР” от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются: