Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение

Теоретические аспекты государственного бюджета
Сущность и особенности государственного бюджета
Классификация структура доходов бюджетов разных уровней бюджетов КР
Особенности формирования республиканского бюджета

Налоговые доходы республиканского бюджета
Кыргызской Республике
Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
Анализ республиканского
бюджета Кыргызской Республики
Проблемы и перспективы государственного бюджеты
Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета
Перспективы государственного бюджета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики (2).docx

— 83.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Налоговые доходы  республиканского бюджета Кыргызской Республике

 

2.1 Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики

 

В КР двухуровневая система государственного бюджета:

1 уровень  - республиканский бюджет

2 уровень  - местные бюджеты

Двухуровневый бюджет даст положительный  импульс для богатых органов  местных самоуправлений. К примеру, бюджеты городов Канта, Шопокова, Чолпон-Аты и села Бостери возрастут  в несколько раз. Пансионаты, находящиеся  на территории села, ежегодно в виде налогов в местную казну перечисляют  около 10 миллионов сомов. Из них 2-3 миллиона предназначались для нужд села, оставшиеся средства район распределял среди  дотационных сел. При введении двухуровневой системы все местные налоги (стопроцентно) распределяются по усмотрению МСУ.

При двухуровневой системе бюджет столицы республики не пострадает, поскольку она всегда жила по данному принципу. В год Бишкек собирает свыше шести миллиардов сомов в виде налогов. Вся денежная масса республики сосредоточена в столице. По причине того, что многие крупные организации, в том числе «Кыргызтелеком», «Бител», несмотря на то, что ведут коммерческую деятельность по всей территории страны, а «Кумтор» - в Иссык-Кульской области, налоги платят по месту регистрации. Что касается целевых показателей по бюджету Бишкека на 2008 год, то первоначальные параметры были на уровне 1,5 миллиарда сомов. После согласования с городскими властями целевые показатели достигли примерно 1,9 миллиарда сомов.

До перехода на двухуровневый бюджет, в республике действовала четырехуровневая система, при которой средства из госбюджета перечислялись сначала  в областные, потом в районные бюджеты и оттуда распределялись на местах. Переход к новому бюджету  был призван ускорить административно-территориальную  реформу в стране.

 

 

2.2 Анализ республиканского бюджета КР

 

За 2008 г. в бюджет фактически поступило 13986,6 млн. сомов налогов и платежей, или 100,7% к плановому заданию При этом при сравнении с прошлым годом номинальный рост доходов составил 117,4%, или поступление налогов и платежей возросло на 2074,6 млн. сомов. В объеме ВВП доходная часть бюджета составила 18,7%, что ниже на 0,2 процентных пункта прошлогоднего показателя.

 

Налоговые поступления. В 2008 г. удельный вес налоговых поступлений в ВВП по сравнению с 2007 г. увеличился на 0,6 процентных пункта. При этом удельный вес налоговых поступлений в структуре общих доходов с грантами снизился на 0,4 процентных пункта.

Сборы подоходного  налога по данным Комитета по доходам  за 2008 г. составили 1442,9 млн. сомов, или 102,5% к плану по сравнению с прошлым годом сборы увеличились на 19,4 несмотря на снижение ставок подоходного налога в 2008 г. и установление их в размере 10% и 20%, в отличие от прежней прогрессивной системы ставок (от 5% до 33%), и увеличения размера необлагаемого подоходным налогом минимума с 400 до 650 сомов в месяц. Это объясняется увеличением среднемесячной заработной платы и улучшением администрирования. Доля подоходного налога в структуре налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом снизилась с 10,5% до 10,3%, а в объеме ВВП увеличилась на 0,1 процентных пункта.

По налогу на прибыль за 2008 г. поступление составило 918,6 млн. сомов, при этом план (890,00 млн. сомов) был перевыполнен на 108,7%. Доля налога в общих налоговых поступлениях снизилась на 1,6%, а в объеме ВВП за 2008 г., как и в 2004 г. составила 1,3%. Сборы по налогу на прибыль по сравнению с прошлым годом снизилась на 2,6% не только за счет установления ставки налога на прибыль в размере 30% для предприятий монополистов и 20% для остальных предприятий, но и за счет снижения количества налогоплательщиков данного вида налога на 38, %. На снижение поступлений налога наприбыль также оказало влияние недопоступление сумм от предприятий системы Кыргызэнерго. Так, если за прошлый год от АО «Кыргызэнерго» поступило налога на прибыль в размере 401,8 млн. сомов, то за 12 месяцев текущего года фактически поступившая сумма налога от деятельности Энергокомпаний составила 363,6 млн. сомов, то есть меньше 9,5%, что заметно отразилось на увеличении состояния недоимки. Без учета поступлений налога от Энергокомпаний поступления увеличились на 5,8%.

По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года финансовые результаты экономической  деятельности предприятий в целом  ухудшились, о чем свидетельствует  снижение объема балансовой прибыли  оценочно более чем в два раза. Так, предприятиями за 9 месяцев 2008 г. получена балансовая прибыль в размере 1987,8 млн. сомов, что на 3655,0 млн. сомов меньше показателя за соответствующий период прошлого года.

За 9 месяцев 2008 г. рентабельными предприятиями получена прибыль в размере 4138,1 млн. сомов, их доля в общем числе предприятий составила 35,3%(2885 предприятий). Основные суммы прибыли приходились на предприятия горнодобывающей промышленности - 1078,7 млн. сомов или 26,1% суммарной прибыли предприятий республики, обрабатывающей промышленности - 650,5 млн. сомов или 15,7%, транспорта и связи - 759,2 млн. сомов или 18,3, организации торговли, по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 511,1 млн. сомов или 12,4% финансовой деятельности - 470,3 млн. сомов или 11,4%.

В январе - сентябре 2008 г. убыточными являлись 38,3% отчитавшихся предприятий, общая сумма их убытков достигла 2150,3 млн. сомов. По сравнению с январем - июнем убытки возросли на 16,6% или на 305,8 млн. сомов, за счет предприятий обрабатывающей промышленности, организаций торговли, по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорта и связи.

 

В 2008 г. поступило 1445,6 млн. сомов налога на добавленную стоимость на внутреннюю продукцию, с исполнением плана 98,0%, при этом темп роста относительно 2004 г. составил 113,3%, что объясняется снижением ставок фиксированного зачета по НДС для сельскохозяйственной продукции с 1 января2007 г. с 10% - 12% до 5% - 7% и с 15 мая 2007 г. - до 3%. Доля НДС в структуре налоговых поступлений снизилась на 0,1% и в объеме ВВП возросла на 0,2 процентных пункта.

Поступление по налогу за оказание платных услуг  населению и с розничных продаж за 2008 г. составили 410,4 млн. сомов с выполнением плана (467,2 млн. сомов) на 87,8%. Не выполнение обусловлено тем, что увеличенная ставка 4% принята не повсеместно. Темп роста к 2007 г. составил 134,5%, что объясняется повышением ставки налога с 3 до 4 процентов.

Повысились  налоговых поступлении за счет следующих источников:

- НДС на  ввозимую продукцию на -165%;

- Налог с товарооборота розничной торговли на - 133,6;

- Акцизные сборы на - 115,6%

- Поступление средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на - 128,2%.

- Поступление средств на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы на-3 раза.

- Налог с юридических лиц - владельцев транспортных средств на 129,1%. Нужно отметить, что НДС на внутреннюю продукция снизилась на -6%. Акцизы на внутреннюю (местную) продукцию и.т.д. Чтобы дать экономическую оценку по налоговым поступлениям

 

В целом по Кыргызской Республике выбор принципов формирования доходов и расходов местных бюджетов - наиболее сложный аспект организации. Это обусловлено тем, что они предназначены для реализации целей и задач бюджетной политики, обеспечения функционального взаимодействия бюджетов всех уровней. В то же время в них должна быть учтена специфика местных бюджетов, связанная с особенностями такой формы государственного устройства, как местное самоуправление. Принципы формирования играют роль своеобразного фильтра, ограничивающего сферу бюджетных отношений местных органов власти, препятствующего «стягиванию» бюджетных отношений «вниз» или «наверх». Как нам представляется, всю совокупность «ограничений», учитываемых при разделении расходных функций и доходных поступлений между органами местного самоуправления и вышестоящими звеньями государственной власти, можно свести к принципам экономической целесообразности, макроэкономической регулируемости, достаточности доходных поступлений

Особое значение имеет неналоговые поступления  в государственный бюджет

Структура налоговых  поступлений государственного бюджета  представлена в нижеследующей таблице (млн. сом)

 
 

2006

в % к

2007

в % к

2008

в % к

2009

в % к

 
 

ФАКТ

ВВП

ФАКТ

ВВП

БЮДЖЕТ

ВВП

ПРОЕКТ

ВВП

 

Налоговые поступления

11 912,8

14,3

13 980,5

14,9

15 117,4

15,0

17 576,0

15,8

 

Подоходный налог

1 208,0

1,4

1 442,9

1,5

1 542,0

1,5

1 800,9

1,6

 

Налог на прибыль

913,1

1,1

918,6

1,0

913,0

0,9

1 171,2

1,1

 

НДС - всего

5 522,9

6,6

6 829,9

7,3

7 589,1

7,5

8 205,5

7,4

 

НДС на внутреннюю продукцию

1 576,9

1,9

1 445,6

1,5

2 133,1

2,1

1 985,5

1,8

 

НДС на импорт

3 946,0

4,7

5 384,3

5,7

5 456,0

5,4

6 220,0

5,6

 

Налог за оказание платных услуг населению  и с розничных продаж

470,8

0,6

548,0

0,6

586,4

0,6

652,2

0,6

 

Акцизный налог - всего

1 164,0

1,4

1 245,2

1,3

1 316,2

1,3

1 297,3

1,2

 

Акциз на внутреннюю продукцию

594,4

0,7

554,0

0,6

646,2

0,6

603,3

0,5

 

Акциз на импортную продукцию

569,6

0,7

691,3

0,7

670,0

0,7

694,0

0,6

 

Налог за пользование автодорогами

398,9

0,5

434,7

0,5

473,1

0,5

506,1

0,5

 

Поступление средств на предупреждение и ликвидацию ЧС

728,7

0,9

835,4

0,9

944,0

0,9

990,8

0,9

 

Поступление средств на развитие и  воспроизводство МСБ

427,2

0,5

568,8

0,6

441,0

0,4

502,6

0,5

 

Земельные налоги

312,2

0,4

335,2

0,4

376,3

0,4

366,0

0,3

 

Таможенная пошлина на импорт

422,8

0,5

449,4

0,5

550,0

0,5

1 500,0

1,4

 
                   

Доходная  часть бюджета

 

Формирование  доходной базы бюджетной системы Кыргызской Республики на 2008 год осуществлялось исходя из основных положений утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 13 апреля 2007 года УП №172 Стратегии совершенствования налоговой политики на 2007-2009 годы, которая стала фундаментальной основой для определения основных норм и положений нового Налогового кодекса, принятой 30 июня 2007 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики Бюджетной резолюции на 2008 год, а также в рамках сценарных условий социально-экономического развития республики на предстоящий год и среднесрочную перспективу. В расчетах доходов бюджета учитывались принятые законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, начиная с 2007 года.

 

При расчете доходов консолидированного бюджета Кыргызской Республики были учтены следующие изменения законодательства в области налоговых, таможенных и неналоговых платежей: 

1) снижение ставки налога на прибыль организаций с 20% до 10% с 1 января 2007 года, за исключением субъектов естественных и разрешенных монополий, с 1 января 2008 года сниженная ставка налога будет действовать для всех юридических лиц;

 

2) установление плоской шкалы начисления подоходного налога с физических лиц путем отмены максимальной ставки налога в 20%;

 

3) освобождение от уплаты НДС импорта оборудования, относящегося к категории основных средств и предназначенного для собственного производства;

 

4) увеличение регистрационного порога по НДС с 500 тыс. сомов до 2,5 млн. сомов;

 

5) освобождение от уплаты НДС поставки сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции;

 

6) отмена отдельных неэффективных местных налогов и сборов и сокращение их количества с 16 до 8 видов, действующих в настоящее время: налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж, налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимое имущество, налог на рекламу, гостиничный налог, курортный налог, сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов и сбор за парковку автотранспорта;

 

7) трехкратное увеличение налога с владельцев транспортных средств;

 

8) изменение системы взимания таможенных платежей при импорте товаров физическими лицами путем применения единой ставки таможенных пошлин и налогов от весовой категории товаров;

 

9) перевод арендной платы за земли фонда перераспределения земель из категории специальных средств органов местного самоуправления в категорию бюджетных средств;

 

10) снижение процента отчислений в республиканский бюджет арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества;

 

11) изменение системы администрирования органами ГАИ платы за регистрацию и перерегистрацию автотранспортных средств.

Основные  направления бюджетной политики в области доходов

Принципиальной  особенностью проекта бюджета на 2008 год является его формирование в условиях и с учетом начатых в 2007 году фундаментальных реформ в области налогового законодательства, системы учета всех доходов бюджетной системы и реформы межбюджетных отношений, направленных на реализацию государственных программ развития.

Среднесрочным прогнозом бюджета на 2008-2009 гг. определены основные направления государственной политики в области доходов. Проект бюджета на2008 год является первым шагом в направлении реализации этих мер политики и позволяет не только продемонстрировать рост доходной базы, но и обеспечить прозрачность исполнения доходной части бюджета в следующем году, а также создать основы финансово-экономической самостоятельностиорганов местных самоуправлений.

В 2008 году планируется продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства. Для дальнейшего продвижения общей стратегии налоговой политики ключевым моментом является принятие нового Налогового кодекса.

 

В целях решения задачи упрощения  налогообложения для отдельной  категории хозяйствующих субъектов  вводится единый вмененный налог  с предоставлением финансовой отчетности на ежегодной основе. Кроме того, предполагается внедрение механизма  «одного окна» при регистрации  субъектов и сдачи налоговых  отчетов по электронным каналам  связи, сокращение количества налоговых  проверок на основе оценки риска неуплаты хозяйствующими субъектами налогов, что  позволит исключить коррупционные проявления в фискальных органах за счет сокращения их контактов с налогоплательщиками.

 

Снижение  бремени прямых налогов будет  сопровождаться совершенствованием системы  косвенного налогообложения, включая  упрощение процедур возмещения налога на добавленную стоимость.

Вопрос поэтапной  отмены налогов на производство будет  решаться совместно с принятием  мер компенсационного характера, таких  как утверждение механизмов взимания налога на недвижимое имущество и  дифференцированное увеличение ставок налога с земель несельскохозяйственного  назначения, что позволит снизить  налоговое бремя промышленного  сектора экономики с одновременным  сохранением уровня доходов бюджета.

 

В направлении повышения прозрачности и улучшения учета всех доходов  бюджетной системы, унификации и  международной сопоставимости бюджетных  данных с 2008 года планируется введение новой классификации ресурсов бюджета, основанной на рекомендациях МВФ по статистике государственных финансов 2001 года. Вступление в силу новой классификации доходов взаимосвязано с принятием нового Налогового кодекса, при этом ее совершенствование должно идти параллельно с реализацией проектов модернизации системы казначейства, таможенных и налоговых органов.

Информация о работе Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики