Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:19, реферат
В Российское Федерации, в условиях перехода к рыночной экономике, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимым для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих интересам государственным и общественным. В процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся не экономическими, а административными методами.
Введение………………………………………………………………………...стр.2
I. Понятие денег…………………………………………………………………..3-5
II. Денежная система…………………………………………………………...5-10
III. Правовые основы денежной системы……………………………….....10-13
Заключение……………………………………………………………………..14-15
Список использованных материалов и литературы………………………....16
При регулировании
денежного обращения,
«Но главное - денежного обращения, инфляция должна быть востребована, иначе она вянет, а практика становится слепой и неэффективной»8.
Таким образом, денежная система России представляет собой типичную современную бумажно-денежную систему с использованием знаков стоимости, не разменных на золото, регулируемую Центральным банком посредством экономических нормативов и инструментов денежно-кредитной политики.9
III. Правовые основы денежной системы Российской Федерации.
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
Главная задача правового
регулирования денежного
Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации ( п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права – о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.
Значимость денежной системы для развития всего государства обусловила ее правовое регулирование и иными отраслями права.
Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
В гражданском законодательстве России (согласно ст. 128 ГК РФ) деньги являются вещами, хотя ведущие экономисты мира считают, что функции денег могут выполнять как вещи, так и обязательства. По свидетельству Л.А. Лунца, обязательственно-правовых отношениях над вещно-материальной формой денег преобладает их публичное содержание. Оно же заключается в итоге в статусе законного платежного средства. Поэтому иностранная валюта, сохраняя экономическую денежную природу, деньгами в России не является, так как таким статусом не обладает. Значит, вещная природа иностранных денежных знаков в этом случае превалирует над содержанием, выраженном в их номинале.11
В определенных законом случаях и в установленном им порядке иностранная валюта может выступать платежным средством в обязательствах, которые условно допустимо признать денежными. Тогда, как в случае с обычным денежным обязательством, ее вещно-материальная форма отойдет на второй план. Поскольку в основном именно эта форма определяет свойства денег как вещей, то очевидно, что основная специфика денег в гражданских правоотношениях кроется в их обязательственно-правовом статусе.
Ошибка по поводу природы денег в Российском гражданском законодательстве возникла, собственно, из-за того, что за его основу было принято Римское право, не соотнесенное с современной действительностью.
Большинство юристов, рассматривающих современные правовые явления по преимуществу с точки зрения Римского права, приходят к результатам неудовлетворительным и несоответствующим требованиям действительной жизни.12
Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество – изготовление или сбыт поддельных денег – ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» - ст. 185 в которой говорится:
«Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет».
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплексное финансово-правовое регулирование денежной системы осуществляется Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Определенные общественные отношения в сфере денежной системы регулируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и др.), регулируются нормативными актами Центрального банка РФ, издаваемые в соответствии с действующим законодательством.
В целях развития политики государства по ограничению налично-денежного обращения при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денежного обращения.
Заключение.
«Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государства и государственных агентов. Текущие счета представляют обязательства коммерческих банков и сберегательных учреждений».13
Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).
Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Право выбирает форму расчетов – наличную и безналичную – принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.
Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса», т.е денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Список использованных материалов и литературы.
1 Грибов А.Ю. Ошибки законодательства: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. – М.: ИНФРА, 2000. – С. 45.
2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 563.
3 Грибов А.Ю. Ошибки законодательства: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. – М.: ИНФРА, 2000. – С. 48.
4 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 565.
5 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – С.322.
6 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. для вузов по направлению «Юриспруденция», / Ю.А. Крохина: Рос. правовая акад. – М.: НОРМА, 2004, - С. 646.
7 Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической науке. // Деньги и кредит. – 2001.- 10. – С. 6.
8 Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической науке. // Деньги и кредит. – 2001.- 10. – С. 6.
9 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. для вузов по направлению «Юриспруденция», / Ю.А.
Крохина: Рос. правовая акад. – М.: НОРМА, 2004, - С. 650.
10 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – С.322.
11 Башкатов М.Л. Деньги как объект обязательственных правоотношений. // Законодательство. – 2003 – 4. – С.15.
12 Грибов А.Ю. Ошибки законодательства: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. – М.: ИНФРА, 2000. – С. 99.
13 Грибов А.Ю. Ошибки законодательства: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. – М.: ИНФРА, 2000. – С. 46.
Информация о работе Современная мировая денежная система на основе новых научных изысканий