Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:40, реферат
Источником расширения ресурсной базы банковского сектора являются денежные накопления граждан, которые так необходимы для усиления инвестиционных возможностей экономики. В связи с этим, активизация процесса накопления финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет огромную значимость.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Институт страхования банковских вкладов…………………..5
Глава 2.Специфика страхования в банковской сфере РФ…………….8
Глава 3.Страхование банковских вкладов за рубежом……………….12
Глава 4.Российская система страхования вкладов……………………15
Заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………..21
На первых порах представляется
целесообразной система многосторонних
гарантий как залог страхования
вкладов. Впоследствии гарантии в большей
их части могли бы быть заменены
созданием соответствующих
«Определенный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, где по инициативе группы руководителей коммерческих банков был образован Региональный фонд гарантирования вкладов. Суть деятельности фонда заключается в том, что он стал гарантом сохранности части вкладов тех граждан, которые являются клиентами банков-учредителей фонда. Сумма резервированного фонда первоначально составляла 1 млн. 700 тыс. руб. Тем не менее, существование этой структуры вне поля действующего законодательства не позволяет в полной мере развернуть ее деятельность».3
Глава 3. Страхование банковских вкладов за рубежом.
В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 106 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов, а также на глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 году.
За последнее
десятилетие обязательные системы
страхования вкладов введены
в большинстве
В Европе с 1994 года действует Директива № 94/19/СЕ Европейского парламента и Совета от 30 мая 1994 года "О системах гарантирования депозитов". В соответствии с указанным документом каждое государство – член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем. Директивой предусматривается уровень гарантирования депозитов в размере не менее 50 тыс. евро на одного вкладчика (с 2009 г. - в соответствии с Директивой 2009/14/ЕС от 11.03.2009 г., до этого минимальный размер гарантий составлял 20 тыс. евро). До конца 2010 года все страны – участницы ЕС должны повысить предельный уровень возмещения, выплачиваемого по банковским депозитам, до 100 тыс. евро.
В июне 2009 года Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация страховщиков депозитов утвердили набор «Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов», определяющий минимальный набор требований, которым должны соответствовать национальные системы страхования депозитов.
Все эти
изменения направлены на улучшение
существующих систем защиты вкладчиков,
направлены на выведение на новый
качественный уровень механизмов регулирования
финансового сектора и
Следует
отметить, что многие меры, принимаемые
в зарубежных странах, уже реализованы
в российской практике. Так, изначально
российская система страхования
вкладов финансируется
В то же время заслуживают внимания и такие реализуемые в зарубежной практике меры, как установление специального режима регулирования и ликвидации в отношении системно-значимых банков и банковских холдингов, распространение страховой защиты на предприятия малого бизнеса, отмена встречных требований при определении суммы страховых выплат вкладчикам. «Представляется также целесообразной постановка вопроса о расширении полномочий АСВ в области надзора и регулирования банковской деятельности. Речь, в частности, может идти о более широком доступе АСВ к отчетности коммерческих банков-участников системы страхования вкладов на условиях и принципах, согласованных с Банком России, об участии одного из руководителей АСВ в заседаниях Комитета банковского надзора Банка России с правом совещательного голоса».4
В мировой практике сложилось шесть
основных вариантов участия государства
в системе страхования вкладов5
1. Явный отказ государства от страхования и защиты вкладов физических лиц (используется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских и сберегательных операций позволяют потенциальному вкладчику самостоятельно оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии банка).
2. Законодательное участие государства. Например, установленное в законодательном порядке преимущество требованиям вкладчиков перед другими требованиями при ликвидации банка-банкрота (используется в Австралии и Монголии).
3. Неясность и неопределенность государства в отношении покрытия требований вкладчиков.
4. Неявная (подразумеваемая) гарантия государства (модель представляет собой ситуацию, когда нет каких-то специальных законов или фондов, которые обеспечивают гарантию средств вкладчиков, средства для выплат не резервируются, однако по прошлому опыту или по заявлениям ответственных лиц вклады граждан могут быть возмещены, причем сумма компенсаций остается на усмотрение властей).
5. Ограниченные гарантии государства (гарантии распространяются на часть вклада, на отдельные виды вкладов, существует государственный, смешанный или частный страховой фонд).
6. Полные гарантии государства (полное участие государства в выплате возмещений вкладчикам). Применяется в условиях серьезного системного сберегательного кризиса, после нормализации экономической ситуации – может быть заменена системой ограниченных гарантий. Использовалась в Швеции и Финляндии.
Создание системы
Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В настоящее время под защитой ССВ находятся вкладчики 896 банков - участников системы (данные на 07 марта 2012 г.), в том числе:
Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач государства. Системы страхования вкладов действуют в более чем 100 странах мира, в том числе во всех государствах-членах Европейского Сообщества, в США, Японии, Бразилии, у наших ближайших соседей – в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, на Украине.
Система страхования вкладов работает
следующим образом. Если в отношении
банка наступает страховой
Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация - Агентство по страхованию вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.
В настоящее время в соответствии
с законом о страховании
Сумма компенсации в одном банке не может превышать 700 тысяч рублей, даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах в этом банке. Однако, если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 700 тысяч рублей.
Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц, размещенные в банке-участнике ССВ на основании договора банковского счета или банковского вклада, за исключением:
Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие личность вкладчика. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации банка, которая длится, в среднем, 2 года. Страховое возмещение для «опоздавших» будет выплачиваться в исключительных случаях, например, при тяжелой болезни, длительной заграничной командировке, воинской службе.
Выплата возмещения по вкладам производится Агентством (как правило, через уполномоченный банк-агент) в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай. Выплата производится в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов. Выплаты начинаются, как правило, через 10-14 дней после наступления страхового случая (период подготовки необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком. Страховка может быть выплачена почтовым переводом по месту жительства вкладчика.
Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников ССВ.
Финансовой основой ССВ
Основными источниками формирования Фонда являются страховые взносы банков-участников ССВ, доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда, имущественный взнос Российской Федерации.
Страховые взносы едины для всех
банков и уплачиваются ими ежеквартально.
Ставка страховых взносов банков
устанавливается Советом
Инвестирование средств Фонда
осуществляется на принципах возвратности,
прибыльности и ликвидности приобретаемых
активов. Для всех государственных
корпораций Правительством Российской
Федерации устанавливается
Не допускается инвестирование средств Фонда в депозиты и ценные бумаги российских кредитных организаций.
Данные о доходах от инвестирования
средств Фонда публикуются в го
Израсходованные на выплаты страхового возмещения средства Фонда могут полностью или частично восстанавливаться при погашении требований Агентства к ликвидируемым банкам в ходе ликвидационных процедур. С целью обеспечения финансовой устойчивости ССВ Правительству России предоставлено право выделять Агентству средства федерального бюджета в случае дефицита средств Фонда.