Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российское налоговое законодательство, несмотря на принятие единого кодифицированного акта, остается нестабильным. Сохраняются попытки под благовидным предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и так далее вносить изменения в законодательство о налогах и сборах. В связи с этим интересна объективная оценка состояния общей части налогового законодательства в современной России.
В научной юридической литературе, посвященной налоговой сфере, по существу, нет комплексных исследований, посвященных проблемам кодификации. Кодификация налогового законодательства в современной России находится на обочине исследовательского внимания. Между тем в период серьезных исторических перемен кодификация законодательства играет весьма важную роль в совершенствовании системы правового регулирования общественных отношений.
Введение3
1 История создания и роль первой части Налогового кодекса РФ 5
1.1 Особенности появления и назначение Общей части Налогового кодекса РФ 5
1.2 Значение и преимущества Общей части Налогового Кодекса РФ как кодифицированного акта 8
2 Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.1 Структура Общей части Налогового кодекса РФ 17
2.2 Содержание Общей части Налогового кодекса РФ 19
Заключение24
Библиографический список27
Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц: Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (со 137 по 139 статью); Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней (со 140 по 142 статью).
Структура первой части НК РФ не совсем логична и вызывает определенные трудности при изучении нормативного материала.
Не совсем понятна логика
законодателя, в соответствии с которой
были размещены главы раздела 4 части
первой НК РФ, посвященные общим
правилам исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов. Название
раздела – «Общие правила исполнения
обязанности по уплате налогов и
сборов». Глава 8 раздела 4 «Исполнение
обязанности по уплате налогов и
сборов» содержит разнородные по
содержанию нормы, устанавливая два, по
сути, разных порядка исполнения налоговой
обязанности, т.е. добровольное и принудительное
исполнение налоговой обязанности.
Было бы целесообразнее выделить порядок
добровольного исполнения налоговой
обязанности и порядок
Содержанием
части первой НК РФ является предмет
налогового права, принципы налогового
законодательства, определения базовых
понятий налогового права, права
и обязанности
Первая часть НК РФ дает также, пусть и самые общие, представления о налоговой системе, поскольку определяет, какие именно виды налогов могут применяться в России и прямо запрещает, какие бы то ни было налоги, прямо не поименованные в НК РФ. Все элементы налога, которые перечислены в ст. 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия (объект налогообложения, налоговая база, особенности определения налоговой базы, освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов) конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части НК РФ.
В части
1 статьи 2 НК РФ определяется круг общественных
отношений, которые регулируются законодательством
о налогах и сборах и которые
приобретают в силу этого характер
налоговых правоотношений. Иными
словами, можно сказать, что в
ст. 2 НК РФ определяется предмет налогового
права. Однако при этом законодатель
не дает общей характеристики или
определения налоговых
Выделенные в Общей части НК РФ группы (блоки) общественных отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в целом соответствуют основным разделам налогового законодательства:
1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ - разделы I - V НК РФ;
2) отношения,
возникающие в процессе
3) отношения,
возникающие в процессе
4) отношения,
возникающие в процессе
Законодательство
о налогах и сборах относится
к публично-правовым отраслям законодательства.
Регулируемые им отношения возникают
в процессе осуществления государственной
власти и власти муниципальных образований.
Налоговые правоотношения представляют
собой разновидность властных правоотношений,
которые характеризуются
В статье 3 НК РФ закреплены принципы, то есть общие начала, законодательства о налогах и сборах. Принципы представляют собой исходные начала в механизме правового регулирования налоговых отношений. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налоговой политики. Особую роль принципы играют в формировании правоприменительной практики. Они содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм, единообразному толкованию нормативных правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и так далее.
Каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и
сборы. Данный принцип налогового права
воспроизводит конституционно-
Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства
Принципом юридического равенства
налогоплательщика (плательщика сбора).
Юридическое (формальное) равенство
налогоплательщиков означает, что законодатель
устанавливает одинаковые условия
(параметры) налогообложения вне
зависимости от таких характеристик
налогоплательщика, как его организационно-
Принцип равного налогообложения иначе может быть сформулирован как принцип равного налогового обременения. Он нацелен на то, чтобы наряду с обеспечением формального (юридического) равенства гарантировать соблюдение неформального равенства, то есть в максимальной степени учесть фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный
Заключение
Итак, основным
источником налогового права является
НК РФ, который состоит из двух частей.
НК РФ содержит положение о его
приоритете по отношению к иным нормативным
правовым актам о налогах и
сборах. В статье 6 НК РФ определены
признаки, по которым тот или иной
нормативный правовой акт может
быть признан ему несоответствующим.
Таким образом, НК РФ - не просто закон,
он «первый среди равных» в
системе налоговых законов. Тем
самым подчеркивается особое значение
данного кодифицированного акта
в системе отраслевого
Именно
кодификация позволила
Действие
норм Общей части НК РФ заключается
в его информационном, ценностно-мотивационном
и непосредственно регулирующем
воздействии на общественные отношения
по поводу налогообложения. Особенностью
действия налоговых норм является высокий
уровень информационного
Целями
налоговых норм является пополнение
бюджетов при минимальной затрате
сил и средств на налогообложение
и максимальном обеспечении паритета
интересов государства и
Важность положений первой
части НК РФ для налогоплательщиков
трудно переоценить. Именно в первой
части НК РФ закреплен перечень действующих
в РФ налогов и сборов, установлены
определения базовых понятий
налогового права, определены права
и обязанности
Иными словами, невозможно уплатить ни один из налогов, не обращаясь к положениям части первой НК РФ.
Налоговый кодекс РФ (первая часть), как и любой другой нормативный акт, не свободен от недостатков. Они возникают и в процессе научного анализа его норм, и в процессе их применения. Но факт, что кодификация налогового права существенно повысила качество налогового законодательства с точки зрения юридической техники, отрицать нельзя.
Развитие нашей экономики, усложнение и диверсификация отношений, связывающих участников экономического оборота, меняющиеся экономические потребности этих субъектов, становление гражданского общества в стране и укрепление составляющих его базу демократических начал нашей жизни - вот те причины, которые уже вызвали, и будут вызывать в дальнейшем необходимость постоянного совершенствования НК РФ.
В целом
при совершенствовании НК РФ необходимо
также учесть, что в НК РФ отсутствуют
базовые положения, необходимые
при регулировании любых
- нет упоминания о Конституции РФ, то есть о том, что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные принципы и нормы;
- кроме
функций налоговых органов и
органов налоговой полиции,
- нет
системы общих принципов
С целью достижения истинности налоговых норм необходимо обеспечивать научность, обоснованность и законность правотворчества при разработке и принятии налоговых норм органами государственной власти и местного самоуправления, при этом уделяя особое внимание строгой подчиненности и согласованности налоговых норм общей и особенной частей налогового права, стабильности налоговых норм, отсутствию пробелов нормативного регулирования налоговых отношений. Необходимо обеспечить выполнение требований налоговых норм общего характера (общезакрепительных) при разработке и принятии очередных глав особенной части Налогового кодекса РФ.
Информация о работе Структура и содержание Общей части Налогового кодекса РФ