Структура (элементы) финансово-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.
В результате правовой регламентации финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми.

Содержание работы

Особенности и виды финансовых правоотношений…стр 3
Признаки финансовых правоотношений…стр 5
Виды финансовых правоотношений…стр 7
Структура (элементы) финансово-правовых отношений…стр 10
3.1 Элементы финансового правоотношения и их характеристика…стр 11
3.2 Юридические факты финансовых правоотношений…стр 13
Список используемой литературы…стр 16

Файлы: 1 файл

фин.право.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Особенности и виды финансовых правоотношений…стр 3
    1. Признаки финансовых правоотношений…стр 5
  2. Виды финансовых правоотношений…стр 7
  3. Структура (элементы) финансово-правовых отношений…стр 10

3.1 Элементы финансового  правоотношения и их характеристика…стр 11

3.2 Юридические факты финансовых  правоотношений…стр 13

Список используемой литературы…стр 16

 

 

1. Особенности и виды финансовых правоотношений

Понятие финансовых правоотношений и их особенности.   

 В сфере финансовой  деятельности государства и местного  самоуправления складываются различные  и многообразные социальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.   

 В результате правовой  регламентации финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми.   

 Вне правовых отношений  финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.  

 Финансовые отношения  обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В финансовой сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок установления и взимания налогов, определяет способы использования валютных ценностей и т. д.   

 Само государство (или  муниципальное образование) в  интересах общества осуществляет  финансовую деятельность: организует  поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.   

 В процессе финансовой  деятельности государства и местного самоуправления складываются и такие отношения, которые не требуют правового регулирования (например, аналитический учет, подготовительные расчеты проектов бюджетов и т. п.). Однако названная категория финансовых отношений не определяет сущности финансовой деятельности государства и местного самоуправления, поэтому именно финансовые правоотношения необходимы для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов. 

 Финансовые правоотношения  — своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. Важная особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений. В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.   

 Таким образом, финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

1.1 Признаки финансовых правоотношений   

 Финансовое правоотношение  представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности.   

 Общие признаки финансовых  правоотношений: 

= возникают, изменяются  или прекращаются только на  основе правовых норм;  

= индивидуально определены  участники каждого конкретного  правоотношения;  

= связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;  

= носят волевой характер;  

= охраняются государством.   

 Специфические признаки  финансовых отношений вытекают из особой сферы их возникновения - финансовой деятельности государства и муниципальных образований:  

 во-первых, они возникают и функционируют в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов; 

 во-вторых, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. В ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;  

 в-третьих, требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;  

 в-четвертых, большинство финансовых правоотношений построены по схеме «власть — подчинение»; 

 в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.   

 Определяющим признаком  при отграничении финансового  правоотношения от смежных правоотношений (например, административных, гражданских, конституционных) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:   

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства;  

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;  

3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.  

 Эти три отличительные  черты в совокупности выделяют  финансовые правоотношения среди  других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.  

 В финансовых правоотношениях,  как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.  

 Финансовая деятельность  основывается на государственных  актах. Мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.   

 Властно-имущественный  характер типичен и для определенных  административных правоотношений (конфискация  и реквизиция, административные  денежные штрафы, переход в муниципальную  собственность бесхозяйного имущества). Но эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.  

 

2. Виды финансовых правоотношений   

 Многообразие финансовых  правоотношений предполагает разнообразные  способы их классификации. Лучшему  представлению о финансовых правоотношениях,  пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.  

 По своему материальному  содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:  

1) бюджетные;  

2) налоговые;  

3) в области страхования;   

4) кредита (государственного  и банковского);  

5) расчетов, регулируемых  финансовым правом:  

6) финансовые правоотношения  по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;  

7) контрольные.  

 По способу реализации  прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.   

 Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.  

 Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.  

 В зависимости от  структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.  

 По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.  

 В процессуальных финансовых  правоотношениях выражается юридическая  форма, в которой происходит  получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. 

 Между процессуальными  и материальными финансовыми  правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.  

Информация о работе Структура (элементы) финансово-правовых отношений