Основы правового регулирования финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения - отношения двух его противоположных сторон.
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.

Содержание работы

Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений. 3
1.1 типы финансовых отношений. 3
1.2. Субъекты правовых отношений 5
1.3.способы и элементы правового регулирования финансовых отношений 8
Практические задания 14
1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы: 14
2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм: 17
3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы: 23
Список авторов 25

Файлы: 1 файл

Финправо.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тихоокеанский государственный  университет"

 

 

 

 

Кафедра «Финансы, кредит и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

                   Отчет о выполнении контрольной работы

по предмету

 Финансовое право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                               Выполнил студент         

                                                                    заочного обучения

                                                                    специальность                БЭКН-ЭП                                                                                  

                                                                    Шифр                              120430082

                                                                    Семенов Д.А.

                                                                             

 

 

 

Хабаровск 2013

Оглавление

Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений. 3

1.1 типы финансовых отношений. 3

1.2. Субъекты правовых отношений 5

1.3.способы и элементы правового регулирования финансовых отношений 8

Практические задания 14

1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы: 14

2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм: 17

3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы: 23

Список авторов 25

 

 

Теоретические основы правового регулирования  финансовых отношений.

1.1 типы финансовых отношений.

 

   Финансовые отношения - отношения  двух его противоположных сторон.  
   Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому. 
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов. 
   Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения. 
   Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения. 
   Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка. 
Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно. 
   Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы. 
   Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. В результате возникает замкнутая цепочка распределительно-перераспределительных отношений.             Финансовые отношения есть всегда единство отношений распределения и перераспределения. 
   Основные группы распределительных отношений. Распределительные отношения состоят из двух групп.  
   Во-первых, это разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный, или производственный, чистый доход, который включает прибыль и амортизационные отчисления. 
   Во-вторых, это деление затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка, к которым относятся заработная плата, рентные платежи и косвенные налоги государству. 
   С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:  
   • между коммерческой организацией и ее работниками, или пропорции между прибылью и оплатой труда наемных работников;  
   • между коммерческой организацией и собственниками земли и природных ресурсов, или пропорции между прибылью и платежами этим собственникам (рентными платежами);  
   • между коммерческой организацией и государством по уплате налогов, включаемых в валовой доход (косвенных налогов), или пропорции между валовым доходом и размеров входящих в него косвенных налогов.  
   Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны. Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики.  
   Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями. В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли.  
  Обе указанные пропорции тесно связаны с отношением между прибылью и амортизационными отчислениями. Увеличение амортизационных отчислений есть фактор уменьшения размеров прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой организации эта пропорция совершенно безразлична, так как обе указанные части стоимости есть ее полная собственность. 
   Третья пропорция показывает, какую долю валового дохода забирает государство вне какой-либо связи с выплатой чистого дохода работникам и собственникам земли. Косвенные налоги увеличивают цену реализации товаров и услуг, т. е. удорожают их для конечных потребителей.

.

1.2. Субъекты правовых отношений

 

   Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Чаще всего таких сторон две: продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель при  производстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так, каждый гражданин по поводу своих  конституционных прав находится в правоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством: все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации.

Многочисленные и разнообразные  по своему составу субъекты правоотношений могут быть разделены на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство. Среди коллективных субъектов можно выделить государственно-территориальные образования (государства, субъекты федераций, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население, и такжеорганизации (государственные органы, общественные объединения, предприятия, коммерческие структуры и проч.).

Так, граждане являются субъектами многих правоотношений: имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовноправовых и др. Государство вступает в международно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие правоотношения.

Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:

- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;

- дееспособность - способность приобретать и реализовывать права и обязанности своими действиями;

- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаны обеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственного осуществления прав, а также исполнение обязанностей, определяемых его правосубъектностью. Как указывается в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникает активное избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет - обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет - всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемом прав в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряд должностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чего лишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевными заболеваниями, в установленном законом порядке ограничиваются в правах и дееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своей собственностью и т.п.). В определенной степени правосубъектность зависит и от других обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливает то обстоятельство, что при равном общем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.

Правосубъектность государственно-территориальных образований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами. Так, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов определяется, Конституцией РФ, конституциями республик в составе Федерации, уставами краев, областей и иных субъектов Федерации и др.

Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальный субъектов, осуществляющих производственную, коммерческую и иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.

Различается три вида правосубъектности: общая (способность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще);

отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права).

Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями практически всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или необратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная болезнь) обстоятельствами.

Отраслевой и специальной правосубъектностью обладают не все лица. Субъектом уголовно-правовых отношений, например, могут быть только граждане и другие индивидуальные субъекты, но не организации, а субъектом отношений ответственности за должностные преступления - только должностные лица и представители власти.

Следует иметь в виду, что право- и дееспособность разделяются только в гражданском праве. Гражданская  правоспособность возникает с момента рождения (например, право иметь собственность), а дееспособность появляется позднее - ограниченная с 14 и полная с 18 лет. В других же отраслях права право- и дееспособность неразрывны и образуют единую праводееспособность: если человек обладает определенным правом, он всегда может реализовать его самостоятельно.

И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке (рис. 3 и 4). 

 

Рис. 3. Субъекты правоотношений 

 

Рис. 4. Правосубъектность  

 

Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) индивидуальных субъектов зависит от следующих обстоятельств:

- возраст;

- гражданство;

- состояние душевного здоровья;

- пол;

- другие обстоятельства.

 

Правосубъектность коллективных субъектов зависит от установленного законом (другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий.

1.3.способы и элементы правового регулирования финансовых отношений

   Финансовая система - это совокупность  субъектов финансовых отношений  и форм взаимодействия между  ними.

   Финансовая система развитых  стран включает следующие звенья  финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • специальные государственные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий различных форм собственности;
  • финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

  • государственный бюджет;
  • местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

  • государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
  • бюджеты членов федерации (субъектов федерации - в РФ, штатов - в США, земель - в Германии и т.д.);
  • местные бюджеты.

   Два первых уровня бюджетной системы федеративного государства относятся к государственным финансам. Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов.

   Все финансовые отношения можно  разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Рисунок 2.1 - Финансовая система

   Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах  формирования и использования  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных  ресурсов создаются путем перераспределения  части ВНП.

   Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического  и социального развития, приводит  к необходимости централизации  в его распоряжении значительной  части финансовых ресурсов. Формами  их использования являются бюджетные  и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

   Несмотря на разграничение сфер  деятельности, применение особых  способов и форм образования, и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

   Основой единой финансовой  системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

   Общегосударственные финансы органически  связаны с финансами предприятий.  С одной стороны, главным источником  доходов бюджета является национальный доход, с другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с долговыми ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

   Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой  системы обусловлены единой сущностью  финансов.

   Через финансовую систему государство  воздействует на формирование  централизованных и децентрализованных  денежных фондов, фондов накопления  и потребления, используя для  этого налоги, расходы государственного  бюджета, государственный кредит.

   Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

   Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,  утверждаемым парламентом Российской Федерации как закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Информация о работе Основы правового регулирования финансовых отношений