Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе являются субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь.
Цель настоящей работы – выявление, изучение субъектов финансового контроля в Республике Беларусь. На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть организацию финансового контроля;
раскрыть состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
3) определить права и обязанности субъектов финансового контроля.
Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля 5
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль 10
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль 12
ГЛАВА 2 15
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 15
ГЛАВА 3 20
КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

                       Министерство образования Республики  Беларусь

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного права

 

                                                     Специальность 1 24 01 03 Экономическое право

 

 

 

Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь

Курсовая работа

студентки 2 курса 1 группы дневной  формы обучения

Прокопович Виктории Николаевны

 

 

                                                                                          Руководитель:

кандидат юридических

                                                                  наук, доцент

                                                                                          Абрамчик Л.Я.

 

 

 

 

Гродно, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5

1.1 Виды, формы,  методы осуществления финансового  контроля 5

1.2 Функции  органов, осуществляющих общегосударственный  контроль 10

1.3 Права,  обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль 12

ГЛАВА 2 15

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО  КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 15

ГЛАВА 3 20

КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей функцией любого государства является контрольная  функция, предполагающая контроль со стороны  государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной  деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

Любому государству для  выполнения возложенных на него функций  необходимы финансовые ресурсы, которые  формируются за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в  установленных размерах и в определенные сроки, т.е. между плательщиками налогов  и государством, в лице государственных  налоговых органов, устанавливаются  налоговые отношения.

Однако возникают ситуации, когда данные налоговые отношения  нарушаются в связи с рядом  объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться  в виде несвоевременной уплаты или  уклонения от уплаты налогов, неправильного  исчисления налогов, сознательного  искажения отчетных данных предприятия. В итоге это приводит к занижению  налогооблагаемой базы и недопоступлению  в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

В связи с этим возникает  необходимость осуществления налоговыми органами контрольной деятельности.

Актуальной проблемой  социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение  эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности  работы контрольных органов зависит  возможность государства выполнять  свои функции.

Объектом исследования в  курсовой работе являются субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь.

Цель настоящей работы – выявление, изучение субъектов финансового контроля в Республике Беларусь. На основе этого можно определить задачи данной работы:

  1. раскрыть организацию финансового контроля;
  2. раскрыть состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;

3) определить права и обязанности субъектов финансового контроля.

Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные  акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как  белорусских, так и зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля

 

Финансовый контроль как  специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических  знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными  на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета) [5, с. 23].

Системность контроля достигается  комбинированным использованием его  различных видов: логического и  математического, документального  и фактического.

Деление контроля на документальный и фактический носит в известной  мер условный характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные  источники данных.

Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду  непрерывности хозяйственных операций.

К основным способам документального  контроля можно отнести:

- формальную и арифметическую  проверку документов;

- юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

- логический контроль  объективной возможности документально  оформленных хозяйственных операций;

- сплошное и выборочное  наблюдение;

- встречную проверку документов;

- способ обратного счета,  основанный на предварительной  экспертной оценке материальных  затрат с целью последующего  определения величины необоснованных  списаний сырья и материалов  на производство определенных  видов продукции, которые ко  времени контроля имеются в  наличии;

- оценку законности и  обоснованности хозяйственных операций  по данным корреспонденции счетов  бухгалтерского учета;

- балансовые увязки движения  товарно-материальных ценностей  с их отражением в финансово-бухгалтерской  документации.

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

- инвентаризация;

- экспертная оценка квалифицированными  специалистами действительного  объема и количества выполненных  работ, обоснованности нормативов  материальных затрат и выхода  готовой продукции;

- визуальное наблюдение  при непосредственном обследовании  складских помещений, производственных  подразделений, состояния контрольно-пропускного  режима [10, с. 31].

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

Предшествуя проведению хозяйственных  и финансовых операций, предварительный  контроль носит предупреждающий  контроль. В этом случае проверяются  подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его  осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований  возникновения контрольных правоотношений и др. используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и  т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности и др.

Основной метод финансового  контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5, с. 27].

По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются  актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

Немаловажное место среди  методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая  представляет собой совокупность специальных  приемов контроля достоверности  бухгалтерских отчетов и балансов.

Выделяют три основных этапа счетной проверки:

- проверка согласованности  показателей различных форм отчетности;

- сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

- проверка обоснованности  учетных записей по данным  первичных документов.

Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

1. Государственный финансовый  контроль проводят государственные  органы власти и управление. Весь  государственный контроль делится  на общегосударственный и ведомственный.

- общегосударственный контроль  имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности  во многом зависят пути экономического  развития общественного производства, уровень благосостояния населения,  масштабы теневой экономики и  экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации, Государственный таможенный комитет и др.;

- ведомственный финансовый  контроль применяется только  по отношению к подведомственным  предприятиям и организациям  и проводится контрольно-ревизионными  подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи  с ликвидацией большого количества  министерств, появлением предприятий  новых форм собственности масштабы  ведомственного финансового контроля  значительно сократились.

2. Общественный финансовый  контроль - осуществляют общественные  организации (партии, движения, профсоюзные  организации).

3. Аудит - новый вид  финансового контроля. Это независимый  внешний финансовый контроль, основанный  на коммерческих основах [10, с. 36].

 

 

 

 

1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль

 

     Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

1) проводить ревизии и  проверки финансово-хозяйственной  деятельности;

2) производить проверки  денежных и иных документов, относящихся  к проверяемой деятельности субъектов  хозяйствования; получать от субъектов  хозяйствования и их должностных  лиц необходимые сведения, а также  объяснения по проверяемым вопросам;

Информация о работе Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь