Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе являются субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь.
Цель настоящей работы – выявление, изучение субъектов финансового контроля в Республике Беларусь. На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть организацию финансового контроля;
раскрыть состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
3) определить права и обязанности субъектов финансового контроля.
Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля 5
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль 10
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль 12
ГЛАВА 2 15
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 15
ГЛАВА 3 20
КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят:
Прокуратура Республики Беларусь;
Прокуратуры областей, г. Минска;
Прокуратуры районов, городов;
Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].
Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях).
Возглавляет Прокуратуру
Генеральный прокурор, который назначается
на должность Президентом с
Прокуратура (за исключением
случаев, оговоренных в законе) не
отменяет решений других органов, не
выносит решений о праве, не применяет
наказаний к нарушителям
Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели - всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим направлениям:
- общий надзор за исполнением
законов органами
- надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
дознание, предварительное следствие
и оперативно-розыскную
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
- надзор за соблюдением
законов в местах содержания
задержанных, в местах
- борьба с нарушениями
законов, охраняющих права,
- борьба с преступностью
и др. правонарушениями, расследование
преступлений, привлечение к уголовной
ответственности лиц,
- разработка совместно
с другими государственными
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов [6, с. 58].
Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].
Министерство финансов Республики
Беларусь не только разрабатывает финансовую
политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все
его структурные подразделения
в той или иной форме контролируют
финансовые отношения. Аппарат Министерства
финансов прежде всего осуществляет
финансовый контроль в процессе разработки
бюджета страны, контролирует своевременное
поступление доходов и
Министерство финансов имеет
право: требовать и получать от органов
государственного управления и организаций
информацию об осуществлении бюджетно-
Большую роль в проведении
финансового контроля играет осуществляемое
Министерством финансов Беларуси методическое
руководство организацией бухгалтерского
учета в стране, а также проведение
аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности. В рамках
данного министерства важную роль играет
Главное контрольно-
В соответствии с действующим
законодательством основными
Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.
Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Ключевым оперативным
звеном в структуре данного
Министерство по налогам
и сборам и его органы имеют
право: проводить в установленном
налоговым законодательством
Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.
С учетом данных функций
Национальный банк Беларуси наделен
широкими правами в области
В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
Ведомственный финансовый контроль
осуществляется министерствами, государственными
комитетами, другими органами управления
на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях.
Для этих целей в составе министерств
и ведомств создаются контрольно-
Ревизии и проверки могут производиться на договорной основе аудиторскими организациями. Решение об этом принимает руководитель органа управления.
Основными задачами ведомственного
контроля являются соблюдение финансовой
дисциплины, борьба с хищениями государственной
и негосударственной
Органами внутрихозяйственного
финансового контроля являются специальные
структурные подразделения
Финансовый контроль тесно связан с разнообразными финансовыми санкциями, которые в соответствии с законодательством применяют финансовые органы по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям в случае нарушения ими определенных требований и правовых норм. Санкции выступают в виде пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы начисляются: за сокрытие прибыли или других объектов налогообложения; необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета; использование средств бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполненных за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.
Применение санкций повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.
Наряду с названными выше
органами финансового контроля действуют
специальные структуры, к которым
относятся аудиторские
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
Системность контроля достигается
комбинированным использованием его
различных видов: логического и
математического, документального
и фактического. Источниками информации
для документального контроля служат:
первичные документы, регистры бухгалтерского
учета; бухгалтерская, статистическая
и оперативно-техническая
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
В системе государственных
институтов следует выделить государственные
органы особой компетенции, которые
выполняют определенные функции
государства, но не входят ни в одну
из ветвей власти. К таким органам
относятся Прокуратура, Счетная
палата, Центральный банк, казначейство,
Центральная избирательная
Информация о работе Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь