Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа
Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов.
Основное внимание в теории отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг.
Главная задача заключается в определении роли рыночных процессов в удовлетворении производителями потребительского спроса, причин, ведущих к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования. В этой связи экономика отраслевых рынков выступает теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теория отраслевых рынков…………………………………………..5
2. Формы государственного регулирования отраслевых рынков……..11
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………..18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теория отраслевых рынков…………………………………………..5
2. Формы государственного регулирования отраслевых рынков……..11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Теорию отраслевых рынков (в оригинале Industrial organization (США) или Industrial economics (Европа)) можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях рынков несовершенной конкуренции.
Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов.
Основное внимание в теории отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг.
Главная задача заключается
в определении роли рыночных процессов
в удовлетворении производителями
потребительского спроса, причин, ведущих
к нарушению рыночной эффективности,
и способов регулирования отраслевых
рынков с целью повышения
Многие вопросы, рассматриваемые
в теории отраслевых рынков, являются
в то же время и предметом
1) в теории отраслевых
рынков превалирует системный
подход, основанный на анализе
множества различных
2) теория отраслевых рынков
имеет высокую практическую
Множество практических проблем,
с которыми имеет дело экономика
отраслевых рынков, достаточно широко,
от определения оптимального поведения
фирмы-производителя на рынке своей
продукции до проведения системного
отраслевого анализа и
Субъекты отраслевого рынка:
Источник рабочей силы-
Делают сбережения - создается рынок финансов;
Самые крупные потребители (особенно товаров широкого потребления)
1. Теория отраслевых рынков
За последние десятилетия теория отраслевых рынков, или теория организации промышленности (industrial organization), сделала большой рывок вперед в разработке эмпирических методов анализа несовершенной конкуренции и организации рынков. Новые методы этой теории широко применяются: в анализе слияний и поглощений, в антитрестовских судебных процессах, в регулировании рынков, установлении цен розничными торговцами, при организации аукционов и в дизайне новых рынков, а также в смежных областях1.
Доступ к данным на уровне фирм, а в некоторых случаях и возможность сотрудничать с компаниями и правительствами при разработке экспериментов, открывают новые горизонты для применения этих методов в эмпирических исследованиях.
Эволюция теории отраслевых рынков
Теория отраслевых рынков
занимается изучением структуры
отраслей экономики, а также поведения
компаний и индивидов в этих отраслях.
Исторически сложилось так, что
в этой теории изучались главным
образом отклонения рынков от идеализированных
условий совершенной
Начало современным
Второй проблемой для эмпирических
исследований был недостаток данных и
убедительных эмпирических методов для
оценки гипотез о конкуренции и структуре
отраслей. Наиболее развитым типом эмпирических
исследований в 1980-е годы был набор методов
регрессионного анализа многих отраслей,
связывающего структуру рынка в разных
отраслях с результатами рыночного взаимодействия
(market outcome). Эта исследовательская парадигма
относится по крайней мере к 1950-м годам,
иногда ее называют парадигмой «структура—поведение—
Эту проблему пытались
решить авторы более сложных
исследований, предполагая, что концентрация
производства связана с
Хотя в целом вопрос
о влиянии на конкурентоспособность
различных отраслей очень важен,
структурный подход имел существенные
ограничения. Многие исследования полагались
на данные, состоявшие из небольшого количества
сводных агрегированных показателей
отраслей, эмпирические измерители были
несовершенны. В частности, было широко
распространено опасение, что бухгалтерские
показатели прибыли, доступные в
используемых данных, могут не подходить
для измерения подлинной
Проблемы межотраслевых
регрессионных моделей, а также
развитие более четких теоретических
оснований для анализа
Текущее состояние данной
области отражает этот сдвиг. В настоящее
время большинство влиятельных
ученых в области эмпирических исследований
отраслевых рынков ориентируются на
экономическую теорию, особенно в
том, что касается моделирования
поведения компаний. Чаще всего рассматривается
только одна отрасль или рынок, особое
внимание уделяют ее институциональным
характеристикам, измерению ключевых
переменных, а также проблемам
эконометрической идентификации. Сторонники
этого подхода утверждают, что
при правильном применении он позволяет
совместить концептуальную ясность
экономической теории с убедительными
эмпирическими измерениями, а сконцентрировавшись
на отдельных отраслях, можно наблюдать
за механизмами конкуренции в
действии4.
Конечно, исследования отдельных отраслей
имеют свои недостатки. Такие работы могут
способствовать излишнему сужению анализа,
а также нежеланию экономистов экстраполировать
результаты своих исследований на отрасли
с иными институциональными характеристиками.
В результате более общие исследования
либо ограничиваются качественными выводами
(например, что вход на рынок может существенно
влиять на цены или что асимметрия информации
может иметь большое значение для ситуации
на рынке), либо содержат эмпирические
методы, которые можно использовать в
различных условиях. Кроме того, некоторые
критики считают, что эконометрические
модели, используемые в некоторых исследованиях
и часто основанные на допущениях о равновесии,
могут сделать анализ запутанным, препятствовать
пониманию связи между оцененными параметрами
и лежащими в их основе вариациями данных.
Обзор развития теории отраслевых рынков
Рассмотрим несколько
областей эмпирических исследований в
рамках теории отраслевых рынков, которые
развивались наиболее активно: задача
оценки потребительского — важнейший
параметр практически для любого
исследования рыночной конкуренции; модели
ценовой конкуренции в
В каждом подразделе рассматриваются некоторые эмпирические методы, которые развивались в соответствующей области, а также несколько приложений этих методов для иллюстрации конкретных моментов. Важно, что, хотя не существует универсального рецепта для проведения эмпирических исследований по теории отраслевых рынков, темы многих рассматриваемых статей совпадают. Современные исследования в данной области часто начинаются с теории рыночного равновесия, более или менее явной в зависимости от конкретных приложений. Часто исследователи эксплицитно полагаются на допущения об оптимизации или равновесии для вывода заключений о базовых параметрах.
В других случаях теория используется для вывода тестируемых предсказаний о данных или для интерпретации оценок причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется институциональному контексту и специфическим характеристикам рынка. Общий вывод, следующий из наблюдения за разными отраслями, состоит в том, что такие характеристики могут иметь огромное значение.
2. Формы государственного
регулирования отраслевых
Теория экономической политики
как составная часть
1. Несостоятельность конкуренции,
2. Наличие многочисленных
3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполные рынки, одним из
типичных примеров которых