Теория отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов.
Основное внимание в теории отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг.
Главная задача заключается в определении роли рыночных процессов в удовлетворении производителями потребительского спроса, причин, ведущих к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования. В этой связи экономика отраслевых рынков выступает теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теория отраслевых рынков…………………………………………..5
2. Формы государственного регулирования отраслевых рынков……..11
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

контрольная контрольная теория отраслевых рынков на 06.06.13.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Теория отраслевых рынков…………………………………………..5

2. Формы государственного регулирования отраслевых рынков……..11 

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теорию отраслевых рынков (в оригинале Industrial organization (США) или Industrial economics (Европа)) можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях рынков несовершенной конкуренции.

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих  схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании  близких технологий и производственных ресурсов.

Основное внимание в теории отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы  услуг.

Главная задача заключается  в определении роли рыночных процессов  в удовлетворении производителями  потребительского спроса, причин, ведущих  к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности  их  функционирования. В этой связи  экономика отраслевых рынков выступает  теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.

Многие вопросы, рассматриваемые  в теории отраслевых рынков, являются в то же время и предметом микроэкономической теории. Вместе с тем  используемые подходы и преследуемые цели данных направлений экономической теории имеют существенные отличия:

1) в теории отраслевых  рынков превалирует системный  подход, основанный на анализе  множества различных взаимосвязей, как количественного, так и  институционального характера;

2) теория отраслевых рынков  имеет высокую практическую значимость  результатов и богатую эмпирическую  базу для проверки положений,  микроэкономическая теория оперирует  исключительно с теоретическими  моделями.

Множество практических проблем, с которыми имеет дело экономика  отраслевых рынков, достаточно широко, от определения оптимального поведения  фирмы-производителя на рынке своей  продукции до проведения системного отраслевого анализа и выработки  государственными органами комплексных  решений по проведению отраслевой политики.

Субъекты отраслевого  рынка:

  1. Домохозяйства

Источник рабочей силы-создается рынок  труда;

Делают сбережения - создается рынок финансов;

Самые крупные потребители (особенно товаров широкого потребления)

  1. Бизнес делится на 2 группы:
  • 1-ая производит товары и услуги
  • 2-ая обслуживает эти производящие фирмы. Институты рыночной инфраструктуры (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Они также находятся в сфере государства. Ресурсы получают с рынков - создается рынок ресурсов.
  • рынок товаров и услуг
  1. Государство является политическим институтом и устанавливает правила работы рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория отраслевых  рынков

За последние десятилетия  теория отраслевых рынков, или теория организации промышленности (industrial organization), сделала большой рывок вперед в разработке эмпирических методов анализа несовершенной конкуренции и организации рынков. Новые методы этой теории широко применяются: в анализе слияний и поглощений, в антитрестовских судебных процессах, в регулировании рынков, установлении цен розничными торговцами, при организации аукционов и в дизайне новых рынков, а также в смежных областях1.

Доступ к данным на уровне фирм, а в некоторых случаях  и возможность сотрудничать с  компаниями и правительствами при  разработке экспериментов, открывают  новые горизонты для применения этих методов в эмпирических исследованиях.

Эволюция  теории отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков занимается изучением структуры  отраслей экономики, а также поведения  компаний и индивидов в этих отраслях. Исторически сложилось так, что  в этой теории изучались главным  образом отклонения рынков от идеализированных условий совершенной конкуренции, будь то из-за эффекта масштаба, трансакционных издержек, стратегического поведения или по другим причинам. С эмпирической точки зрения это подводит к вопросам о проявлении конкуренции на разных рынках и ее соотношении со структурой отраслей. Неудивительно, что такие вопросы пересекаются с проблемами государственной политики, в частности, с разработкой антимонопольного законодательства в отраслях с высокой концентрацией и с регулированием отраслей, в которых присутствует положительный эффект масштаба.

Начало современным исследованиям  по теории отраслевых рынков было положено в ходе решения двух проблем, занимавших исследователей в 1970-е годы. Первой проблемой была нехватка убедительных теоретических моделей для изучения рынков несовершенной конкуренции. Эта проблема, по сути, решена в 1980-е годы с наступлением «теоретико-игровой революции». Теория игр позволила исследователям четче моделировать и анализировать такие явления, как дифференциация продукта, сетевые эффекты, барьеры входа, ценовые стратегии или асимметрия информации. В самом деле, данная отрасль исследований начала развиваться так бурно и модели появлялись так быстро, что некоторые видные экономисты даже указали на их избыточность!

Второй проблемой для эмпирических исследований был недостаток данных и убедительных эмпирических методов для оценки гипотез о конкуренции и структуре отраслей. Наиболее развитым типом эмпирических исследований в 1980-е годы был набор методов регрессионного анализа многих отраслей, связывающего структуру рынка в разных отраслях с результатами рыночного взаимодействия (market outcome). Эта исследовательская парадигма относится по крайней мере к 1950-м годам, иногда ее называют парадигмой «структура—поведение—результат» (structure—conduct—performance). В подобных исследованиях экономисты обычно использовали структурные, перекрестные (cross-section) данные по разным отраслям, чтобы проанализировать такие показатели результата, как бухгалтерская прибыль, и концентрации производства - объединенная доля рынка четырех крупнейших компаний. Конечно, исследователи понимали, что концентрация может зависеть от тех же факторов, которые влияют на прибыльность, что создает проблему эндогенности2.

 Эту проблему пытались  решить авторы более сложных  исследований, предполагая, что концентрация  производства связана с внешними, экзогенными барьерами входа,  например технологически обусловленной положительной отдачей от масштаба или постоянными издержками вроде расходов на рекламу или НИОКР.

Хотя в целом вопрос о влиянии на конкурентоспособность  различных отраслей очень важен, структурный подход имел существенные ограничения. Многие исследования полагались на данные, состоявшие из небольшого количества сводных агрегированных показателей  отраслей, эмпирические измерители были несовершенны. В частности, было широко распространено опасение, что бухгалтерские  показатели прибыли, доступные в  используемых данных, могут не подходить  для измерения подлинной экономической  отдачи. Еще более проблематичным было отсутствие в большинстве исследований стратегий эконометрической идентификации  причинно-следственных связей. Чтобы  определить тип такого каузального  эффекта, нужны экзогенные вариации в концентрации производства. Хотя межотраслевые различия в соотношениях затрат на рекламу к объемам продаж или капиталоемкости могут коррелировать  с концентрацией, сложно утверждать, что они не связаны с факторами, влияющими на прибыль компаний, а  значит, выступают как полезные инструментальные переменные. Удачно подытожил эту проблему Р. Шмалензи в своем фундаментальном обзоре литературы по исследованию групп отраслей. Он признал, что «по сути, все переменные, до сих пор задействованные в этих исследованиях, логически эндогенны»3.

Проблемы межотраслевых  регрессионных моделей, а также  развитие более четких теоретических  оснований для анализа несовершенной  конкуренции привели в 1980-е годы к резкому сдвигу в сторону  исследований, позже названных «новой эмпирической теорией отраслевых рынков. Новый подход основан на убеждении, что отдельные отрасли отличаются друг от друга и эти отличия  слишком важны, чтобы корректно  использовать межотраслевые вариации. Новый тип исследований был направлен на понимание институционального устройства отдельных отраслей и использовании этих знаний для проверки конкретных гипотез о поведении потребителей и компаний или для оценки моделей, которые можно применять в контрфактическом анализе, например, для изучения событий после слияния или изменения правил игры со стороны регулирующих органов.

Текущее состояние данной области отражает этот сдвиг. В настоящее  время большинство влиятельных  ученых в области эмпирических исследований отраслевых рынков ориентируются на экономическую теорию, особенно в  том, что касается моделирования  поведения компаний. Чаще всего рассматривается  только одна отрасль или рынок, особое внимание уделяют ее институциональным  характеристикам, измерению ключевых переменных, а также проблемам  эконометрической идентификации. Сторонники этого подхода утверждают, что  при правильном применении он позволяет  совместить концептуальную ясность  экономической теории с убедительными  эмпирическими измерениями, а сконцентрировавшись  на отдельных отраслях, можно наблюдать  за механизмами конкуренции в  действии4
Конечно, исследования отдельных отраслей имеют свои недостатки. Такие работы могут способствовать излишнему сужению анализа, а также нежеланию экономистов экстраполировать результаты своих исследований на отрасли с иными институциональными характеристиками. В результате более общие исследования либо ограничиваются качественными выводами (например, что вход на рынок может существенно влиять на цены или что асимметрия информации может иметь большое значение для ситуации на рынке), либо содержат эмпирические методы, которые можно использовать в различных условиях. Кроме того, некоторые критики считают, что эконометрические модели, используемые в некоторых исследованиях и часто основанные на допущениях о равновесии, могут сделать анализ запутанным, препятствовать пониманию связи между оцененными параметрами и лежащими в их основе вариациями данных.

Обзор развития теории отраслевых рынков

Рассмотрим несколько  областей эмпирических исследований в  рамках теории отраслевых рынков, которые  развивались наиболее активно: задача оценки потребительского — важнейший  параметр практически для любого исследования рыночной конкуренции; модели ценовой конкуренции в краткосрочной  перспективе — как на традиционных рынках, где фирмы устанавливают  цены, так и на рынках, где фирмы  соревнуются на аукционах; проблема конкуренции в более долгосрочной перспективе, когда вход на рынок, уход с него и инвестиционные решения  могут повлиять на структуру рынка  и уровень конкуренции5.

В каждом подразделе рассматриваются  некоторые эмпирические методы, которые  развивались в соответствующей  области, а также несколько приложений этих методов для иллюстрации  конкретных моментов. Важно, что, хотя не существует универсального рецепта  для проведения эмпирических исследований по теории отраслевых рынков, темы многих рассматриваемых статей совпадают. Современные исследования в данной области часто начинаются с теории рыночного равновесия, более или  менее явной в зависимости  от конкретных приложений. Часто исследователи  эксплицитно полагаются на допущения  об оптимизации или равновесии для  вывода заключений о базовых параметрах.

В других случаях теория используется для вывода тестируемых  предсказаний о данных или для  интерпретации оценок причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется  институциональному контексту и  специфическим характеристикам  рынка. Общий вывод, следующий из наблюдения за разными отраслями, состоит в том, что такие характеристики могут иметь огромное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы государственного  регулирования отраслевых рынков

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость  государственного регулирования экономики  различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях6.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров,  жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве. Таких товаров (главным  образом в форме услуг) много  в сферах образования, здравоохранения,  науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из  типичных примеров которых является  рынок страховых услуг, прежде  всего медицинских и пенсионных.

Информация о работе Теория отраслевых рынков