Теория отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов.
Основное внимание в теории отраслевых рынков уделяется исследованию отраслей промышленности и сферы услуг.
Главная задача заключается в определении роли рыночных процессов в удовлетворении производителями потребительского спроса, причин, ведущих к нарушению рыночной эффективности, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования. В этой связи экономика отраслевых рынков выступает теоретической основой для принятия решений в рамках отраслевой политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теория отраслевых рынков…………………………………………..5
2. Формы государственного регулирования отраслевых рынков……..11
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

контрольная контрольная теория отраслевых рынков на 06.06.13.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

5. Несовершенство информации, во  многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое  неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов (рецессий) и  депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение  доходов, которое, если государство  не принимает мер для «социальной  компенсации» малоимущим и обездоленным  слоям населения, ставит под  угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров  (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические  функции государства, которые и  реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)7.

Система законодательства включает в  себя следующие основные отрасли: 
1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство). 
2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

3. Комплексное законодательство  включает нормы нескольких отраслей  права, которые регулируют различные  по своему видовому содержанию  общественные отношения, составляющие  относительно самостоятельную сферу  общественной жизни (хозяйственное,  транспортное, военное законодательство). Предметом регулирования комплексных  отраслей законодательства в  отличие от отраслей права  является не вид, а сфера  общественных отношений, объединяющая  различные их виды. Будучи предметом  регулирования норм нескольких  отраслей права, они вместе  с тем обладают известным единством,  обусловленным общностью целей  и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение  отраслевых групп общественных  отношений определяют общность  и взаимосвязь регулирующих их  норм права.

Имеется своего рода пирамида целей  госрегулирования, которые находятся  между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или  иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания  экономического развития (включая его  социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются  между собой, находясь в отношениях взаимозависимости8.

Во многих научных и учебных  публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение  темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго  порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды9.

Из целей первого и второго  порядка вытекают цели третьего порядка  и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них  появляются, а другие уходят в небытие  по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

В условиях развитой рыночной экономики  государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый  набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие  инструменты (термины «средство» и  «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее  используются как синонимы).

Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Так, все  страны с развитой рыночной экономикой обладают весьма многогранным и совершенным  хозяйственным правом, которое последовательно  претворяется в жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных  отношений или налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в развитых странах  экономические преступления широко распространены, но с ними государство  ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт  теневой экономики в этих странах  составляет от 4 до 13% ВВП. Это, конечно, немало, но существенно меньше, чем  в других частях мира.

Ведущую роль в хозяйственном праве  стран с развитой рыночной экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В  целом в законодательстве развитых стран особенно четко прописаны  вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права  и обязанности продавцов и  покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и  монополиям) и налоговых отношений10.

Административные средства чрезвычайно  многочисленны и разнообразны. Они  применяются на уровне не столько  центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а  также местных (муниципальных) органов.

К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в  том числе в форме соответствующих  лицензий) и запреты. Весьма типичный пример — применяемые во всех странах  Запада разрешения и запреты на новое  промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов  и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям.

Наконец, к административным средствам  относятся различного рода стандарты  и нормы, которые нередко находятся  на стыке экономики, техники и  экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых  продуктах или выбросов вредных  веществ в атмосферу и окружающую среду в целом)11.

Наряду с административно-правовыми в госрегулировании на Западе используются экономические средства: финансовые и денежно-кредитные, а также государственная собственность и внешнеэкономический инструментарий. Последние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйствования (экономический строй), а на протекание процесса воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется  экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор  административно-правовых и экономических  средств (инструментов).

В условиях быстрой интернационализации  и глобализации хозяйственной жизни  в современном мире внутриэкономическое  и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

В развитых странах сложились  три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и  японская), характеризующиеся различным  сочетанием основных инструментов экономической  политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности  и др.).

Нет никаких объективных  оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для  России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к  своим специфическим условиям, имеет  большое значение.

 

 

 

 

 

 

Список литературы               

 

1.  Булатов А. С. Экономика отрасли. – М.: Академия, 2011г.

2.  Денисов Б. А. Современное государство и экономика. – М.: Пилот, 2011г.

3.  Долан Э. Д. , Линдсей Д. Е. Рынок: экономическая модель. – М.: Просвещение, 2008г.

4.  Егоров С.М. Законодательство Российской Федерации в области экономики. – М.: Юрист, 2012г.

5.  Колесов В. П. Экономика. – М.: Феникс, 2011г.

6.  Лившиц А. Я. Введение в отраслевую экономику. – М.: Приор, 2010г.

7.  Маевский В. И. Структура экономики России. – М.: Инфра, 2010г.

8.  Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. Экономикс. – М.: Развитие, 2012г.

9.  Парканский А. В. Отраслевая экономика. – М.: Пилот, 2011г.

10.Осин Г. П. Рыночная экономика. – М.: приор, 2012г.

11.Пияшева Л.А. Отраслевая экономика.  – М.: Арт, 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Булатов А. С. Экономика отрасли. – М.: Академия, 2011г.

2 Денисов Б. А. Современное государство и экономика. – М.: Пилот, 2011г.

3 Долан Э. Д. , Линдсей Д. Е. Рынок: экономическая модель. – М.: Просвещение, 2008г.

4 Егоров С.М. Законодательство Российской Федерации в области экономики. – М.: Юрист, 2012г.

5 Пияшева Л.А. Отраслевая экономика. – М.: Арт, 2011г.

6 Колесов В. П. Экономика. – М.: Феникс, 2011г.

7 Лившиц А. Я. Введение в отраслевую экономику. – М.: Приор, 2010г.

8 Маевский В. И. Структура экономики России. – М.: Инфра, 2010г.

9 Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. Экономикс. – М.: Развитие, 2012г.

10 Парканский А. В. Отраслевая экономика. – М.: Пилот, 2011г.

11 Осин Г. П. Рыночная экономика. – М.: приор, 2012г.

 


Информация о работе Теория отраслевых рынков