Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Платон является родоначальником такого направления, как философия объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях, - Сократа, его учителя. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, называемых «сократическими» диалогами. Собственно платоновское учение об идеях устройства общества и идеального государства появляется в более поздних диалогах. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Содержание работы

Введение 3
I. Биография Платона. 4
II. Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 6
1.1. Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления. 8
III. Вопросы государства и права в диалоге «Законы». 11
Заключение. 14
Библиография. 15

Файлы: 1 файл

Учение Платона о государстве.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

«Мужество» - также привилегия немногих («Мужественным  государство бывает лишь благодаря  какой-то одной своей части»). «Мужество  я считаю некой сохранностью, ... что  сохраняет определенное мнение об опасности, - что она такое и какова она»5. Мнение это по Платону обязательно должно соответствовать с законом государства.

Третья доблесть - благоразумие - в отличие от двух предыдущих,  принадлежит всем членам государства. «Нечто вроде порядка - вот что такое благоразумие»6.

Наличие в государстве «справедливости» подготавливается и обуславливается  «благоразумием». Благодаря самой  справедливости каждый разряд общества и каждый отдельно взятый человек  и получает для исполнения свое особое дело. «Это делание своего, вероятно, и есть справедливость»7.

Свой  проект Платон считает осуществимым лишь для греков, для всех остальных  народов он неприменим ввиду их якобы  неспособности к устройству общественного  порядка.

 

 

1.1.  Учение о совершенных  и несовершенных формах государственного  правления.

 

«Наилучшее государство, по Платону, должно соответствовать следующим трём свойствам: во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества; в-третьих, осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. Понимая изменение и смену различных общественно-государственных  форм как круговращение внутри определённого цикла, Платон говорит  о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.  По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он усматривает прямое соответствие»8.

Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это царская  власть,  если несколько правителей — аристократия.

Аристократическому  государственному устройству (идеальному государству) как правильному и  хорошему виду Платон противопоставляет  четыре ошибочных и порочных вида, характеризуя последние  в порядке  их прогрессирующей порче и очередности  перехода от одного к другому.

Платон  выделяет четыре формы отрицательного государства, это - тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия (господство честолюбцев) явилась первой по времени из отрицательных форм. Первоначально она сохраняла черты совершенного строя, но со временем обозначились признаки упадка - страсть людей к обогащению и корысть. «В юности такой («тимократический») человек с презрением относится к деньгам, но, чем старше он становится, тем больше он их любит - сказывается его природная наклонность к сердоболию»9. Второй ступенью разложения стала олигархия (господство небольшой группы населения над большинством). «У власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении»10. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. Для Платона этот закон состоит в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое». Напротив, в олигархии некоторые члены общества занимаются множеством дел - и земледелием, и войной, и ремеслами. Олигархия переходит в еще худшую форму государственного устройства - в демократию (господство большинства в обществе, где различия между богатыми и бедными обостряется еще сильнее). «При таком государственном строе люди будут очень различны»11. «При нем существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных»12. Самой худшей формой государства Платон считал тиранию (господство одного над всеми). Тирания происходит из демократии - рабство из свободы. «Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону»13. Тиран постоянно ведет войны, чтобы держать подчиненных в страхе и убедить их в необходимости вождя; постоянная же война вызывает недовольство и ненависть против тирана, который вынужден уничтожать недовольных.

Всем  вышеозначенным формам государственности  Платон противопоставляет проект наилучшего государства, основным принципом которого выносит справедливость. Таким государством управляет меньшинство, но в отличие от олигархии способное меньшинство. Каждому гражданину здесь отводится специальное занятие и специальное положение. Это государство сильное, самодостаточное и способное защищать себя от враждебно настроенной среды, оно также способно обеспечить своих граждан необходимыми благами и блюдет в себе духовную деятельность и творчество. В нем необходимые функции и работы разделены между специальными разрядами граждан, разделение по разрядам происходит по нравственным задаткам и свойствам отдельных групп людей. На  разделении труда Платон основывает все современное ему общество и государственный строй.14

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная  личность и даже не класс, а все  общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству  человека, его счастье, его свободу  и моральное совершенство.

Начертанный проект наилучшей организации государства  и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов  он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением времени  Платон и сам охладевает к своей  модели идеального государства после  неудачной попытки реализовать  ее на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Вопросы государства и права в диалоге «Законы».

 

Диалог  «Законы» является последним сочинением Платона. В нём он изложил второй проект наилучшего государственного устройства, приближая его к действительности греческих полисов. «Законы» — это  огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой  диалог Платона.

«Законы» — детище уже умудренного  жизнью и во многих отношениях разочарованного  в ней человека. Они представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением  и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое  обоснование в «Государстве».

«Законы»  обширны и охватывают самые разнообразные  проявления человеческого общежития. Здесь  Платон, как бы разочаровавшись  в практическом осуществлении своего идеала, изображенного в «Государстве», отступает   в некоторых положениях и требованиях.

«Количество «народонаселения» в государстве должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города. Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии. В число граждан  не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства. Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства и делится на равные по плодородию участки.» 15

В «Законах» он выступает за потребительское  равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для  господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных  для рабов, а равным образом и  для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества»

  Политическим правами обладают только граждане, основным делом которых является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном аристократически. Полноправные граждане не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами. Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан.  Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их слугам.  Граждане должны посвящать себя государственной жизни. Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют; правительство распределяет  их по стране в соответствии с потребностями в их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.

Платон  подробно описывает организацию  государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого  проекта здесь проводятся идеи смешанной  формы государства и сочетания  моральных методов осуществления  власти с правовыми методами. Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все  выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

«Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся одним из главных во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства.  Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона. В противном случае государство гибнет. Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным, прежде всего для государства, то есть соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.» 16

Однако  Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет  пределы, обусловленные ограниченностью  ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда  этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и  в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется  нарушать закон. Платон указывает два  средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При  этом отмечает, что законодатели часто  забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство  должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан  такую способность, как умение подчиняться. Платон говорит, что граждане обязаны  повиноваться законам не слепо, а  с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность  подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Платон  различает правильные и неправильные законы. Правильными он считает  лишь те законы, которые установлены  ради общего блага всего государства  в целом, а не какой-то узкой властвующей  группы. Остальные законы, не удовлетворяющие  этому требованию, - неправильные.  В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые  законы, которые скрупулезно и  жестоко регламентируют публичную  и частную жизнь людей, определяя  распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства  путем внушения представлений о  божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение.

«Законы»  являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним  недоверием Платона к людям и  его стремлением все предусмотреть  и предначертать. Он хочет связать  волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо  от всяких нововведений. Вместо абсолютного  правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.

Хотя  «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. Несмотря на то, что  он хотел  представить  устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода  вполне приносится в жертву общественной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подведем итог. Проект идеального государства рассмотренный выше является утопией, он представляет собой  некий симбиоз черт вымышленных, придуманных как бы в разрез с  существующими формами государств, с чертами реальными, отражающими  реальные исторические отношения внутри общества, современного автору проекта.

Информация о работе Учение Платона о государстве