Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:48, контрольная работа
Описание работы
Цель работы - исследовать процесс управления системой обеспечения финансовой безопасности РФ. Для достижения цели в работе поставлены такие задачи: 1. Выявить сущность финансовой безопасности в современном мире; 2. Проанализировать обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации; 3. Исследовать систему финансового контроля в России.
Содержание работы
Введение 3 1. Сущность финансовой безопасности в современном мире 4 2. Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации 8 3. Финансовый контроль в России 12 Заключение 18 Список использованной литературы 20
Обеспечение финансовой безопасности
государства является важной задачей
для многих стран. Эта задача становится
приоритетной в условиях финансового
кризиса. Проблема финансовой безопасности
уже давно привлекает внимание многих
ученых.
Несмотря на полное отсутствие
специальных трудов по заявленной теме,
существует достаточно широкая методологическая
база, на которую можно опереться. Следует
выделить работы и публикации отечественных
и зарубежных экономистов, посвященные
вопросам развития систем экономической
и финансовой безопасности. Среди них:
Э. Аткинсон, Е.В. Балацкий, С.Ю. Глазьев,
А.Н. Илларионов, Д. Кидуэлл, Г.В. Коржон,
Г. Молл, Г. Моргентау, К. Мюрдох, А.Г. Немцов,
Р. Петерсон, Д. Риккардо, В.К. Сенчагов,
Дж. Фергюссон, Г.Г. Фетисов, Е.Г. Ясин и
др. При всем этом в анализе проблемы
финансовой безопасности остается немало
нерешенных вопросов. Изучение генезиса
вопроса требует прежде всего уяснения
понятия «безопасность».
Цель работы - исследовать процесс управления системой
обеспечения финансовой безопасности
РФ.
Для достижения цели в работе
поставлены такие задачи:
1. Выявить сущность финансовой
безопасности в современном мире;
2. Проанализировать обеспечение
финансовой безопасности России в условиях
глобализации;
3. Исследовать систему финансового
контроля в России.
Сущность финансовой безопасности в современном мире
Современные представления
о феномене безопасности необычайно разнообразны.
Во-первых, безопасность понимается как
отсутствие опасности. Так, согласно толковому
словарю В.И. Даля, безопасный означает
"неопасный, не угрожающий, не могущий
причинить зла или вреда... Безопасность
- отсутствие опасности"[10, c.80]. Во-вторых,
безопасность рассматривается как свойство
(или атрибут) системы. В основе данного
понимания - предположение о естественной
защищенности любой системы (начиная от
элементарных частиц и атомов до человека
и далее) от разрушительного воздействия
каких-либо сил. В-третьих, безопасность
понимается как специфическая деятельность.
Деятельностного понимания безопасности
придерживаются многие исследователи,
хотя и по-разному определяют характер
этой деятельности.
Понимание безопасности как
определенного состояния защищенности
составляет основу дефиниции безопасности,
закрепленной в Законе Российской Федерации
"О безопасности". Статья 1 этого Закона
определяет безопасность как "состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних
и внешних угроз"[1].
В. В. Бурцев определяет финансовую
безопасность как важнейший элемент
экономической безопасности страны. По
его мнению, в современных условиях воздействие
геофинансов, мировых финансовых систем
на отдельно взятое государство переходит
на качественно иной уровень. С учетом
господствующего положения, занимаемого
финансовой составляющей в современной
экономике, можно охарактеризовать
последнюю как экономику, управляемую
через финансовые механизмы, с помощью
финансовых рычагов, финансовых стимулов
и в финансовых целях [8, c.47]. А глобализм
в современном мире создал условия для
установления особой финансовой власти, которая владея
мировыми деньгами и управляя финансовыми
потоками позволяет воздействовать как
на все мировое хозяйственное пространство,
так и на отдельные государства.
Обеспечение финансовой безопасности
Российской Федерации - это деятельность
государства и всего общества, направленная
на стабильное функционирование финансовой
сфере, на защиту национальных ценностей
и интересов в этой области. Данная деятельность
также должна быть направлена на предупреждение
и противодействие угрозы правам и свободам
человека, материальным и духовным ценностям
общества, конституционному строю, суверенитету
и территориальной целостности страны,
а также всесторонне способствовать развитию
государства и его граждан в первую очередь
в плане повышения качества их жизни.
С учетом сказанного можно
выделить три подсистемы национальных
интересов (и, следовательно, финансово-экономической
безопасности), образующих определенное
единство: интересы общества в целом, как
условие его существования и безопасности;
интересы, реализация которых означает
осуществление принципов социального
государства и безопасности его граждан;
интересы предпринимательства и его безопасности
в той части, в какой они рассмотрены выше.
Такая структура национальных экономических
интересов и финансово-экономической
безопасности, с одной стороны, определяет
приоритеты развития, а с другой, - раскрывает
основу противоречий интересов в обществе.
Характер взаимодействия
разных групп интересов в экономике
современной России обладает
рядом особенностей. Исходя из
реальной практики, можно выделить
следующие институциональные уровни
согласования интересов и повышения
финансово-экономической безопасности:
1. Государственный уровень
согласования интересов выражается
в нормативном регулировании
вопросов корпоративного управления.
2. Корпоративный уровень
согласования интересов определяется
развитием внутрикорпоративных
норм, традиций и установок.
3. Социальный уровень
согласования интересов (общественное
сознание) выражается в задаче
создания класса собственников
и формировании ответственных
и компетентных руководителей [7,
c.84].
Финансовая безопасность выступает
в качестве важнейшей составляющей экономической
безопасности. Главным критерием финансовой
безопасности является финансовая независимость
страны и защита финансовой независимости
от воздействия внешних угроз. Финансовая
безопасность страны в сфере внешнеэкономической
деятельности характеризует конкурентоспособность
национальной финансовой системы в условиях
развития внешнеэкономических связей.
Уровень финансовой безопасности определяет
степень доверия инвесторов и уровень
риска при инвестировании в экономику
страны. Устойчивость финансовой системы
государства является важнейшим критерием
финансовой безопасности.
Финансовая безопасность характеризует
способ функционирования финансовой системы
государства, который направлен на сбалансированный
экономический рост в различных отраслях
национальной экономики, но устойчивый
по отношению к внутренним и внешним изменениям
параметров финансовой системы. При этом
главное внимание обращается на распределение
финансовых потоков между отраслями экономики,
динамику государственного долга, информационную
оценку бюджетов, учет капитала за рубежом.
Чем больше у государства возможности
для контроля за финансовым пространством
в границах государства в условиях развития
внешнеэкономических связей и чем более
развита институциональная система, обеспечивающая
контрольно-регулирующие функции государства
на различных уровнях, тем более суверенны
прерогативы государства.
Финансовая безопасность рассматривается
как осуществление самостоятельной финансово-экономической
политики в соответствии с национальными
интересами, направленное на обеспечение
экономического роста страны и создание
эффективной системы государственного
регулирования, способствующей функционированию
не только элементов финансовой системы
государства, но и взаимосвязанных с нею
звеньев экономической системы.
Внутренние угрозы финансовой
безопасности возникают в связи с субъективной
деятельностью людей. Национальная финансово-кредитная
и экономическая политика, приводящая
к нарушению финансового обеспечения,
способствовала сжатию денежной массы,
расточительному использованию валютных
кредитов и оттоку валютных средств вследствие
отсутствия барьеров для утечки валюты
в оффшорные зоны, за рубеж. Этот процесс
усугублялся бесхозяйственностью экономических
субъектов, ведущей к экономическим преступлениям,
криминализации экономики и теневым оборотам
капитала.
К внешним угрозам финансовой
безопасности следует отнести возрастающую
интенсивность экономических и хозяйственных
связей и усиливающийся процесс интернационализации
и глобализации мирового хозяйства. Они
оказывают существенное влияние на мировую
финансовую ситуацию и на изменение содержания
финансовых потоков, которые иллюстрируют
оторванность финансовых потоков от воспроизводственных
процессов и перемещение их в спекулятивный
капитал, что затрудняет эквивалентный
обмен.
Анализ внутренних и внешних
угроз финансовой безопасности важен
как с позиции их предотвращения и упреждения,
так и с позиции разработки стратегии
финансовой безопасности.
Обеспечение финансовой безопасности
в России возможно во взаимосвязи финансовой
и таможенной политики при взаимодействии
таможенных, финансовых и налоговых структур,
которое обеспечивается развитием и модернизацией
таможенной, финансовой и фискальной инфраструктур
[12, c.52].
Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации
Финансовая безопасность страны
измеряется системой индикаторов и их
пороговых значений. В связи с финансовым
кризисом их число в индикативной системе
экономической безопасности, разработанной
в Институте экономики РАН, расширено.
В таблице презентации приведены пороговые
значения индикаторов за 2000 и 2009 г. и фактические
данные за 2010 г. Они сгруппированы по четырем
сферам экономики: реальная экономика,
социальная сфера, денежно-финансовая
сфера, внешнеэкономическая сфера. Пороговые
значения индикаторов определены на основе
экспертных оценок и индикаторов стран
Еврозоны с учетом поставленной в Стратегии
национальной безопасности до 2025 г. задачи
вхождения России в пятерку наиболее развитых
стран [9, c.42].
Финансовая безопасность - органичная
и неотъемлемая часть экономической безопасности
в целом. Уровень финансовой безопасности
следует оценивать содействием финансовой
сферы в повышении экономической безопасности.
Наибольшее нарушение уровня
экономической безопасности в 2010 г. было
в реальной экономике именно по индикаторам,
отражающим возможности модернизационно-инновационных
процессов, а в социальной сфере - по уровню
бедности и имущественному расслоению
общества.
О крупных дисбалансах финансовой
сферы свидетельствует следующее: при
превышении в 2010 г. размера золотовалютных
резервов почти в 2 раза по сравнению с
пороговым значением дефицит бюджета
(4,1%) превышает пороговое значение в размере
3% к ВВП; уровень монетизации меньше порогового
значения, что означает недостаточность
денежной массы для обслуживания процессов
производства, обмена распределения, потребления
и формирования ВВП; уставной капитал
банков вдвое меньше его порогового значения
[3]. Важно также отметить, что достаточный
объем золотовалютных резервов и Резервного
фонда не спасает экономику от высоких
темпов роста потребительских цен и инфляции.
Инфляция в 2010 г. увеличилась на 2,8 пункта
быстрее, чем ее пороговое значение. Это
создает дополнительную нагрузку на бюджет,
поскольку увеличиваются расходы на выплату
пенсий и зарплат работникам бюджетной
сферы [14].
За 9 лет успешного развития
экономики страны в фонды: Стабилизационный,
Резервный и национального благосостояния
направлен профицит в размере 8 трлн рублей.
Если бы из этих средств хотя бы 5 трлн
руб. было направлено на модернизацию
производства, его диверсификацию, осуществление
инновационных проектов, то к началу кризиса
экономика было совершенно иной и не так
сильно пострадала бы от кризиса.
О слабой защищенности отечественной
финансовой сферы, ее сильной зависимости
от внешних воздействий мирового финансового
кризиса свидетельствует значительная
девальвация рубля - на 55% (с 23,5 рублей за
долларов до наивысшей ее точки 37 рублей
и последующего достаточно быстрого снижения
до 31 рубля), а также отток капитала во
второй половине 2008 г. в размере 130 млрд
долл., 32,7 млрд долл. в 2009 г. и 38,3 млрд долл.
в 2010 г [14].
Крупным каналом ухода капитала
за рубеж в разных формах является регистрация
крупных российских фирм в офшорах. По
разным оценкам от 90 до 95% крупных промышленных
фирм зарегистрировано не только в офшорах,
но просто находится в иностранной юрисдикции.
Именно туда, а не в российский бюджет,
переводятся деньги от прибылей. По оценкам,
в оффшорные зоны уходит ежегодно не менее
50 млрд долл. Если брать не только крупные
компании, а весь частный бизнес, то примерно
35-40% частных активов россиян хранится
в офшорах. Для США эта доля не превышает
2%, для Европы - 10% [11, c.46].
Как показали финансовые кризисы
1998 и 2008 гг., курс рубля наиболее чувствителен
к изменениям мировой конъюнктуры. Этот
индикатор оказывал наиболее сильное
воздействие на многие экономические
и финансовые индикаторы. В 1998 г. девальвация
рубля в 3 раза вызвала рост потребительских
цен в 1,84 раза и снижение реальных денежных
доходов на 25-30%. Финансовый кризис 2008 года
и девальвация рубля на 55-31% не оказали
такого влияния на потребительские цены.
Индекс цен даже сначала несколько снизился.
Однако в 2010 г. он вновь превысил прогнозное
значение, реальные доходы увеличились
на 4,1%, но их рост был ниже, чем в годы предшествующему
кризису. В экономической и финансовой
политике нужно ориентироваться на предел
допустимой девальвации рубля, вероятно,
не более 10%. Выход за рамки этого предела
вызывает цепную реакцию в системе индикаторов
[8, c.77].
На протяжении 9 успешных лет
финансовая безопасность, если о ней судить
по золотовалютным резервам и состоянию
бюджетной сферы, в которой обеспечивался
процифит бюджета, находилась в лучшем
положении, чем другие сферы экономической
безопасности. В результате кризиса уровень
финансовой безопасности снизился почти
по всем индикаторам, но больше всего пострадала
реальная экономика. Валовый внутренний
продукт сократился более, чем в других
странах - на 7,9%, тогда как в Японии на 5%,
в Еврозоне около 4%. В 2010 г. ВВП составил
44,5 трлн руб., при пороговом индикаторе
в 48,9 трлн руб [15].