Управление системой финансовой безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать процесс управления системой обеспечения финансовой безопасности РФ.
Для достижения цели в работе поставлены такие задачи:
1. Выявить сущность финансовой безопасности в современном мире;
2. Проанализировать обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации;
3. Исследовать систему финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность финансовой безопасности в современном мире 4
2. Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации 8
3. Финансовый контроль в России 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Управление системой обеспечения финансовой безопасности РФ.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

Кризис усилил деформацию структуры промышленности. При спаде промышленности в 2009 г. на 10,8%, производство в добывающих отраслях снизилось всего на 1,2%, а производство машин и об орудов ания - на 28,4%, производств о электрооборудования - на 31,6%, производство транспортных средств - на 38%, производство металлорежущих станков - на 63% [15].

Сильное влияние состояния мировой экономики на нашу финансовую систему во многом связано с особенностями российской экономики. Хотя Россия признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой, но ее товарные рынки, структура экспорта имеют преимущественно сырьевую направленность. Обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью слабо развиты. В упадке находятся отрасли, способные приносить бюджету большие доходы: легкая промышленность, машиностроение и т.д.

Создание в Москве Международного финансового центра должно быть частью стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Ее цель состоит в обеспечении выхода страны на рубежи мировой державы, вхождения по важнейшим индикаторам экономического развития и качества жизни в пятерку наиболее развитых стран мира. Осуществление этих целей должно опираться на финансовую систему, которая бы, с одной стороны, находилась на высоком технологическом уровне развития с использованием широкой современной системы финансовых инструментов, а с другой стороны, финансовая система должна быть защищена от кризисных явлений, исходящих как из центра системы, так из ее периферии. В основе финансовой политики должны быть национальные интересы России и соответствующие им приоритеты социально-экономической политики. Опыт показал, что накопление золотовалютных резервов, хотя и играет важную роль в обеспечении финансовой безопасности, но одного его недостаточно. Нужно, во-первых, создать мощное, сбалансированное по структуре товарное производство, создающее условия для сокращения примерно в 2 раза импортной зависимости. Фондовый рынок должен быть с гораздо меньшей, чем в настоящее время, долей спекулятивных операций (сейчас они составляют от 75 до 90% оборота фондового рынка). Необходимо резкое сокращение валютных операций банков, их игры на курсе валюты и увеличение банковских вложений в инвестиции, а также ориентация финансовой системы на предел девальвации, о котором уже говорилось.

Мировая финансовая система должна эволюционировать в сторону большей устойчивости, особенно в части сбалансированности физической экономики, ее реального сектора с финансовой экономикой и денежными потоками. Необходима система мер по сглаживанию резких колебаний валютных курсов. Нужны оригинальные идеи по улучшению взаимодействия финансовых системы России с финансовыми системами США, Еврозоны, Китая.

 

    1. Финансовый контроль в России

 

Управление общественными процессами предполагает последовательное решение вопросов, связанных с планированием деятельности, организацией работы, координированием процесса, анализом результатов и контролем. Заключительным элементом любой деятельности является контроль. Применительно к финансово-бюджетной сфере таким элементом является финансовый контроль, который охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Необходимость осуществления финансового контроля возникает тогда, когда происходит движение денежных средств. В условиях рыночных отношений основным побудительным мотивом деятельности является получение прибыли. Достижению  этого  в немалой степени способствует финансовый контроль.

Современные условия развития экономики и российского общества предъявляют жесткие требования к эффективности решения задач управления различными сферами государственной жизни, в числе которых и те, которые связаны с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, благополучия граждан.

Эффективность деятельности государства во многом определяется тем, как оно распоряжается государственными ресурсами, находящимися в его распоряжении. Активизация государственного финансового контроля – стратегическая задача государства, подтверждением чему является принятие им в последнее время многочисленных нормативно-правовых и подзаконных актов. Обилие контрольных органов нередко порождает нездоровую конкуренцию, дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды, избыточное административное давление на экономику.

Процесс формирования системы государственного финансового контроля еще не завершен. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не установлены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России. Не является полной нормативная база контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля, имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного, аудиторского (независимого) и внутреннего контроля проверяемых организаций и т.д.

Стратегической задачей, как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с точки зрения расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [22, c.23].

Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами. Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления, о которых будет упомянуто далее.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основные методы финансового контроля: ревизия, проверка, надзор, мониторинг, обследование, анализ [13, c.63].

За последнее десятилетие коренным образом изменились основы государственного устройства Российской Федерации, разграничены полномочия федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, определены границы деятельности всех ветвей власти. Значительные преобразования коснулись форм собственности, экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов, бюджетного устройства, процесса управления финансовой системой. Эти процессы не могли не повлечь изменения основ государственного финансового контроля, как необходимого элемента управления финансовой системой. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными  финансами.

Повышение эффективности государственной бюджетной политики в поисках резервов совершенствования бюджетного процесса крайне важно для современной России. В рамках этой проблемы весьма актуальны вопросы эффективности государственного финансового контроля, в частности нереалистичность расчета доходов и расходов бюджета, неполнота бюджетного законодательства и проблема обеспечения единства системы финансового контроля занимают ключевое место. В широком смысле целями для повышения эффективности государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части.

Конечный результат, т.е. совокупность объективных последствий финансового контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

Совершенствование государственного финансового контроля в РФ заключается в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

  • не существует национальных стандартов контроля, отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;

  • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

  • законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;

  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает перекладывание ответственности;

  • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

  • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

  • отсутствуют общегосударственные принципы планирования контрольной работы, классификация финансовых нарушений

  • неурегулированность правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов государственного финансового контроля, в том числе и бюджетного, ограничивает результативность ревизий и проверок [17].

Чтобы привести в действие экономические рычаги, с помощью которых контроль может влиять на финансовые результаты, нужен соответствующий правовой инструментарий, важнейшим инструментом является использование санкций за бюджетные правонарушения. От способности государства предотвращать нарушения и преступления в этой сфере напрямую зависит финансовая и, как следствие, экономическая безопасность государства. Актуальность данной проблемы подтверждается результатами контрольных мероприятий всех уровней власти и еще более возрастает в условиях финансового кризиса.

 

 

Заключение

 

 

Системный подход к обеспечению финансовой безопасности предполагает формирование многоуровневой системы пороговых значений финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, что особенно актуально при вступлении России в ВТО.

Стратегия финансовой безопасности разрабатывается на базе концепции национальной финансовой безопасности. Концепция финансовой безопасности региона включает правовое обеспечение финансовой безопасности региона, инфраструктуру обеспечения финансовой безопасности, систему контроля и координации, учет экономических интересов, угроз финансовой безопасности региона, пороговых индикаторов безопасности региона, методов обеспечения финансовой безопасности региона. К последним прежде всего относятся валютный контроль и таможенно-тарифное регулирование.

Стратегия финансовой безопасности должна включать стратегическую цель финансовой безопасности; определение количественных и качественных пороговых знаний финансовой безопасности; разработку методологии прогнозирования предотвращения угроз финансовой безопасности и отработку институциональных преобразований, нейтрализующих и смягчающих угрозы финансовой безопасности; оформление системы контроля за обеспечением финансовой безопасности; разработку и проектирование систем управления по реализации финансовой безопасности.

Информация о работе Управление системой финансовой безопасности