Виды финансового контроля и органы его осуществляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:20, доклад

Описание работы

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за выполнением этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Содержание работы

-ВВЕДЕНИЕ
-ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
-ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
-ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
-Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
-Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля
-Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

-ВВЕДЕНИЕ

-ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

-ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

-ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

-Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля

-Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

-Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный контроль является неминуемым и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы  государства.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством и муниципальными образованиями  для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за выполнением  этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

 

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Основные задачи финансового  контроля заключаются в:

1) проверке выполнения финансовых  обязательств перед государством  и органами местного самоуправления  организациями и гражданами;

2) проверке правильности использования  государственными и муниципальными  предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении;

3) проверке соблюдения правил  совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных  средств;

4) выявлении внутренних резервов  производства;

5) устранении и предупреждении  нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в  социально-экономических преобразованиях  выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим  и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию и использованию  денежных фондов. Поэтому он имеет  важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций ( в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и.т.д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций ( после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

 

 

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

1) в силу требований законодательства;

2) по решению компетентных государственных  органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих  субъектов.

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Возможны и другие основания  классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов),осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной  власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) ведомственный и внутрихозяйственный;

д) общественный;

е) аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем,который производится в системе общественных организаций  или религиозных организаций. Близок к ним контроль, осуществляемый хозяйствующим  субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно  обозначить как внутренний или внутрисистемный  контроль.

Представляется необходимым в  условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

 

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», которым установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства,

комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы  органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной  деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые  ревизии происходят по указанию вышестоящих  по отношению к ревизуемому подразделению  руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать40 дней. Продление  этого срока допускается с  разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного  контроля:

-выявление случаев хищения и  недостач денежных средств и  материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по  устранению условий и причин, их порождающих; 

-принятие мер по возмещению  виновными лицами причиненного  ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом о т7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основная цель аудиторской  деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

 

 

 

Контроль финансово-кредитных  органов (банковский контроль).

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля

Для усиления контроля со стороны  Федерального Собрания РФ за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных федеральных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная  палата обладает организационной и  функциональной независимостью.

Счетная палата является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты –  г. Москва.

 

 

 

Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

- определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности; 

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального  бюджета, или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом; 

- контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке Российской  Федерации, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации; 

- регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий. 

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета  на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной  палаты, аппарата Счетной палаты.

 

Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых  организаций. О результатах ревизии  и тематических проверок Счетная  палата информирует Совет Федерации  и Государственную Думу. В случаях  выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб  и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых ,платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации Минфин России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политике и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотереи, производства и оборота защищенной полиграфической продукции,финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федеральной налоговой службы, Федеральной  службы страхового надзора, Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому  мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Информация о работе Виды финансового контроля и органы его осуществляющие