Виды и органы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Введение
1. Понятие и виды финансового контроля
2. Система органов финансового контроля
Заключение
Библиографический список

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды финансового контроля
2. Система органов финансового контроля
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

виды и органы финансового контроля.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

1.      Понятие и виды финансового контроля

2.      Система органов финансового контроля

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы финансового контроля остаются в центре внимания финансово-правовой науки. Невозможно пожаловаться на отсутствие публикаций по данной проблематике. Нельзя также утверждать, что указанные публикации не отличаются актуальностью. Тем сложнее определить цель и задачи планируемой работы, но можно однозначно говорить о том, проблема обилия публикаций, которые, к сожалению, вносят определенную путаницу в понимание системы финансового контроля, и подвигает нас обратиться к этому вопросу.

Часто представители финансовой и юридической науки пытаются исследовать и дать типологию финансового контроля в отрыве от имеющихся знаний и достижений в этой области. Финансово-правовая наука абстрагировалась от достижений дореволюционной и советской науки финансового и административного права, что представляется недостатком современных исследований в этой сфере. Особенно удивляет нежелание современных исследователей обратиться к достижениям советских теоретиков и административистов, успехи которых неоценимо высоки в области государственного контроля. Собственно, и государственный контроль эволюционировал от государственного контроля к государственному контролю в сфере управления и государственному финансовому контролю. Последние два вида развивались почти параллельно, дополняя и развивая друг друга. Каковы же успехи советских теоретиков и административистов? Это исследование контроля как правовой формы деятельности, постановка и исследование правовой природы, сущности контрольной деятельности и контрольного процесса. И, конечно же, постановка вопроса о структуризации контроля как института права и раздела юридической науки. Наиболее ценным с научных позиций является проведенное в известной монографии В.М. Горшенева и И.Б. Шахова исследование контроля как разновидности юридического процесса. В одноименной главе авторы рассматривают такие вопросы, как теория контроля и контрольной деятельности; природа контроля, его основные функции и проявления; контрольная деятельность в системе правовых форм деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.

Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах,  также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.

Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля.

Государственный финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. Классификация государственного финансового контроля проводится на основе анализа законодательства Российской Федерации.

По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля: общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.

Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Контроль этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за: поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды; законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями; своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией; обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций; а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств,— органы ведомственного финансового контроля. Объектом этого контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

2.      Система органов финансового контроля

В первую очередь необходимо сказать, что как таковой системы органов государственного финансового контроля в Российской Федерации не существует. Различных органов, имеющих те или иные контрольные полномочия в различных сферах, достаточно много, но системы, в которой был бы один главный орган, а компетенция других органов была бы четко разграничена и не пересекалась, не существует. В настоящее время на лидирующую роль среди органов финансового контроля претендуют Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, однако формально (а также фактически) ни один из этих органов не осуществляет (и не вправе осуществлять) руководства иными органами, осуществляющими финансовый контроль. Соответственно, сохраняется проблема разграничения функций органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.

Совокупность органов финансового контроля может быть представлена следующим образом:

- Федеральное собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления;

- Контрольно-счетные органы законодательных (представительных) органов власти, представительных органов местного самоуправления (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

- Контрольно-надзорные органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора), контрольно-надзорные органы региональной исполнительной власти (правительство (администрация) субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации), исполнительные органы местного самоуправления, Центральный банк РФ и уполномоченные банки.

Счетная палата РФ является независимым специализированным органом государственного финансового контроля (органом внешнего контроля). В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Статус, состав, полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

В соответствии со ст. 9 данного закона Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Счетная палата РФ осуществляет организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, проведение комплексных ревизий и тематических проверок, экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации, анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготавливает предложения по их устранению, осуществляет подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

При реализации контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата РФ в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" проводит комплексные проверки и тематические проверки. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются самой Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет. Интересно заметить, что в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации о контрольно-счетной деятельности предусмотрены и иные методы парламентского финансового контроля, например, обследование.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля