Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:31, контрольная работа
Целью контрольной работы является теоретическое раскрытие сущности банковских правоотношений, их роль в экономической сфере.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Дать определение понятию банковские правоотношения;
Определить признаки и виды банковских правоотношений;
Изучить субъекты и объекты банковских правоотношений;
Проанализировать возможности регулирования правоотношений в системе банковского права РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и структура банковских правоотношений
. Понятие и признаки банковских правоотношений……….. …………6
. Виды банковских правоотношений……………………………………8
1.3. Субъекты, объекты и предмет банковских правоотношений………10
Глава 2. Возможности регулирования правоотношений в системе
банковского права РФ…………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список используемых источников и литературы……………
1) государство в целом;
2) государственные органы;
3) субъекты РФ;
4) административно-
5) должностные лица государственных органов;
6) юридические лица;
7) физические лица;
8) Банк
России и кредитные
Субъектами гражданско-правовых отношений в сфере банковской деятельности являются:
1) клиенты
кредитных организаций,
2) вкладчик
или другое лицо, которое пользуется
банковскими услугами, не является
субъектом банковских
Между названными субъектами устанавливаются различные по своему содержанию правоотношения или правовые связи. При этом нужно иметь в виду, что именно правовая связь является конструктивной чертой правоотношения. «Это значит, - пишет С.С. Алексеев, - что участники правоотношения «связаны», т.е. занимают по отношению друг к другу определенное положение (состояние, позиции)».8
Объект банковского правоотношения - банковская деятельность и возникающие в связи с ней общественные отношения, содержанием которых является банковская операция или банковская сделка. Банковские операции проводятся кредитной организацией в целях оказания банковских услуг и получения прибыли.
Предмет банковского правоотношения и предметы других правоотношений различаются, но между ними может быть тесная взаимосвязь. Например, предметы банковского правоотношения и налогового правоотношения тесно связаны между собой, но по своей природе они различны. И эти различия в значительной степени обусловлены предметом правового регулирования в банковском праве и спецификой объектов банковских правоотношений. В налоговом праве применяются административно-правовой метод регулирования и санкции административного права. В банковском праве тоже применяется императивный метод правового регулирования, но он не имеет ничего общего с административным правом, поскольку административное право - это сфера деятельности органов исполнительной власти. Банк России как уже говорилось, - не является органом исполнительной власти. Да и санкции банковского права отличаются от санкций административного права. Они, напомню, - предусмотрены банковскими законами. Основанием для их применения является нарушение, а не правонарушение, как это предусмотрено в административном праве.9
Субъективное право - это право, которое принадлежит субъекту как участнику правоотношения и включает три полномочия:
а) право на собственные действия;
б) право потребовать от другой стороны в правоотношении исполнения ею обязанностей;
в) право на защиту своего
нарушенного субъективного
В банковском правоотношении каждая из сторон имеет права и обязанности. Банк России имеет право потребовать от кредитной организации, чтобы кредитная организация проводила конкретную банковскую операцию в соответствии с требованиями банковских законов и, кроме того, в соответствии с банковскими правилами, установленными Банком России. Кредитная организация обязана выполнять все требования Банка России и проводить операции должным образом (делать соответствующие проводки в бухгалтерском учете, правильно оформлять бухгалтерские документы и т.д.).
С другой стороны, и кредитная
организация имеет право
Субъективные права и обязанности банка являются, естественно, другой стороной прав и обязанностей клиента. Но применительно к субъективным обязанностям банка, прежде всего, следует выделить публично-правовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов. В силу этой общей обязанности банк обязан совершать все необходимые и разумные действия для того, чтобы обеспечить наиболее выгодное для клиента размещение денежных средств, наиболее удобный для клиента режим осуществления операций. Так, многие российские банки, установив, что на расчетном счете клиента постоянно фиксируется значительный остаток, рекомендуют клиенту перевести этот остаток денежных средств в режим депозитных счетов, проценты по которому выше.10
Анализируя правовые связи между
участниками банковских правоотношений
нужно постоянно иметь в виду,
что они базируются на правовых связях
или правоотношениях между
Глава 2. Возможности регулирования правоотношений в системе банковского права РФ
В завершение этой темы следует обратиться к проблеме возможностей банковского права. Может быть, постановка вопроса о возможностях этой отрасли права покажется специалистам-правоведам несколько преждевременной, поскольку в этих, как и во многих других, отраслях права, нормы права развиваются как социальная ценность, а исследования об их социально-экономической обусловленности и эффективности являются исключением из правила. Но для того, чтобы оптимизировать само банковское право, необходимо хотя бы в общей степени представить, насколько оно регулятивно, насколько субъекты, чью деятельность оно призвано регулировать и обслуживать, склонны принимать во внимание правовые предписания и руководствоваться ими.
Известно, что любое общество, в том числе и российское, переживает различные этапы оценки возможностей права - от полного пренебрежения до полной переоценки, преувеличения. Обе эти тенденции опасны, хотя и вызывают различные последствия. 11
В связи с этим следовало бы обсудить вопрос о реальных возможностях банковского права - насколько оно может оптимизировать свою банковскую деятельность или идти наперекор тактическим финансовым потребностям, а равно интересам одной из участвующих групп.
Может быть это несколько нетрадиционно, но следует вначале выявить разрушающие возможности банковской деятельности. Конечно, можно возразить, что разрушающие нормы не есть право. Однако для позитивного права этот вывод не работает. Неверное правовое решение, не имея под собой никакой политической злой воли, в силу собственно социально-экономической неадекватности содержания, может разрушать банковскую деятельность, снижать ее потенциал и эффективность. Отсюда вытекает необходимость постановки вопроса об экспериментальном законодательстве, о тщательной технологической разработке правовых актов и предлагаемых в них предписаний, о необходимости воздержания в сомнительных случаях от принятия нормативных актов.
В этом аспекте особо следует подчеркнуть разрушающую силу различных запретов на совершение сделок, излишнего контроля за происхождением вкладов, сложных процедур предупреждения, так называемого отмывания денег и других подобных действий. Они могут резко снизить эффективность банковской деятельности и фактически затронуть общие и частные интересы.
В качестве примера можно сослаться на уже устаревший, но время от времени поддерживаемый отдельными специалистами, наиболее необоснованный запрет относительно числа расчетных счетов, открываемых в банках предприятиям и предпринимателям. Подзаконная норма, устанавливавшая, что предприятию может быть открыт только один расчетный счет по месту регистрации, была принята в противоречие со ст. 109 Основ гражданского законодательства и содержалась сначала в телеграмме Центрального банка РФ от 28 июня 1991 г, затем продублирована в разъяснениях Госналогслужбы от 22 октября 1993 г. и, наконец, установлена Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «0б осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».12
Целевое обоснование этого запрета лежит на поверхности — облегчить государству сбор налогов. В принципе, сама по себе цель не вызывает возражений. Вопрос только в том, следовало ли для достижения цели упрощения одного вида деятельности вводить, образно говоря, «крепостное право» в другой сфере общественных отношений. Более того, с введением такого запрета и его реальным исполнением система банковских правоотношений потеряла бы необходимую гибкость и подвижность, практически к нулю свелись бы требования обеспечения конкуренции на финансовом рынке, предприниматели лишаются права на выбор банка для обслуживания и т.д.
В настоящее время эта норма не действует, поскольку ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности установила, что клиент открывает необходимое ему количество счетов. Все подзаконное регулирование должно быть приведено в соответствие с этой нормой закона. Но вместо этого Госналогслужба РФ подготовила проект очередного указа Президента и проект изменений в Закон о банках и банковской деятельности, восстанавливающие те же запреты. На страницах экономической и юридической печати идут дискуссии по этому поводу.13
Позитивные возможности банковского права, в принципе, ограниченны. Далеко не каждая правовая норма, существующая на бумаге, может действовать реально. Собственно, возможности — это ведь потенциал решения тех или иных задач, поэтому именно реальные возможности определяют, насколько в данных условиях может быть решена более или менее общая задача. В принципе, позитивные возможности банковского права ограничиваются экономическими условиями осуществления банковской и иной предпринимательской деятельности, в силу которых введение некоторых требований и правил оказывается малоэффективным или неэффективным. В качестве примера можно привести требование ст. 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и принятых в обеспечение его реализации подзаконных норм о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки предприятий и организаций, являющихся резидентами РФ.14
Вполне попятам мотивация и основания введения подобного правила, с помощью которого, равно как и следующего за ним института обязательной продажи валюты, предполагается решить некоторые общегосударственные экономико-финансовые задачи. Но экономические условия нашей страны практически приводят к тому, что реализация этой нормы наталкивается на вполне обоснованное сопротивление хозяйствующих субъектов, желающих оставлять полученную валютную выручку за рубежом. Значительное число принятых для обеспечения реализации указанного требования актов вряд способно в принципе изменить ситуацию. В итоге получается, что указанное требование действует только тогда, когда государственные органы в силу случайных обстоятельств выявляют соответствующие нарушения и путем применения санкций добиваются их устранения. Вряд ли при этом можно считать, что названная норма, имея позитивное содержание, обладает высокоэффективной упорядочивающей функцией.
Реальные позитивные возможности банковского права определяют также качественные и количественные требования к формулировке решаемой задачи, с тем чтобы ее решение было достижимым в определенное время и при определенной затрате сил и средств. При этом нужно принимать во внимание и такие затраты, как снижение прибыльности и скорости оборота денег, утрата доверия участников банковской деятельности к банкам и др.
Информация о работе Возможности регулирования правоотношений в системе банковского права РФ