Акционерные общества работников (народные предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:18, доклад

Описание работы

Появлению этой странной разновидности акционерных обществ отечественное право обязано исключительно демагогическому стремлению законодателя защитить интересы наемных работников, ставших мелкими акционерами превращенных в акционерные общества государственных предприятий. Вместо прямого решения этой проблемы путем допуска трудящихся к участию в управлении акционерным обществом (опыт которого давно отработан в развитых правопорядках) либо в использовании кооперативных и других адекватных ситуации форм организации производства было решено искусственно создать новую организационно-правовую форму в виде никому не известных ранее народных предприятий.

Файлы: 1 файл

Хоз право Народные общества.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Акционерные общества работников (Народные предприятия)

 

Появлению этой странной разновидности акционерных обществ отечественное право обязано исключительно демагогическому стремлению законодателя защитить интересы наемных работников, ставших мелкими акционерами превращенных в акционерные общества государственных предприятий. Вместо прямого решения этой проблемы путем допуска трудящихся к участию в управлении акционерным обществом (опыт которого давно отработан в развитых правопорядках) либо в использовании кооперативных и других адекватных ситуации форм организации производства было решено искусственно создать новую организационно-правовую форму в виде никому не известных ранее народных предприятий. При этом невозможность изменения п. 2 ст. 50 ГК, исключающего создание новых видов коммерческих организаций, привела к необходимости ее подгонки под одну из известных форм. В качестве таковой была избрана сама по себе не очень удачная конструкция закрытого акционерного общества, нормы о которой в субсидиарном порядке применяются к "акционерным обществам работников" (п. 2 ст. 1 Закона о народных предприятиях) <1>. В действительности же речь идет не о разновидности акционерных обществ, а о некоей смешанной форме юридических лиц, включающей в себя в самом причудливом виде элементы хозяйственного общества и производственного кооператива <2>. 
-------------------------------- 
<1> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о народных предприятиях). 
<2> По справедливому замечанию И.В. Елисеева, народное предприятие по существу "является гибридом АО, артели и казармы" (Гражданское право. Том 1: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 6-е изд-е. М., 2002. С. 188). 
Отмеченное смешение и определяет особенности правового положения народных предприятий. Они создаются исключительно путем преобразования в данную организационно-правовую форму других коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий и открытыхакционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала, т.е. акций), причем с согласия не менее 3/4 участников коммерческой организации и также всех ее наемных работников. После этого участники преобразуемой организации и ее работники составляют и подписывают договор о создании народного предприятия, который вряд ли можно считать учредительным документом (ср. абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК). При этом в такой организации должно быть почему-то не более 5000 акционеров, но не менее 51 наемного работника, причем в составе последних одновременно не должно быть более 10% работников, не являющихся акционерами (ст. 9 Закона о народных предприятиях), т.е. она должна состоять минимум из 46 акционеров. 
Закон о народных предприятиях в ст. 10 значительно расширяет компетенцию общего собрания акционеров, но при этом устанавливает голосование по принципу "один акционер - один голос" (т.е. независимо от количества и стоимости принадлежащих акционеру акций). Наблюдательный советнародного предприятия согласно ст. 12 Закона "осуществляет общее руководство" его деятельностью, т.е. является исполнительным, а не контрольным органом, тем более что этот совет возглавляет генеральный директор народного предприятия. Зато ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия наряду с традиционными функциями также дает согласие на совершение предприятием крупных сделок и осуществляет контроль за соблюдением прав акционеров, т. е. выполняет функции органа (наблюдательного совета) этого юридического лица. 
Работникам народного предприятия должны принадлежать его акции номинальной стоимостью более 75% его уставного капитала, но один работникне может владеть акциями, номинал которых превышает 5% уставного капитала или даже меньшую сумму, предусмотренную уставом предприятия.Ежегодно выпускаемые дополнительные акции и акции, выкупленные предприятием у его акционеров, в дальнейшем распределяются междуработниками предприятия только "пропорционально суммам их оплаты труда". Уволившийся работник перестает быть акционером, а его акции либо выкупаются у него предприятием, либо продаются им оставшимся акционерам. При этом установлены жесткие ограничения на случаи, порядок и даже количество акций, которые одновременно может продать работник-акционер, в том числе уволившийся с предприятия, причем эти ограничения распространены данным Законом на наследников умерших работников-акционеров (ст. 6 Закона о народных предприятиях). 
Перечисленные законодательные новеллы, резко искажающие начала акционерной формы предпринимательства, в действительности обеспечивают лишь давно известную уравнительность в организации и оплате труда, основанную на абстрактных, надуманных представлениях о социальной справедливости для отдельного коллектива трудящихся. Данная организационно-правовая форма оказалась нежизнеспособной и не получила сколько-нибудь серьезного распространения в современных условиях, что вновь свидетельствует о неизбежных негативных результатах пренебрежения продуманными и опробованными цивилистическими конструкциями.

Акционерные общества работников (народные предприятия) в России и за рубежом 

Мировая практика показывает, что предприятий, в той или  иной форме принадлежащих их работникам, становится все больше. И Россия не может стоять в стороне от этого  прогрессивного общественно-экономического явления.

Сегодня в России предлагаются различные методы возрождения экономики, но теоретический анализ и практический опыт свидетельствуют о том, что  наиболее эффективное хозяйствование там, где обеспечивается максимальное интегрирование собственности, труда  и управления.

Возможность выхода из кризиса  имущественных отношений на небольших  и средних российских предприятиях предусмотрена Федеральным законом  от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных  обществ работников (народных предприятий)"*(1) (далее - Закон о народных предприятиях), инициатором разработки которого стала  Международная ассоциация предприятий  с собственностью работников (МАПСР).

Цель Закона - расковать  инициативу работников (от рабочего до руководителя), прекратив их отчуждение от средств производства и конечных результатов труда. Концептуальные принципы деятельности акционерных обществ работников, именуемых в тексте Закона "народными предприятиями", разработаны на основе законодательной практики западных стран и опыта США. Они соотнесены с нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(2). Авторы концепции исходили также из практической деятельности российских предприятий, большая часть уставного капитала которых принадлежит работникам.

Возможность принятия специального закона о народных предприятиях (далее - НП) предусмотрена п.2 ст.1 ФЗ "Об акционерных обществах", где дается указание на "иные федеральные законы", регулирующие деятельность акционерных  обществ, имеющих некоторые особенности  по сравнению с общими положениями  данного Закона.

Нормы статьи 1 Закона о народных предприятиях определяют правовой статус данного акционерного общества работников как разновидность закрытого  акционерного общества.

Народное предприятие  имеет ряд принципиальных особенностей. Главные из них: работникам народного  предприятия должно всегда принадлежать более 75 процентов уставного капитала, работников-неакционеров может быть не более десяти процентов от списочной численности всех работающих, одному работнику-акционеру не может принадлежать более пяти процентов от общего количества акций.

Для того чтобы выдержать  эти нормы, Закон о народных предприятиях жестко регламентирует:

1) работник-акционер при  своем увольнении по любым  причинам обязан продать, а  народное предприятие обязано  купить принадлежащие ему акции;

2) работник-акционер может  в течение года продать не  более 20 процентов принадлежащих  ему акций и только работникам  народного предприятия.

Ограничивая некоторые права  работника-акционера во владении акциями, Закон о народных предприятиях расширяет  их в области реального участия  в управлении предприятием, предоставляя ему право голоса при решении  большого числа вопросов на общих собраниях акционеров вне зависимости от количества его акций. Одновременно для сбалансированности интересов разных групп акционеров народного предприятия такие вопросы, как определение приоритетных направлений деятельности, выкупной цены стоимости акций, ликвидация народного предприятия, решаются по принципу "одна акция - один голос". И самое главное - ежегодно выкупленные у уволившихся работников и "сторонних" акционеров, а также дополнительно выпущенные акции распределяются между всеми работниками (акционерами и неакционерами) безвозмездно, пропорционально их суммам оплат труда за прошедший финансовый год.

Нормы статей 2 и 3 Закона о  народных предприятиях определяют порядок  создания народного предприятия  только путем преобразования производственного  кооператива, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственного товарищества, открытого и закрытого акционерных  обществ.

Не допускается создание народного предприятия путем  преобразования государственного или  муниципального унитарного предприятия, открытого акционерного общества, работникам которого принадлежит менее 49 процентов  уставного капитала.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона о народных предприятиях юридическая  инициатива его создания принадлежит  участникам коммерческой организации, акционерам ЗАО и ОАО, членам производственного  кооператива, участникам ООО или  товарищества.

Согласно пункту 2 ст.68 ГК РФ при преобразовании товарищества в хозяйственное общество каждый полный товарищ, ставший акционером общества, в течение двух лет несет  субсидиарную ответственность всем своим имуществом, в том числе  личным, по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. В связи  с этим преобразование товарищества любого вида в народное предприятие  крайне затруднительно.

Преобразование ООО в  акционерное общество может быть осуществлено по единогласному решению  его участников (п.8 ст.37 ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью")*(3).

Порядок преобразования открытого  АО в закрытое АО ФЗ "Об акционерных  обществах" и другими правовыми  актами РФ не оговаривается, однако из смысла п.3 ст.2 Закона о народных предприятиях следует, что в этом случае необходимо руководствоваться нормами п.3 и 4 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах". То есть решение о преобразовании ОАО или ЗАО в народное предприятие  должно приниматься только по предложению  совета директоров (наблюдательного  совета) большинством в три четверти голосов - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров.

В соответствии с п.5 ст.2 участники (акционеры) и работники, согласившиеся  создать народное предприятие, заключают  договор о создании. В большинстве  ЗАО и ОАО многие работники  являются акционерами и выступают  в этом случае в двух лицах. Очевидно, что для достижения взаимного согласия проект договора о создании НП должен быть разработан на самой ранней стадии принятия решений.

Договор о создании народного  предприятия не только определяет отношения  учредителей в период создания народного  предприятия, но распространяет свое действие и на время его существования.

Подпункт 1 п.1 ст.3 Закона о  народных предприятиях указывает на потенциальных акционеров НП. Ими  могут быть:

- работники преобразуемой  коммерческой организации, не  являющиеся ее участниками (акционерами);

- работники преобразуемой  коммерческой организации, являющиеся  ее участниками (акционерами);

- участники (акционеры)  преобразуемой коммерческой организации,  не являющиеся ее работниками;

- физические лица, не являющиеся  ни участниками (акционерами), ни  работниками преобразуемой коммерческой  организации;

- юридические лица, не  являющиеся участниками (акционерами)  преобразуемой коммерческой организации.

В учредители можно привлечь опытных менеджеров и специалистов "со стороны", часть акций НП может быть закреплена в федеральной  или муниципальной собственности.

Принципиальное значение при подписании договора о создании НП имеет денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации. Это главный вопрос, по которому участники (акционеры) и работники  должны найти согласие для того, чтобы НП было создано.

Согласно пункту 2 ст.3 Закона о народных предприятиях договор о создании должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами народного предприятия.

Акционеры НП должны зафиксировать  в уставе максимальную долю акций, которой  могут владеть в совокупности юридические и физические лица, не являющиеся его работниками. Такая  доля может колебаться в пределах от 0 до 25 процентов - одна акция. Максимальная доля акций одного работника-акционера не может быть более пяти процентов уставного капитала.

В Законе о народных предприятиях дается исчерпывающий перечень вопросов, по которым решение общего собрания акционеров принимается по принципу "один акционер - один голос". По остальным  вопросам общее собрание акционеров НП обязано в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" принимать  решения по принципу "одна акция - один голос".

Закон о народных предприятиях сужает по сравнению с ФЗ "Об акционерных  обществах" перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Согласно Закону органами формирования и выражения воли народного  предприятия являются:

1) общее собрание акционеров;

2) наблюдательный совет;

3) генеральный директор;

4) ревизионная комиссия.

Отметим следующие особенности  внесения вопросов для включения  их в повестку дня общего собрания акционеров, а также выдвижения кандидатур в состав органов управления и  контроля НП:

- вносить такие вопросы  могут также акционеры числом  более двух процентов от общей  численности работников-акционеров;

- в список выдвигаемых  акционерами кандидатур включены  генеральный директор и председатель  контрольной комиссии НП.

Согласно Закону о народных предприятиях генеральный директор принимает решения по всем вопросам деятельности, за исключением вопросов, отнесенных уставом к компетенции  общего собрания акционеров и наблюдательного  совета. Контрольная комиссия принимает  решения по контролю за деятельностью НП и его должностных лиц, в том числе по соблюдению трудового законодательства и прав работников-акционеров.

К сожалению, современное  российское законодательство не всегда обеспечивает эффективное развитие различных форм собственности работников. Анализ состояния немногочисленных народных предприятий в России позволяет  сделать вывод о необходимости  внесения соответствующих корректировок  в налоговое и кредитное законодательство, аналогично применяемому в странах  Европейского сообщества опыту формирования собственности персонала компании в виде акций (ESOP - Employee Stock Ownership Plan). Институт создания компенсационных планов внутри предприятий существует в ЕС и регулируется Директивой 97/7/ЕС*(4), согласно которой видом компенсационных планов являются коллективные инвестиции в ценные бумаги (UCITS)*(5). В соответствии с Директивой 88/202/ЕС*(6) коллективные инвестиции в ценные бумаги включают в себя:

- план формирования собственности  персонала в виде акций (ESOP), осуществляемый на основе создания  внутрифирменного финансового фонда на эти цели;

- опционные планы, согласно  которым менеджер получает экономическую  выгоду лишь в случае повышения  курсовой стоимости акций;

- планы бонусов, выплачиваемых  менеджерам акциями;

- планы компенсации фантомными  акциями, согласно которым акции  не переходят реально в собственность,  но владельцу выплачиваются суммы,  соразмерные дивидендам и росту  курсовой стоимости закрепленных  за ним акций.

ESOP как одна из наиболее  известных схем участия работников  в капитале своей компании  реализуется в основном в США.  Аналогичные предприятия функционируют  во Франции, Италии, Испании, Японии  и Китае.

Информация о работе Акционерные общества работников (народные предприятия)