Акционерные общества работников (народные предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:18, доклад

Описание работы

Появлению этой странной разновидности акционерных обществ отечественное право обязано исключительно демагогическому стремлению законодателя защитить интересы наемных работников, ставших мелкими акционерами превращенных в акционерные общества государственных предприятий. Вместо прямого решения этой проблемы путем допуска трудящихся к участию в управлении акционерным обществом (опыт которого давно отработан в развитых правопорядках) либо в использовании кооперативных и других адекватных ситуации форм организации производства было решено искусственно создать новую организационно-правовую форму в виде никому не известных ранее народных предприятий.

Файлы: 1 файл

Хоз право Народные общества.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

ESOP предполагает, что работники  наделяются акциями за счет  доходов своего предприятия. Его  владелец может самостоятельно  принять решение о приобретении  акций для своих работников, независимо  от их желания. Купленные акции  сосредотачиваются в специальном  фонде (трасте), управление которым  находится в руках менеджеров  предприятия и представителей  банка (если для приобретения  акций работником была взята  банковская ссуда). Представители  работников входят в правление  траста в очень редких случаях.  Работники даже не имеют права  голосовать своими акциями - они  имеют право голоса только  при решении вопросов о реорганизации  и ликвидации компании.

Участие работников в голосовании  акциями, приобретенными по схеме ESOP, существует только в открытых акционерных обществах, где оно прямо предусмотрено  законом. Но такие общества составляют меньшинство среди американских корпораций.

Почему работники ESOP, как  правило, не выступают против этой программы? Акции, накапливаемые в трасте, начисляемые  на них дивиденды (используемые обычно для приобретения дополнительных акций) могут к моменту выхода работника  на пенсию достичь весьма значительных размеров, особенно если компания работает успешно и курсовая стоимость  акций растет. Выходя на пенсию, работник получает денежный эквивалент стоимости  принадлежащих ему акций*(7).

Американское законодательство представляет для ESOP значительные налоговые  льготы. Например, в случае предоставления банком кредита для покупки акций  работниками по плану ESOP полученная банком от этой операции прибыль облагается налогом по 50-процентной ставке. Дивиденды  на акции, если они расходуются на приобретение дополнительных акций  работникам, не облагаются налогом.

Следует отметить некоторое  различие в отношении к производственной демократии в США и в Европе. Если в США все права, связанные с участием работников в управлении, признаются лишь в меру их участия в капитале компании, то в ряде государств ЕС (например, во Франции) признаются такие права работника, исходя из его трудового участия, в том числе и вытекающее из трудового участия (по мере "накопления") право работника на участие в капитале компании.

Интересный пример из зарубежной практики - переход в 1994 году в собственность  работников путем выкупа крупной  американской авиакомпании "Юнайтед - Аэролайнс" с численностью работающих около 80 тысяч человек. Именно такой способ был расценен как наилучшее решение с точки зрения вывода компании из кризиса. Многие российские предприятия также могли бы обратиться к подобной практике и использовать вовлечение работников в процессы владения собственностью как выход из кризисной ситуации.

Проводимые в США опросы показывают, что работники, вовлеченные  в программы ESOP, ощущают себя совладельцами  предприятий только раз в году на собрании акционеров, а остальное  время выступают как наемные  работники своих же предприятий. Лишь на небольшом числе предприятий  с ESOP работники участвуют в управлении. В то же время в странах, где  хорошо работают системы участия (Германия, страны Северной Европы), собственность  работников как форма влияния  трудящихся на дела предприятия достаточно широкого распространения не получила.

В российских условиях, учитывая большое число приватизированных  предприятий, было бы актуально использовать опыт американской системы участия  в прибылях (ESOP) в сочетании с  западноевропейской практикой участия  работников в управлении производством.  

 

О.А. Терновая, научный сотрудник, аспирантка ИЗиСП 

      "Журнал российского права", N 8, август 2003 г.

 

 

Статья 1. внести в федеральный закон от 19 июля 1998 года n 115-фз "об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (собрание законодательства российской федерации, 1998, n 30, ст. 3611) следующие изменения и дополнения:. 1. наименование изложить в следующей редакции:

"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ  ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ 
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РАБОТНИКОВ (НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)". 
2. В статье 1 пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: 
"1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности создания и правового положения закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее - народные предприятия) в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах", права и обязанности их акционеров, а также направлен на защиту прав и интересов акционеров. 
2. К народным предприятиям применяются нормы и правила Федерального закона "Об акционерных обществах", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.". 
3. В статье 2: 
пункт 1 изложить в следующей редакции: 
"1. Народное предприятие может быть создано в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий. 
Создание народного предприятия иным способом не допускается."; 
пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания: 
"Решение о преобразовании открытого акционерного общества в народное предприятие (об изменении типа акционерного общества) или о преобразовании закрытого акционерного общества в народное предприятие принимается общим собранием акционеров данного общества большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании."; 
абзац 1 пункта 4 изложить в следующей редакции: 
"Работники коммерческой организации, участники которой приняли указанное в пункте 2 настоящей статьи решение, дают согласие на создание народного предприятия не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности."; 
пункт 5 изложить в следующей редакции: 
"5. Участники и работники преобразуемой в народное предприятие коммерческой организации, решившие стать акционерами народного предприятия, заключают договор о создании народного предприятия. 
Допускается подписание договора о создании народного предприятия только участниками коммерческой организации, решившими стать акционерами народного предприятия при обязательном соблюдении условия, указанного в пункте 4 настоящей статьи. 
В случае если количество участников преобразуемой коммерческой организации составляет более 75 процентов от списочной численности ее работников и им принадлежит более 75 процентов уставного капитала, то решение о преобразовании данной коммерческой организации в народное предприятие может приниматься участниками коммерческой организации без получения согласия ее работников.". 
4. Пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: 
"1. Договор о создании народного предприятия, помимо сведений, указанных в пункте 5 статьи 9 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен содержать следующее: 
1) сведения о количестве акций народного предприятия, которыми будут владеть после создания народного предприятия каждый участник преобразуемой коммерческой организации, а также каждое физическое лицо и/или юридическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации; 
2) денежную оценку акций (долей, паев) участников преобразуемой коммерческой организации, в случае если в создании народного предприятия участвуют лица, не являющиеся участниками преобразуемой коммерческой организации; 
3) условия выкупа народным предприятием акций народного предприятия у акционеров, у которых количество акций народного предприятия на дату его создания оказалось не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и условиям договора о создании народного предприятия, если такие акционеры имеются; 
4) указание порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции народного предприятия каждым участником или формы оплаты акций народного предприятия, в случае если в создании народного предприятия участвуют лица, не являющиеся участниками преобразуемой коммерческой организации.". 
5. В статье 4: 
в абзаце 1 пункта 1 предложение "Уменьшение количества голосов владельцу акций народного предприятия при голосовании по принципу "одна акция - один голос" не допускается" исключить; 
в пункте 1 абзац 2 исключить; 
пункт 2 изложить в следующей редакции: 
"2. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала. 
Работникам народного предприятия, от 35 до 45 процентов уставного капитала которого принадлежит государству или муниципальному образованию, физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или юридическим лицам, должно принадлежать указанное в абзаце 1 настоящего пункта количество акций народного предприятия не позднее чем на дату окончания пятого финансового года после года регистрации устава народного предприятия. 
Работникам народного предприятия, более 45 процентов уставного капитала которого принадлежит государству или муниципальному образованию, физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или юридическим лицам, должно принадлежать указанное в абзаце 1 настоящего пункта количество акций народного предприятия не позднее чем на дату окончания десятого финансового года после года регистрации устава народного предприятия. 
В случае если в сроки, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, работникам народного предприятия не будет принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала, народное предприятие в течение одного года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или коммерческую организацию иной организационно-правовой формы. По истечении указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления."; 
в пункте 3 слова "в момент его создания" заменить словами "на дату принятия решения о его создании"; 
в пункте 4 слова "в момент создания народного предприятия" заменить словами "на дату принятия решения о создании народного предприятия"; 
в пункте 5 слова "в момент его создания" заменить словами "на дату принятия решения о его создании"; 
в пункте 6 слова "в момент его создания" заменить словами "на дату принятия решения о его создании"; 
пункт 7 изложить в следующей редакции: 
"7. Минимальный уставный капитал народного предприятия через три месяца после даты регистрации его устава должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату принятия коммерческой организацией решения о преобразовании ее в народное предприятие."; 
пункт 8 исключить. 
6. В статье 5 пункты 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции: 
"1. Народное предприятие с соблюдением ограничений, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал за счет чистой прибыли путем выпуска дополнительных акций в размере не более суммы, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. 
2. Дополнительные акции народного предприятия, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия, включая отработавших неполный финансовый год по причине увольнения, пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. 
3. На вновь принятых на работу работников народного предприятия действие пункта 2 настоящей статьи распространяется при условии, если они проработали не менее шести месяцев в отчетном финансовом году. 
Решением общего собрания акционеров народного предприятия вышеуказанный срок для отдельных категорий вновь принимаемых на работу работников может быть увеличен, но не более чем до тридцати шести месяцев."; 
в пункте 4 предложение второе исключить. 
7. В статье 6: 
пункт 2 изложить в следующей редакции: 
"2. Акционер народного предприятия может продать или иным образом произвести отчуждение принадлежащих ему акций народного предприятия другому физическому лицу или юридическому лицу только в случаях и способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом."; 
абзац 1 пункта 3 изложить в следующей редакции: 
"Работник-акционер имеет право продать по договорной цене часть принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций народного предприятия в течение следующего финансового года. Акции могут быть проданы работникам-акционерам народного предприятия, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, или самому народному предприятию, а в случае их отказа - работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами."; 
в пункте 5 слова "или в соответствии с уставом народного предприятия" исключить, а слова "в пункте 3 статьи 8" заменить словами "в пункте 2 статьи 8"; 
пункт 9 изложить в следующей редакции: 
"9. Акционеры народного предприятия - физические лица, не являющиеся его работниками, и юридические лица имеют право в любое время продать по договорной цене принадлежащие им акции, в первую очередь работникам-акционерам народного предприятия, самому народному предприятию, работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами, а в случае их отказа - физическим лицам, не являющимся работниками народного предприятия, или юридическим лицам. 
Действие настоящего пункта не распространяется на уволившихся работников-акционеров, упомянутых в пунктах 4, 5, 6, 10 настоящей статьи."; 
пункт 10 изложить в следующей редакции: 
"10. Действие пунктов 4 - 6 настоящей статьи распространяется на наследников умерших работников-акционеров после даты вступления их прав наследования в законную силу, на граждан, получивших акции народного предприятия при разделе имущества, а также на уволившихся работников-акционеров, упомянутых в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона после даты вступления их прав владения акциями в законную силу."; 
пункт 11 изложить в следующей редакции: 
"11. Нормы пункта 1 настоящей статьи вступают в силу после выполнения условий договора о создании народного предприятия."; 
пункт 12 изложить в следующей редакции: 
"12. Правила статей 75 и 76 Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются только на акционеров народного предприятия - физических лиц, не являющихся его работниками, и юридических лиц.". 
8. Статью 7 изложить в следующей редакции: 
"Статья 7. Выкупная стоимость акций народного предприятия и выплата дивидендов 
1. Выкупная стоимость всех акций народного предприятия не должна составлять менее 30 процентов стоимости чистых активов народного предприятия. Методика определения выкупной стоимости утверждается общим собранием акционеров. 
2. На народном предприятии для выкупа акций народного предприятия у уволившихся работников-акционеров, а также у акционеров, упомянутых в пункте 3 статьи 3 и пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, создается специальный фонд акционирования работников, который не может быть использован для иных целей. 
3. Дивиденды по акциям народного предприятия выплачиваются не чаще чем один раз в год. 
Народное предприятие не вправе принять решение о выплате дивидендов по акциям, если, кроме предусмотренных статьей 43 Федерального закона "Об акционерных обществах" ограничений, на дату принятия такого решения оно не выкупило у своих акционеров акции народного предприятия, доли которых в общем количестве акций народного предприятия больше установленных уставом народного предприятия.". 
9. В статье 8: 
абзац 2 пункта 1 изложить в следующей редакции: 
"Количество продаваемых акций народного предприятия, цена, по которой они будут продаваться, условия и порядок их продажи утверждаются решением общего собрания акционеров, принятым не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании акционеров, при этом должно быть выдержано ограничение, установленное пунктом 5 статьи 4 настоящего Федерального закона."; 
пункт 2 исключить, а пункт 3 считать пунктом 2. 
10. В статье 9: 
в абзаце 1 пункта 1 слова "менее 51 человека" заменить словами "менее 25 человек", а слова "в коммерческую организацию иной формы" заменить словами "в открытое акционерное общество или коммерческую организацию иной организационно-правовой формы."; 
в абзаце 2 пункта 2 слова "в коммерческую организацию иной формы" заменить словами "в открытое акционерное общество или коммерческую организацию иной организационно-правовой формы."; 
в абзаце 1 пункта 4 слова "слова "в коммерческую организацию иной формы" заменить словами "в открытое акционерное общество или коммерческую организацию иной организационно-правовой формы.". 
11. В статье 10: 
пункт 1 изложить в следующей редакции: 
"1. Общее собрание акционеров народного предприятия вправе принимать решения по всем вопросам деятельности народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции его наблюдательного совета. 
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы: 
1) избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы; 
2) избрание председателя контрольной комиссии, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы; 
3) определение количественного состава наблюдательного совета, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, а также утверждение положения о наблюдательном совете; 
4) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и/или юридические лица; 
5) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия; 
6) определение количественного состава контрольной комиссии, избрание ее членов и досрочное прекращение их полномочий, а также утверждение положения о контрольной комиссии; 
7) установление размера вознаграждений и компенсаций членам наблюдательного совета и контрольной комиссии; 
8) утверждение сметы на осуществление деятельности контрольной комиссии; 
9) утверждение методики по определению выкупной стоимости акций народного предприятия; 
10) утверждение изменений устава народного предприятия, в том числе изменений размера уставного капитала народного предприятия, или утверждение устава народного предприятия в новой редакции; 
11) утверждение годового бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и об убытках; 
12) принятие решения о реорганизации народного предприятия; 
13) утверждение сметы распределения прибыли в текущем финансовом году; 
14) утверждение отчета контрольной комиссии о работе в отчетном финансовом году; 
15) принятие решения о ликвидации народного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. 
Решения по подпунктам 2 - 8 настоящего пункта принимаются по принципу "один акционер - один голос". 
Решение по вопросам, указанным в подпунктах 10, 12, 15, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров."; 
пункт 2 считать пунктом 3 данной статьи и изложить его в следующей редакции: 
"3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы для решения другим органам управления. 
Вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, могут быть переданы его решением, принятым большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в голосовании, наблюдательному совету или контрольной комиссии не более чем на один год."; 
пункт 3 считать пунктом 2 данной статьи и изложить его в следующей редакции: 
"3. Введение принципа голосования "один акционер - один голос" по вопросам, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 2 настоящей статьи, может быть решением коммерческой организации, принимающей решение о преобразовании в народное предприятие, либо решением общего собрания акционеров народного предприятия перенесено на определенный срок, но не более чем на три года после даты принятия решения о создании народного предприятия.";  
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" подпункты 2 - 8 отсутствуют, имеются в виду подпункты 2 - 8 пункта 1 статьи 10.  
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. в пункте 6 слова "2% акционеров или" исключить; 
пункт 12 изложить в следующей редакции: 
"12. Вне зависимости от численности акционеров на народном предприятии создается счетная комиссия. Количественный и персональный состав счетной комиссии народного предприятия, а также период ее полномочий утверждаются решением общего собрания акционеров, принятым не менее чем тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров. 
При численности акционеров народного предприятия более пятисот выполнение функций счетной комиссии решением общего собрания акционеров может быть возложено на регистратора."; 
дополнить пунктом 13 следующего содержания: 
"13. Держателем реестра акционеров народного предприятия вне зависимости от численности акционеров может быть это народное предприятие или регистратор. Решение по данному вопросу утверждается общим собранием акционеров не менее чем тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров."; 
дополнить пунктом 14 следующего содержания: 
"14. Общее собрание акционеров народного предприятия правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие не менее чем 60 процентами акций народного предприятия.". 
12. В статье 11: 
в пункте 1 слова "по требованию не менее 10% акционеров или" исключить; 
в пункте 2 слова "по требованию не менее 10% акционеров или" исключить; 
в абзаце 1 пункта 3 слова "требования не менее 10% акционеров или" исключить; 
в абзаце 2 пункта 3 слова "по требованию не менее 10% акционеров или" исключить. 
13. В статье 12: 
пункт 1 изложить в следующей редакции: 
"1. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и вправе принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции общего собрания акционеров, контрольной комиссии и генерального директора народного предприятия."; 
в подпункте 1 пункта 2 слова "пунктом 6 статьи 55" заменить словами "пунктом 8 статьи 55"; 
абзац 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:  
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 1 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". "Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения общему собранию акционеров, контрольной комиссии или генеральному директору народного предприятия."; 
пункт 7 изложить в следующей редакции: 
"7. Члены наблюдательного совета избираются из числа работников народного предприятия. Избрание членом наблюдательного совета гражданина Российской Федерации, не являющегося работником народного предприятия, допускается в случае, если он владеет не менее чем пятью процентами акций народного предприятия."; 
в пункте 8 слова "по требованию не менее 5% акционеров или" исключить. 
14. В статье 13: 
в абзаце 2 пункта 1 слова "общего собрания акционеров или наблюдательного совета" заменить словами "общего собрания акционеров, наблюдательного совета и контрольной комиссии"; 
пункт 1 дополнить абзацем 3 следующего содержания: 
"Передача полномочий единоличного исполнительного органа народного предприятия коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) не допускается."; 
пункт 3 дополнить абзацем 2 следующего содержания: 
"При расчете среднего размера оплаты труда одного работника народного предприятия для вышеуказанной цели не учитывается фонд оплаты труда и среднесписочная численность пенсионеров по инвалидности.". 
15. В статье 14: 
пункт 1 изложить в следующей редакции: 
"1. Контрольная комиссия осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия и соблюдением прав работников-акционеров."; 
пункт 5 изложить в следующей редакции: 
"5. Решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения генеральным директором народного предприятия и его заместителями."; 
пункт 6 изложить в следующей редакции: 
"6. Решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров народного предприятия или обжалованы в суд."; 
пункт 6 считать пунктом 7; 
дополнить пунктом 8 следующего содержания: 
"8. Не менее чем один член контрольной комиссии избирается из числа членов профсоюзного комитета народного предприятия.". 
16. В пункте 1 статьи 15 слова "по требованию не менее 10% акционеров или" исключить. 
17. Статью 16 исключить.


Информация о работе Акционерные общества работников (народные предприятия)