Договор контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей». Условия договора должны соответствовать императивным нормам. В противном случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

Содержание работы

1. Общее понятие договора 4
2. Основные признаки 6
3. Обязанности сторон по договору контрактации 11
4. Ответственность по договору контрактации 13
5. Значение договора контрактации для современного развития российского сельского хозяйства 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Такова же направленность нормы, запрещающей заготовителю отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции при доставке ее производителем в место нахождения заготовителя или в иное указанное им место (в т.ч. получателям, указанным заготовителем). Такой отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и (или) упаковке и др.

Отражением  особенностей сельскохозяйственного  производства является установленная п. 3 ст. 536 ГК РФ обязанность заготовителя возвращать производителю отходы от переработанной продукции. Такая обязанность может быть предусмотрена договором по требованию производителя с оплатой им отходов по согласованной цене. Из нормы вытекает, что при отказе от возвращения отходов, бремя доказывания невозможности возврата отходов лежит на заготовителе. При этом он не вправе ссылаться на убыточность возвращения отходов, т.к. при определении цены в нее включаются соответствующие затраты. Экономическая целесообразность возвращения отходов определяется производителем сельскохозяйственной продукции.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 30 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

4. Ответственность  по договору контрактации

Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину[1]. 

Таким образом, производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

В соответствии с пп. 2. 3 ст. 401 ГК отсутствие вины либо влияние на исполнение обязательств непреодолимой силы доказывает производитель  сельскохозяйственной продукции.

В качестве обстоятельств непреодолимой силы, освобождающих производителя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрактации, могут быть названы такие природные стихийные (непредсказуемые заранее) явления, как резкие температурные колебания, влекущие гибель урожая или его позднее созревание, пожары, уничтожившие урожай, градобитие, редко встречаемые в соответствующих условиях паводки или наводнения и т.д.

Не несет  производитель ответственности  и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении имеется вина заготовителя или когда обязательства не исполнены вследствие просрочки заготовителя в исполнении встречных обязательств.

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение  условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска.

Заготовитель  несет ответственность перед  производителем по правилам, установленным  п. 3 ст. 401 ГК, т.е. независимо от наличия или отсутствия в этом его вины (по т.н. принципу причинения).

И лишь заготовитель — госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана, как правило, по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка[9].

Законом об агропромышленном производстве[5] установлена повышенная ответственность заготовителя за несвоевременную оплату закупленной сельскохозяйственной продукции. Заготовитель уплачивает производителю продукции пеню в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — пеню в размере 3%. При этом взыскание пени производится в безакцептном порядке банком заготовителя (покупателя).

Такая же ответственность  заготовителя за несвоевременную оплату сельскохозяйственной продукции предусмотрена  Законом о закупках при поставках для государственных нужд[3].

Законом о закупках предусмотрена неустойка за виновное неисполнение обязательств производителем сельскохозяйственной продукции по ее передаче в обусловленный срок. Неустойка может быть взыскана в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. В таком же размере установлена неустойка за отказ заготовителя принять продукцию.

5. Значение  договора контрактации для современного  развития российского сельского хозяйства

Значение договоров  контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий  и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико.

Важность таких  договоров для сельхозпроизводителей  в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом  средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и  наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство и т. д.

В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ “Об утверждении правил осуществления  государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”[6], а также Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве”[7].

Государство с  помощью  договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию

 

Список  использованной литературы

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Первая и вторая части. – М., ЭКСМОС, 1999.

2.   Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 N 53-ФЗ //СЗ РФ,  N 32,  от  05.12.94 ст. 3303                       

3.   Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» N 60-ФЗ от 13.12.94. г. //СЗ РФ от 19.12.94, N 34, ст.3540

4.   Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 N 79-ФЗ //СЗ РФ от

5.   Федеральный закон «О Государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.97 г. N 100-ФЗ //СЗ РФ, 21.07.97, N 29, ст.3501

6.   Постановление N 580 от 3 августа 2001 г. “Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия” /СЗ РФ, 13.08.2001, N 33, ч. 2, ст. 3467

7.   Постановление Правительства РФ N 927 от 07.12.2000 “О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве” // СЗ РФ, 04.01.2001, N 1, стр. 5  

8.   Гражданское право. Часть II. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998.

9.   Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой и второй (постатейный) /Отв. Ред О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТАКТ; ИНФРА-М, 1998.


Информация о работе Договор контрактации