Отрицательные факторы:
- процесс изменения мирового сообщества. Трансформация постиндустриального общества в общество информационное,
в общество, основанное на знаниях.
Отставание России от стран-мировых
лидеров. Опасность остаться в числе стран-аутсайдеров,
не влияющих на процесс принятия мировых
решений. Процесс глобализации, интернационализации
рынков. Рост конкуренции на мировых и
национальном рынках, вызванный развитием
иностранных производителей, а также улучшением
состояния отечественных компаний. Рост
конкуренции на региональных рынках;
- введение в действие с 2006 года нового закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления»
сократит полномочия
администрации города, снизит величину
бюджета города, сделает городскую администрацию
более зависимой от региональной и федеральной
власти;
- государственная политика по снижению налогов, а также
более низкие цены на нефть
в будущем приведут
к сокращению налоговой
базы федерации, региона и города. Политика
выравнивания регионов, а также статус
области как региона-донора будут также
служить дополнительным ограничителем
для пополнения регионального и местного
бюджетов;
- цикличный характер рынка металлов (длина цикла - 3 года) приводит к цикличному наполнению бюджетов области и города;
- социальные нормативы финансируются не в полном объеме. Средства на компенсацию затрат по льготам, установленным
на федеральном уровне, выплачиваются
не в полном объеме;
- политика выравнивания муниципальных образований на уровне области. Отставание муниципальных образований
от Череповца в решении своих проблем;
- опережающий рост тарифов на газ, электроэнергию,
другие приобретаемые товары и
услуги, рост заработной платы работников
бюджетной сферы;
- находящиеся рядом Москва и Санкт-Петербург имеют более высокий уровень жизни, уровень доходов, возможности для получения образования и трудоустройства. Вследствие
политики экономического роста, а также
общего улучшения макроэкономической
ситуации в стране положение в других
городах также будет улучшаться.
Б). Внутренние факторы, влияющие на развитие
города
Однако дело не ограничивается
только сложностью «внешней» среды. Все
более заметными становятся проблемы
субъективного характера.
Первая из них - недостаточно
активная позиция самих городов.
В соответствии с реалиями
рыночной экономики российские
города превращаются в самостоятельные
экономические субъекты. В нормальных
экономических условиях (отличных от чрезвычайных
- стихийных бедствий, например) города,
которые стремятся заниматься своим экономическим
развитием, не должны делать ставку на
реальную помощь государства - как организационную,
так и материальную, в частности, в виде
дотаций на развитие городского хозяйства
и централизованных государственных инвестиций
в экономику.
Вторая проблема связана с трудностями
организационного характера. В городах
складывается типичная противоречивая
ситуация: сотрудники городских администраций
знают ситуацию в собственных городах,
обладают разнообразной, порой уникальной
информацией, однако вопросами самостоятельного
определения места города и стратегических
направлений его развития они практически
не занимаются. Причинами этого являются
отсутствие опыта такой работы или просто
отступление стратегических задач на
второй план на фоне текущей работы. Одновременно,
специалисты, знакомые с подходами к муниципальному
экономическому планированию -представляющие
либо местные, либо иногородние учреждения
- либо плохо владеют ситуацией в городе,
либо остаются со своими рекомендациями
невостребованными.
Тем не менее, на состоявшейся с 29 сентября
по 3 октября 2003 года общегородской
конференции «Стратегия развития города
Череповца до 2012 года» у нас был принят
сценарий развития города. Отметим сильные
и слабые стороны города.
Положительные Факторы:
- компактное расположение, небольшой размер города;
- развитая транспортная сеть, сформированная в городе, - водная, железнодорожная,
автомобильная и воздушная. Расположение
на грузовой железнодорожной магистрали
на Санкт-Петербург. Расположение на водной
транспортной артерии;
- постоянное пополнение населения города за счет притока молодых людей, приезжающих из районов области на
учебу или работу;
- значительный промышленный потенциал, опирающийся на предприятия - лидеры в своих отраслях. Стабильная
и успешная работа предприятий города.
Высокоэффективный менеджмент
на предприятиях города. Наличие передовых
управленческих знаний и технологий на
предприятиях.
- наличие потенциала развития для машиностроения (потенциал роста - около 3 раз) и металлургии (потенциал роста — около 20%).
- развитый малый бизнес. Благоприятные условия для его развития - низкие налоги, создаваемые условия имущественного
обеспечения;
- значительный объем сбережений населения;
- система образования города готовит кадры для целого ряда отраслей. ВУЗы города готовят хороших специалистов
в области информационных технологий.
В городе расположена развитая сеть ВУЗов,
ПТУ и филиалов ВУЗов. Развитая система
дополнительного образования;
- кадровый потенциал города в сфере бизнеса, муниципального управления способен решать самые серьезные задачи. Наличие большого количества управленческих и технологических
наработок, являющихся лидирующими в стране;
- уровень доходов жителей города в 1,5 раза выше среднего уровня по области и по стране. Низкий уровень безработицы приводит к низкой социальной напряженности;
- большая обеспеченность объектами социальной
сферы в городе.
Содержание предприятиями
города собственных объектов
социальной
сферы. Социальные программы предприятий
- дополнительная материальная
поддержка пенсионеров отдельными предприятиями,
учреждениями и организациями города,
собственные службы безопасности предприятий
и другие;
- отсутствие жесткого ограничения по бюджету дополнительные программы, строительство и содержание объектов могут быть профинансированы в рамках консолидированного бюджета региона;
- наличие правил застройки и регламентного
зонирования. Наличие АИС земельно-имущественного
кадастра;
- положительный экономический имидж Череповца, спортивный имидж города (высшие спортивные достижения);
- малая изношенность инженерных сетей;
- обеспеченность города питьевой водой;
- выбросы и сбросы от стационарных источников сокращаются.
Предприятия города имеют долгосрочные
планы мероприятий по снижению объемов
выбросов и сбросов. Проводится большое
число экологических мероприятий
- разрабатывается проект санитарно-защитной
зоны ОАО «Северсталь»; проводятся мониторинги:
воздушный, расчетный, социально-гигиенический,
производственный; формируется городской
радиологический паспорт и другие. Существует
экологический фонд. Благоприятная
роза ветров;
- стабильная, сбалансированная система управления
городом, характеризующаяся преемственностью
управленческих решений.
Отрицательные факторы:
- сокращение население города, вызванное превышением числа умерших над числом родившихся и превышением величины
механического прироста над естественным
приростом;
- старение населения города;
- ухудшение здоровья горожан. Менее здоровое молодое поколение.
Увеличение числа лиц, имеющих
группу инвалидности;
- культурный уровень горожан преимущественно невысок. Отсутствие культуры досуга;
- отсутствует инфраструктура для вовлечения
инвалидов в активную жизнь;
- увеличение размеров социального сиротства. Достаточно высокий уровень беспризорности, агрессия у детей;
- омоложение преступности. Рост тяжести преступлений;
- экономика города моноструктурна 80% промышленного производства
приходится на черную металлургию.
Это приводит к зависимости города от
конъюнктуры в этой отрасли;
- не существует единой городской системы профориентации.
Рассогласование спроса
и предложения рабочей силы. Дефицит
рабочих высокой квалификации на промышленных
предприятиях. Качество кадров, готовящихся
городскими учреждениями
образования, не удовлетворяет
потребности городских работодателей.
Несоответствие системы обучения, подготовки
и переподготовки кадров требованиям
рынка труда.
Недостаточное развитие профильного
образования.
- диверсификация «Северсталь-групп» приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие города;
- отсутствие законодательной возможности у администрации города предоставлять налоговые льготы по значимым
налогам;
- отставание уровня заработной платы в бюджетной сфере по сравнению с коммерческим сектором города (разница
в оплате - в 2 раза и более);
- недофинансирование существующей сети учреждений по социальным нормативам. Недостаточная или устаревшая материально-техническая база
в некоторых учреждениях. Недостаточное
проведение капитальных и текущих ремонтов;
- отсутствие системы формирования социального заказа на услуги социальных учреждений (образование, культура, здравоохранение
и другие).
Формирование сети на основе практического
опыта, а не на системном исследовании.
- устаревший генеральный план города. Недостаток градостроительной документации для освоения свободных
земель;
- недостаточная инженерно-транспортная инфраструктура. Частично утраченная геодезическая
сеть (требует 70% корректуры) – угроза
приостановки нового строительства;
- значительный возраст жилого фонда. Старение жилого фонда периода массовой застройки. Большая потребность в
капитальных ремонтах жилого фонда;
- высокая стоимость жилья: нового и на вторичном
рынке. Низкие объемы жилищного строительства.
Неблагоприятные условия для получения
кредитов на покупку жилья (высокие ставки
и т.д.);
- низкие темпы в создании товариществ собственников жилья и других форм объединений жильцов;
- несовершенство пропускной способности дорожной сети. Высокая транспортная нагрузка на ряд улиц;
- научно-исследовательская работа в ВУЗах города недостаточно ориентирована на практику;
- слабая координация между учреждениями образования разного уровня (ДОУ, школы, ПТУ, ВУЗы);
- преобладание в образовании трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей .Малая доля воспитательной работы в школах в основное и дополнительное время. Слабое межведомственное
взаимодействие по вопросам воспитания,
совместным проектам.
Консолидации действий по одним
и тем же направлениям не получается;
- смещение деятельности учреждений культуры в сторону развлекательных мероприятий. Слабая идеологическая
и воспитательная функция;
- большой объем выбросов от передвижных источников. Контроль над объемами
выбросов от передвижных источников
отсутствует. Оценка влияния на окружающую
среду и жителей не проводится;
- на предприятиях имеются хранилища с большими объемами высокотоксичных веществ;
- негативный экологический имидж Череповца;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Городское хозяйство представляет
собой одну из важнейших отраслей,
в которой переплелись все
социально-экономические вопросы
жизнеобеспечения городов и других
населенных мест. Оно включает в
себя взаимозависимые, но в то же время
достаточно автономные предприятия
и организации социальной и производственной
сферы, чья деятельность прямо или косвенно
связана с удовлетворением потребностей
населения в коммунальных услугах.
Несовершенство системы управления
городского хозяйства, замедления его
реформирования привели к тому, что предприятия
отрасли не в состоянии эффективно работать
в рыночных условиях и предоставлять потребителям
услуги надлежащего уровня и качеств.
С каждым годом ухудшается качества
жилищно-коммунальных услуг. Нарушаются
сроки начала и окончания отопительного
сезона, услуги по централизованному теплоснабжению
предоставляются с отклонением от нормативных
требований. В ряде городов вообще отсутствует
централизованное снабжение горячей воды,
в отдельных регионах горячая вода подается
лишь в зимний период.
Законодательство в сфере городского
хозяйства (особенно нормативно правовые
акты местных государственных администраций
и органов местного самоуправления)
не полностью отвечает директивам Европейского
союза и Европейской хартии местного
самоуправления, что не способствует созданию
привлекательного инвестиционного климата.
Несовершенство системы социальной
защиты населения в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, некачественное предоставление
жилищно-коммунальных услуг, низкий уровень
осведомленности населения, несогласованность
норм законодательство и отсутствие в
нем определенных норм относительно регуляции
взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей
жилищно-коммунальных услуг предопределяет
рост неудовлетворения среди населения.