Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:53, контрольная работа
Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит в том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.
Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Государственное регулирование хозяйственной деятельностью: понятие и формы.
Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования …3
2. Задача 1.........................................................................................................15
3. Задача 2.........................................................................................................17
Список использованных источников.................................................
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Специальность «Государственное управление и право»
Контрольная работа
по курсу «Хозяйственное право»
Вариант 4
Выполнил: студент 4 курса группы
ГУП- |
|
2-е в/о
Дата сдачи:
|
|
Минск, 2013
ПЛАН
Государственный контроль
за деятельностью субъектов
2. Задача 1.............................
3. Задача 2.............................
Список использованных
источников....................
Понятие и значение государственного регулирования
хозяйственной деятельности
Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит в том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.
Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Таким образом, в качестве цели государственного регулирования хозяйственной деятельности Конституция Республики Беларусь определяет обеспечение интересов человека и общества, при этом необходимо соблюдать и социальные цели (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь).
Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это деятельность государства в лице его органов (должностных лиц), направленная на формирование определенных (несвободных) экономических решений субъектов хозяйствования для реализации экономической, научно-технической, социальной политики.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно рассматривать в широком и узком смыслах. При широком понимании государственного регулирования хозяйственной деятельности оно включает как определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов. Узкий подход охватывает лишь конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля. Широкий взгляд на государственное регулирование хозяйственной деятельности предпочтительнее, поскольку позволяет рассматривать виды (формы) такого регулирования в комплексе, обеспечивать более оптимальное сочетание этих видов (форм), а также частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной деятельности.
Особенности государственного регулирования хозяйственных отношений зависят от сферы общественного производства (производство, распределение, обращение), вида хозяйственной деятельности (общегосударственный классификатор "Виды экономической деятельности" утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65) и рынка (внутренний или внешний), а также формы собственности субъектов (частные или публичные).
Виды государственного регулирования
хозяйственной деятельности
С одной стороны, государственное регулирование экономических (хозяйственных) отношений облекается в правовую форму и находит выражение в законах и других актах законодательства. С другой стороны, конкретные действия по государственному регулированию экономических отношений выражаются в индивидуальных (ненормативных) правовых актах. В результате государственное регулирование экономических отношений - это одновременно и государственно-правовое регулирование.
Сочетание частноправовых и публично-правовых
начал в регулировании
Как показывает и опыт развитых стран, расширение вмешательства государства в экономику сопровождается усилением публичных начал в гражданском праве. В сфере регулирования имущественных отношений возрастает роль административного нормотворчества, предписаний административного характера, исходящих от органов государственного управления экономикой. В результате размываются границы между публичным и частным правом, образуются комплексные правовые отрасли и институты, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны.
Частноправовые и публично-
Правовые средства представляют собой
инструменты правового
Используемые кроме норм права иные правовые средства регулирования общественных отношений закрепляются в действующем законодательстве, т.е. в самих же нормах права. Применительно к хозяйственным отношениям они определяются в ГК и других актах законодательства.
Частноправовые начала в регулировании хозяйственной деятельности выражаются прежде всего в договоре как объективно необходимой правовой форме хозяйственных связей. Договор является неизбежным спутником товарно-денежных отношений, сущность которых составляет обмен на эквивалентно-возмездной основе. Только через обмен продукт труда становится товаром. Обмен же может произойти лишь посредством общего для обоих товаровладельцев волевого акта - договора. Роль договора наиболее рельефно проявляется в условиях рыночных отношений. "Система хозяйственных договоров составляет основу, каркас рынка, выражает его подлинную сущность".
Действующее гражданское законодательство Республики Беларусь закрепляет принцип свободы договора (ст. 2, 391 ГК). Понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, когда обязанность заключить договор установлена законодательством или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 391 ГК).
Среди правовых средств
регулирования хозяйственной
Публично-правовые начала
в регулировании хозяйственной
деятельности проявляются через
такие правовые средства, как государственная
регистрация субъектов
Элементы публично-правового
На наш взгляд, государственное
регулирование хозяйственной
Государственное регулирование условий хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования. Для государственного регулирования условий хозяйственной деятельности используются, в частности, следующие пути (направления).
1. Бюджетно-финансовая политика. В
законе о бюджете Республики
Беларусь на очередной год
и других актах
2. Денежно-кредитная политика. Такая
политика направлена на
3. Система налогов. Экономически
обоснованные налоги позволяют
обеспечить оптимальное
4. Проведение амортизационной
Информация о работе Контрольная работа по «Хозяйственное право»