Контрольная работа по «Хозяйственное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит в том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.
Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Содержание работы

Государственное регулирование хозяйственной деятельностью: понятие и формы.
Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования …3
2. Задача 1.........................................................................................................15
3. Задача 2.........................................................................................................17
Список использованных источников.................................................

Файлы: 1 файл

К.Р. хоз.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Академия управления при Президенте

Республики  Беларусь

Институт управленческих кадров
Факультет управления

Кафедра гражданского и  хозяйственного права

Специальность «Государственное управление и право»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Хозяйственное право»

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса группы ГУП-                                                                                      

 

2-е в/о

 

 

Дата сдачи:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

ПЛАН

 

  1. Государственное регулирование хозяйственной деятельностью: понятие и формы.

Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования …3

2. Задача 1.........................................................................................................15

3. Задача 2.........................................................................................................17

Список использованных источников............................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и значение государственного регулирования

хозяйственной деятельности

 

Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему  воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может  быть различной и зависит в  том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.

Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Таким образом, в качестве цели государственного регулирования хозяйственной деятельности Конституция Республики Беларусь определяет обеспечение интересов человека и общества, при этом необходимо соблюдать и социальные цели (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

Государственное регулирование хозяйственной  деятельности - это деятельность государства в лице его органов (должностных лиц), направленная на формирование определенных (несвободных) экономических решений субъектов хозяйствования для реализации экономической, научно-технической, социальной политики.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно рассматривать в широком и узком смыслах. При широком понимании государственного регулирования хозяйственной деятельности оно включает как определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов. Узкий подход охватывает лишь конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля. Широкий взгляд на государственное регулирование хозяйственной деятельности предпочтительнее, поскольку позволяет рассматривать виды (формы) такого регулирования в комплексе, обеспечивать более оптимальное сочетание этих видов (форм), а также частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной деятельности.

Особенности государственного регулирования хозяйственных отношений зависят от сферы общественного производства (производство, распределение, обращение), вида хозяйственной деятельности (общегосударственный классификатор "Виды экономической деятельности" утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65) и рынка (внутренний или внешний), а также формы собственности субъектов (частные или публичные).

 

 

Виды государственного регулирования

хозяйственной деятельности

 

С одной стороны, государственное  регулирование экономических (хозяйственных) отношений облекается в правовую форму и находит выражение в законах и других актах законодательства. С другой стороны, конкретные действия по государственному регулированию экономических отношений выражаются в индивидуальных (ненормативных) правовых актах. В результате государственное регулирование экономических отношений - это одновременно и государственно-правовое регулирование.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной  деятельности обусловлено характером отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения выражаются как в отношениях по осуществлению хозяйственной деятельности ее субъектами, так и в отношениях по ее организации и воздействию на хозяйственную деятельность со стороны государства. В связи с этим они регулируются нормами и частного (гражданского), и публичного (административного, финансового и др.) права, а нормативные акты в сфере хозяйственной деятельности носят, как правило, комплексный характер.

Как показывает и опыт развитых стран, расширение вмешательства государства  в экономику сопровождается усилением публичных начал в гражданском праве. В сфере регулирования имущественных отношений возрастает роль административного нормотворчества, предписаний административного характера, исходящих от органов государственного управления экономикой. В результате размываются границы между публичным и частным правом, образуются комплексные правовые отрасли и институты, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны.

Частноправовые и публично-правовые начала в регулировании хозяйственной деятельности выражаются в определенных правовых средствах. Последние используются в рамках соответствующих видов (форм) государственного регулирования хозяйственной деятельности, составляющих содержание этого регулирования, а также субъектами хозяйствования при саморегулировании своих отношений.

Правовые средства представляют собой  инструменты правового регулирования, с помощью которых удовлетворяются  интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. Такие средства могут быть: по отраслевой принадлежности - конституционными, гражданскими, административными и т.д.; по характеру - материальными и процессуальными; по функциональной роли - регулятивными и охранительными; по предпочтению интересов - стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Правовые средства составляют механизм правового регулирования, или, наоборот, механизм правового регулирования включает определенные правовые средства. Соответственно механизму правового регулирования общественных, в том числе экономических (хозяйственных), отношений в качестве правовых средств помимо собственно норм права выступают правоприменительные акты, договоры, меры поощрения, меры ответственности и др.

Используемые кроме норм права иные правовые средства регулирования общественных отношений закрепляются в действующем законодательстве, т.е. в самих же нормах права. Применительно к хозяйственным отношениям они определяются в ГК и других актах законодательства.

Частноправовые начала в регулировании  хозяйственной деятельности выражаются прежде всего в договоре как объективно необходимой правовой форме хозяйственных связей. Договор является неизбежным спутником товарно-денежных отношений, сущность которых составляет обмен на эквивалентно-возмездной основе. Только через обмен продукт труда становится товаром. Обмен же может произойти лишь посредством общего для обоих товаровладельцев волевого акта - договора. Роль договора наиболее рельефно проявляется в условиях рыночных отношений. "Система хозяйственных договоров составляет основу, каркас рынка, выражает его подлинную сущность".

Действующее гражданское законодательство Республики Беларусь закрепляет принцип свободы договора (ст. 2, 391 ГК). Понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, когда обязанность заключить договор установлена законодательством или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 391 ГК).

Среди правовых средств  регулирования хозяйственной деятельности, носящих частноправовой характер, можно также назвать торги по заключению хозяйственных (предпринимательских) договоров, способы обеспечения исполнения обязательств в хозяйственных отношениях, имущественную ответственность за нарушение обязанностей по договору.

Публично-правовые начала в регулировании хозяйственной  деятельности проявляются через  такие правовые средства, как государственная  регистрация субъектов хозяйствования, определение для них плановых заданий (заказов), государственная  экспертиза инвестиционных проектов, проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, изъятие неэффективно используемого имущества, предписания об устранении нарушений в хозяйственной сфере, санкции и т.д. В частности, в соответствии с актами Правительства Республики Беларусь до субъектов хозяйствования доводятся обязательные заказы на поставку (заготовку, сдачу, закупку) для государственных нужд лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов, а также некоторых других товаров. Министерством экономики Республики Беларусь проводится государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов в случаях их реализации с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использования средств централизованных инвестиционных ресурсов, участия государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предоставления индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам (ст. 20 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (далее - ИК)).

Элементы публично-правового характера  имеют место и в договорных отношениях между субъектами хозяйственной  деятельности. Свобода договора не исключает вмешательства государства в договорные отношения. В силу экономической ситуации, интересов общества, третьих лиц требуется установление пределов свободного усмотрения сторон. На ограничения в договорном праве указывают и зарубежные ученые. Достаточно широко применяется в практике регулирования экономики западных стран и институт принудительного договора. В законодательстве нашей страны принцип свободы договора в определенной степени ограничивается при обеспечении государственных нужд в товарах, работах и услугах, при заключении публичного договора, договора присоединения и т.д. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.11.1993 N 2588-XII "О поставках товаров для государственных нужд" не вправе необоснованно отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров.

На наш взгляд, государственное  регулирование хозяйственной деятельности включает следующие виды (формы): регулирование  условий хозяйственной деятельности; прямое управление хозяйственной деятельностью; контроль за хозяйственной деятельностью.

Государственное регулирование условий  хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования. Для государственного регулирования условий хозяйственной деятельности используются, в частности, следующие пути (направления).

1. Бюджетно-финансовая политика. В  законе о бюджете Республики  Беларусь на очередной год  и других актах законодательства  определяются приоритетные направления  в экономической и социальной  сферах, на которые в первую очередь расходуются бюджетные средства. Через бюджетно-финансовую политику обеспечивается эффективное финансирование государственных капитальных вложений, научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных народно-хозяйственных программ, осуществляется государственная поддержка производителей той или иной продукции (например, сельскохозяйственной) и т.д.

2. Денежно-кредитная политика. Такая  политика направлена на обеспечение  экономики страны необходимой  денежной массой, привлечение в банки денежных средств граждан и организаций, расширение использования кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности.

3. Система налогов. Экономически  обоснованные налоги позволяют  обеспечить оптимальное сочетание  интересов общества и субъектов хозяйствования, стимулировать последних к осуществлению хозяйственной деятельности, способствовать развитию экономики в целом. Неслучайно не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности, кроме запрещенной законодательством (ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

4. Проведение амортизационной политики. Целью амортизационной политики является определение для субъектов хозяйствования условий обеспечения процесса простого воспроизводства путем начисления амортизации на основные средства и нематериальные активы и накопления таких средств. В связи с этим устанавливаются нормы амортизации и порядок амортизационных отчислений. Для стимулирования определенных видов хозяйственной деятельности может применяться ускоренная амортизация.

Информация о работе Контрольная работа по «Хозяйственное право»