Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей.
Введение................................................................................................................3
Глава 1 Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности.....................................5
1.1 Развитие института лицензирования...........................................................5
1.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования...................................................................................................9
Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности......................................................................................................14
Заключение.........................................................................................................21
Список использованных источников и литературы.......................................23
Гораздо более удачно сформулировано
определение лицензии в Законе о
лицензировании. В соответствии со
статье 2 Закона лицензия - специальное
разрешение на осуществление конкретного
вида деятельности при обязательном
соблюдении лицензионных требований и
условий, выданное лицензирующим органом
юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю. Лицензионные требования
и условия устанавливаются
- обеспечение единства
экономического пространства
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.
- установление единого
порядка лицензирования на
- установление лицензионных
требований и условий
- гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);4
- соблюдение законности
при осуществлении
Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности
Индивидуальные
В юридической литературе
лицензирование рассматривают наряду
с государственной регистрацией
формой легитимации
Лицензирование представляет
собой одно из средств государственного
регулирования рынка – единую
систему оценки условий, содержания
и результатов
Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего новый Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ(ред. от 04.03.2013). Согласно статье 18 Закона N 99-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных пункте 2 статьи 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним .Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования. В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:
1) документ (п. 1 Порядка ведения
лицензионной деятельности, утвержденного
Постановлением Правительства
2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 2011 г.);
3) юридический факт в
форме соответствующего
Лицензия является основанием
возникновения
Подготовка и принятие Закона N 99-ФЗ сопровождались многочисленными высказываниями государственных деятелей о том, что перечень лицензируемых видов деятельности неоправданно расширен, служит источником коррупции и нуждается в радикальном сокращении (высказывалось мнение о необходимости сохранения лицензирования 60 - 80 видов деятельности). В конечном итоге перечень лицензируемых видов деятельности в Законе не подвергся столь резкому сокращению и в настоящее время насчитывает 119 видов деятельности. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений или дополнений в эту статью. Прежний Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. предусматривал более двухсот лицензируемых видов деятельности, к тому же этот перечень неуклонно расширялся. Однако утверждать, что теперь почти вдвое сократилось число лицензируемых видов деятельности, по нашему мнению, едва ли возможно, поскольку одновременно расширен круг видов деятельности, на которые данный Закон не распространяется. Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т.п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.).Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии: риэлторская деятельность; издательская деятельность; полиграфическая деятельность; деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды; оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды; реализация предметов антиквариата. Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской деятельности, как: аудиторская деятельность; оценочная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; производство табачных изделий. Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, теперь, после вступления в силу Закона N 99-ФЗ, будут подлежать лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый "таймшер").В предыдущем Законе о лицензировании отдельных видов деятельности тем не менее содержалась оговорка о том, что подлежат лицензированию не только прямо названные виды деятельности (ст. 17), но и неназванные виды, лицензирование которых предусмотрено иными федеральными законами, вступившими в силу ранее Закона N 99-ФЗ (ст. 17, п. 2 ст. 19). Таким образом, лицензированию подлежали виды деятельности, которые, во-первых, не подпадали под действие Закона N 99-ФЗ, во-вторых, были прямо перечислены в этом Законе и, в-третьих, хотя и не были перечислены в Законе N 99-ФЗ, но были установлены более ранними федеральными законами. Вместе с тем прекращалось лицензирование многих видов деятельности, которое было установлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и подобными подзаконными актами (например, с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ было отменено лицензирование оказания платных юридических услуг, введенное постановлением Правительства РФ). К тому же перечень лицензируемых видов деятельности, названный в Законе N 99-ФЗ, не был исчерпывающим и заставлял предпринимателей постоянно обращаться к иным федеральным законам
В статье 5 Закона N 99-ФЗ прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. Однако функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:
- МВД России –
- Минздрав России –
деятельность по
- МНС России – производство табачных изделий;
- Минсельхоз России –
деятельность по разведению
- Минтранс России –
перевозка морским и водным
транспортом пассажиров и
- Минтруд России –
деятельность по оказанию
- Минфин России – аудиторская деятельность;
- Минэкономразвития России – турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых;
- Госкомспорт России - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Постановлением Правительства
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» утвержден
- производство дезинфекционных,
дезинсекционных и
- ветеринарная деятельность;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка
и реализация лома черных
- публичный показ
Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:
1) заявление о предоставлении
лицензии с указанием фамилии,
имени, отчества, места жительства
индивидуального
2) копию свидетельства
о государственной регистрации
гражданина в качестве
3) копию свидетельства
о постановке соискателя
4) документ, подтверждающий
уплату лицензионного сбора за
рассмотрение лицензирующим
5) сведения о квалификации
работников соискателя
Отказ в выдаче лицензии,
а также бездействие
После получения документа,
подтверждающего наличие
Лицензия – срочный документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.
В Российской Федерации каждый
вправе свободно осуществлять предпринимательскую
деятельность. Единственным обязательным
требованием является требование государственной
регистрации предпринимателя
Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности