Ликвидация коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов: экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях рыночных отношениях. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1.Понятие и основания ликвидации……………………………………..5
Глава 2.Порядок ликвидации…………………………………..……….………..9
2.1Стадии процесса ликвидации……………………………………………..…11
I .Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица……………...12
II. Составление промежуточного ликвидационного баланса………..………..12
III. Составление ликвидационного баланса……………………………………12
IV. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица…………...….12
V. Выплата денежных сумм кредиторам……………………………….…...…14
Глава 3. Особенности ликвидации государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности………….16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………...............................25

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

Кафедра финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности

 

 

 

Курсовая работа

Ликвидация  коммерческих организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

    

                                                       

Минск

2012

С О Д Е  Р Ж А Н И Е

 

 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1.Понятие и основания  ликвидации……………………………………..5

Глава 2.Порядок ликвидации…………………………………..……….………..9

2.1Стадии процесса  ликвидации……………………………………………..…11

I .Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица……………...12

II. Составление промежуточного ликвидационного баланса………..………..12

III. Составление ликвидационного баланса……………………………………12

IV. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица…………...….12

V. Выплата денежных сумм кредиторам……………………………….…...…14

Глава 3. Особенности ликвидации государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности………….16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников………………………...............................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Юридические лица могут  создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов: экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях рыночных отношениях. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Ликвидация субъектов  хозяйствования является общественно  важным обстоятельством и предполагает соблюдение определённых требований. Данный процесс находится под контролем уполномоченных государственных органов, однако законодательство в этой сфере требует совершенствования в силу ряда причин, в частности, в связи с отсутствием объективных данных о количестве реально функционирующих в республике субъектов предпринимательской деятельности. Одной из особенностей указанных отношений является то, что получить статус юридического лица или индивидуального предпринимателя в ряде случаев намного проще, чем ликвидировать юридическое лицо, прекратить деятельность индивидуального предпринимателя. В то же время субъектный состав "работающих" юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постоянно обновляется. В результате по данным регистрирующих органов числящихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительно больше, чем действительно функционирующих субъектов хозяйствования.

Ликвидация является непростым процессом и ликвидировать организацию гораздо сложнее, чем зарегистрировать.

Задачи написания данной курсовой работы: разобраться с понятием и основанием ликвидации юридических лиц, порядком и процедурой ликвидации, ознакомиться с основными особенностями ликвидации государственных предприятий.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников.

Первая глава освещает вопросы понятия и основания ликвидации субъектов хозяйствования. Глава 2 раскрывает порядок ликвидации юридических лиц (рассматриваются вопросы в каком порядке происходит удовлетворение требований кредиторов, каков процесс обращения взыскания на имущество, принадлежавшее юридическому лицу, после его ликвидации). Глава 3 раскрывает основные особенности ликвидации государственных предприятий.

При написании данной курсовой работы использовалось 16 источников (кодексы, законы, постановления Совета Министров, декреты, указы Президента, приказы, статьи из журналов «Промышленно-торговое право», "Юстиция Беларуси", электронного справочника Консультант Плюс.

     Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ликвидации субъектов хозяйствования является Гражданский кодекс Республики Беларусь и Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 27.06.2011) "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования", "Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"), а в части ликвидации государственных унитарных предприятий Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913.

 

Глава 1. Понятие  и основания ликвидации коммерческих организаций

 

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами,- в соответствии с п.1 ст. 57 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (Далее - ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация - ликвидация по решению высшего или уполномоченного органа организации. Принудительная ликвидация - ликвидация по решению регистрирующего органа или суда по предусмотренным законодательством основаниям.

Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. В подпункте 1 п.2 ст. 57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица:

  • в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо,
  • достижением цели, ради которой оно создано,
  • признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

В случае, если юридическое  лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом  юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. (Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 27.06.2011) "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования", "Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования") – Далее – "Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1".

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Подпункт 2 п. 2 ст. 57 ГК предусматривает  следующие основания принудительной ликвидации:

  • непринятия решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подпунктом 1 п.2 с. 57 ГК в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
  • в иных случаях, предусмотренных иными законодательными актами, в частности при экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61 ГК), а также в случаях, предусмотренных в п. 80, п.1 ст.85, п.3 ст. 119, п. 1 ст. 87 ГК.

Подпункт 3 п. 2 ст. 57 ГК предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию юридического лица по решению иных органов. Такими органами являются регистрирующие органы. Под регистрирующими органами понимаются государственные органы и организации, перечисленные в п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1(ред. от 27.06.2011) "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования", "Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"- далее - Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1.

 Они вправе ликвидировать  (прекратить деятельность) субъектов  хозяйствования в случаях:

  • неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  • внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Государственными органами, имеющими право в пределах своей  компетенции предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, являются органы:

  • Комитета государственного контроля:
  • прокуратуры; внутренних дел;
  • Комитета государственной безопасности;
  • Министерства по налогам и сборам;
  • иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции (абзац первый часть вторая подпункт 3.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1". Вышеперечисленные органы направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации. Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 59-60 ГК. Поскольку ликвидация существенно затрагивает интересы кредиторов ликвидируемого лица, она осуществляется на основе широкой гласности. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст. 58 ГК), т.к. в соответствии с п. 4 ст. 47 ГК физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, содержащуюся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке и случаях, определяемых законодательством. Запись в этом регистре о ликвидации юридического лица и индивидуального предпринимателя имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным  договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.- п.6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1.)

Глава 2 . Порядок  ликвидации субъектов хозяйствования

Процесс ликвидации юридического лица урегулирован ст. 59 ГК.

В соответствии с п.7 Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1 при ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляются:

1.) заявление о ликвидации  по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

2.) решение о ликвидации. При этом решение, составленное  на иностранном языке, должно  быть переведено на белорусский  или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

3.) легализованная выписка  из торгового регистра страны  учреждения или иное эквивалентное  доказательство юридического статуса  организации в соответствии с  законодательством страны ее  учреждения (выписка должна быть  датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

Информация о работе Ликвидация коммерческих организаций