Ликвидация коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов: экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях рыночных отношениях. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1.Понятие и основания ликвидации……………………………………..5
Глава 2.Порядок ликвидации…………………………………..……….………..9
2.1Стадии процесса ликвидации……………………………………………..…11
I .Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица……………...12
II. Составление промежуточного ликвидационного баланса………..………..12
III. Составление ликвидационного баланса……………………………………12
IV. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица…………...….12
V. Выплата денежных сумм кредиторам……………………………….…...…14
Глава 3. Особенности ликвидации государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности………….16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………...............................25

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Реорганизация или ликвидация унитарных предприятий, дочерних унитарных  предприятий и учреждений, которая  может повлиять на социальные, демографические, экологические или иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Унитарные предприятия  могут быть реорганизованы, ликвидированы  по решению государственного органа, учреждения науки и образования (с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) эти учреждения науки и образования), согласованному с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу и другими заинтересованными, согласовавшими создание этих унитарных предприятий.- подпункт.1 п. 7 Постановления N 913.

Для согласования вопроса  о реорганизации, ликвидации унитарных  предприятий государственные органы представляют в Министерство экономики  Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и другим заинтересованным следующие документы:

- соответствующее ходатайство;

- обоснование необходимости  реорганизации, ликвидации унитарного  предприятия, в котором в случае  ликвидации указывается невозможность (нецелесообразность) его реорганизации, финансового оздоровления или приватизации;

- проект приказа государственного  органа.

Сама процедура ликвидации унитарного предприятия идентична, рассмотренной ранее процедуре и регламентирована в основном ГК и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".

На примере Решения Минского городского исполнительного комитета о ликвидации государственного предприятия «Стеклотара» мы видим, что в соответствии с подпунктом 1 п. 7 Постановления N 913 Мингорисполком принял решение о ликвидации предприятия. Также передал право осуществления ликвидации государственного предприятия "Стеклотара", а именно- управлению торговли, назначил ликвидационную комиссию, передал на баланс государственным предприятиям имущество и помещения приемных пунктови др. т.е. мы видим, что сама процедура ликвидации государственного предприятия идентична, рассмотренной ранее процедуре и регламентирована в основном ГК и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".

Однако стоит более подробно остановиться на вопросе способности предприятия (собственника предприятия) нести ответственность по веем своим обязательствам.

В отношении предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, ст. 114 ГК закрепляет общее правило, согласно которому собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам. Вместе с тем указанное правило имеет определенные исключения. В данном случае внимания заслуживает ч. 3 ст. 52 ГК. Согласно данной норме собственник имущества может нести ответственность по обязательствам предприятия, если это предусмотрено законодательством или учредительными документами. Озвученная норма распространяется также и в отношении ответственности предприятия по обязательствам собственника своего имущества. Таким образом, уставом предприятия могут быть предусмотрены определенные случаи, когда собственник имущества будет нести ответственность по обязательствам своего предприятия.

При недостаточности  у ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. - п.6 ст. 59 ГК.

Кроме того, согласно упомянутой норме ГК, если экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества, то на него при недостаточности имущества предприятия возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 N 11 "О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности" субсидиарная ответственность является особым видом гражданско-правовой ответственности, при которой на лицо, несущее субсидиарную ответственность в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование, возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику.

Для привлечения собственника имущества предприятия к субсидиарной ответственности по указанным выше основаниям необходимо соблюдение следующих  условий:

- наличие у собственника имущества права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия. Рассматривая данное условие, напомним, что собственник имущества предприятия, безусловно, имеет широкие полномочия по управлению предприятием. В частности, собственник имущества принимает решение о создании предприятия, об утверждении его устава, об уменьшении или увеличении уставного фонда, дает согласие на создание дочернего предприятия и распоряжение недвижимым имуществом (в отношении предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения) и так далее;

- совершение собственником  действий (бездействий), свидетельствующих  об использовании принадлежащего  ему права давать обязательные  для предприятия указания или  использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

- наличие причинно-следственной  связи между использованием собственником  своих прав и (или) возможностей  в отношении предприятия и  последствиями в виде признания  предприятия банкротом;

- недостаточность имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов.

Вопрос ответственности  собственника имущества по обязательствам казенного предприятия имеет  определенную специфику. Так, согласно ст. 115 ГК, Республика Беларусь, являющаяся собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием, всегда несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Данное положение предоставляет весьма существенные гарантии для кредиторов казенного предприятия. Учитывая данное положение, весьма логичным представляется тот факт, что согласно ст. 61 ГК казенное предприятие не может быть признано банкротом. Стоит отметить, что собственник имущества в данном случае имеет весьма высокую заинтересованность в эффективной работе своего предприятия.

Вместе с тем необходимо иметь в виду то, что собственник  имущества отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (например, ст. 23 и 52 ГК). Таким образом, получается, что физические и юридические лица, будучи собственником имущества предприятия, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в том числе и тем, которым созданные ими предприятия владеют на праве хозяйственного ведения. Иными словами, предприятие не отвечает по обязательствам своего собственника, но его собственник отвечает по своим обязательствам имуществом, которым предприятие владеет на праве хозяйственного ведения.

Подводя итоги проведенного обзора ответственности предприятия, следует указать на ее наиболее важную, существенную особенность. Предприятие является, по словам Функа Я.И., в некотором роде доверительным собственником, т.е. лицом, которое обладает имуществом благодаря доверию, оказанному собственником, который считает, что организация гораздо лучше справится с управлением его имуществом, чем он сам. Самостоятельность ответственности государственное предприятия, на наш взгляд, невозможна, так как предприятие согласно ст. 113 ГК не имеет своего имущества, которым оно могло бы отвечать. В данном контексте весьма уместными представляются слова Сидорчука В.К. о том, что предприятие представляет собой "квазикоммерческое лицо", то есть не отвечает критериям предпринимателя, а именно критерию риска, так как использует в процессе своей деятельности "чужое имущество".

Таким образом, предприятия  фактически не несут самостоятельной  ответственности по своим обязательствам, а значит, реально не обладают одним из основных признаков юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

На современном этапе развития белорусского общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических лиц. И это нельзя считать чем-то непредвиденным: ликвидация, в известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой взгляд, следует также выделять третий ее вид – вынужденную ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица.

Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта

хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не связан с судебными издержками (проводится без вмешательства суда), экономится также время проведения процедуры.

Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями (к примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии и так далее). Широко распространены случаи псевдоликвидации юридических лиц. Ситуация такова, что учредители (участники) или собственник юридического лица принимают решение о прекращении деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше никакого отношения. Способов для достижения указанной цели существует огромное множество, как законных, так и незаконных.

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой регламентации института ликвидации юридического лица, особенно государственных предприятий, так как указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не только кредиторов юридического лица, но и государства.

Ликвидация  юридического лица – это значительно более трудоемкий процесс, нежели создание нового предприятия. Для выбора правильного пути, грамотного проведения этой процедуры, во избежание ошибок и лишних конфликтов целесообразно использовать знания и возможности консультантов – профессиональных экономистов и юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

(нормативные)

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

 

2.Гражданский кодекс  Республики Беларусь – Мн.: Национальный  центр правовой информации Республики  Беларусь, 1999.С изм. и допол., внесёнными  законом Республики Беларусь  от 14.07.00г.

 

  3.Гражданский процессуальный кодекс от 11.01.99 №238-З, с изм. и доп. от 09.07.99 №285-З, 31.12.91г. №349-З, 11.03.00г.,№375-З, 24.07.02г., №134-З, 30.12.02 №171-З, 04.01.03г.№183-З, 26.06.03 №212- З, 05.11.03.

 

   4.Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 02.07.2009)

"О нормативных правовых  актах Республики Беларусь".

 

  5.Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З (ред. от 31.12.2009) "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.02.2010).

 

  6.Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 27.06.2011) "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования", "Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").

 

7.  Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913 "О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь".

 

8. Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З (ред. от 31.12.2009)

"Об экономической  несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.02.2010).

 

  9.Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 N 11 (ред. от 26.09.2008) «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности».

 

 

9. Решение Минского городского исполнительного комитета от 01.07.1996 N 476 "О ликвидации государственного предприятия "Стеклотара".

 

(специальные)

 

10.Авдеева Т.В. [и др.] под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. Ф. Чигира. Гражданское право. В 3 т. Т. 2: учебник /; – Минск: Амалфея, 2010. – 960 с.

Информация о работе Ликвидация коммерческих организаций