Национальный банк Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется посредством:

  • государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • лицензирования банковской деятельности;
  • установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • установления нормативов безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • выявления случаев осуществления банковской деятельности без получения лицензии на осуществления банковской деятельности и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такую деятельность [1].

Таким образом, можно выделить три основных направления деятельности Национального банка в сфере банковского регулирования:

  1. установление требований к порядку вхождения на рынок финансовых услуг;
  2. установление пруденциальных правил деятельности кредитно-финансовых организаций;
  3. осуществление непосредственного (текущего) надзора за соблюдением требований банковского законодательства и применение мер воздействия к субъектам, допустившим нарушения норм права.

Регулирование порядка создания банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется следующими способами:

  1. Установление минимального размера уставного фонда для вновь создаваемых (реорганизованных) банков и предельного размера его имущественных вкладов (вкладов в не денежной форме).
  2. Определение требований к руководящему составу банка и оценка его профессиональной пригодности специальной квалификационной комиссией Национального банка.
  3. Установление требований, касающихся приобретения акций банка.
  4. Установление условий создания обособленных подразделений банков.
  5. Проверка законности создания банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в ходе их регистрации и выдачи лицензий на осуществление банковских операций [9].

Под пруденциальным понимаются такие правила, которые защищают банковскую систему и укрепляют к ней доверие. Особо важную роль в пруденциальном регулировании играют нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков. Национальный банк устанавливает для банков следующие нормативы:

  • минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;
  • нормативы ликвидности;
  • нормативы достаточности нормативного капитала банка;
  • нормативы ограничения кредитных рисков;
  • нормативы ограничения валютного риска;
  • нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;
  • иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Непосредственный надзор осуществляется посредством:

  1. мониторинга на основании представленных документов (дистанционный надзор), то есть банки и небанковские кредитно-финансовые организации в порядке, установленном Национальным банком, представляют Национальному банку финансовую и экономическую информацию, документацию, материалы по результатам проверок, необходимые Национальному банку для выполнения его функций;
  2. инспекционных проверок (контактный надзор).

Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций могут проводиться как представителями Национального банка, так и по его поручению аудиторскими организациями, получившими лицензии Национального банка на проведения аудита [9].

Проверки Национальным банком имеют целью:

  • установить непосредственно на месте реальное финансовое состояние кредитно-финансовой организации, принимаемые ею на себя риски, состояние системы внутреннего контроля, организации управления, выполнение установленных пруденциальных требований, правильность отражения операций в бухгалтерском учете, достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк;
  • выявить ситуации, создающие угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, нарушения законодательства, регулирующего банковскую деятельность, устава и внутренних документов, причины и условия их совершения;
  • в случае необходимости выработать рекомендации по внесению коррективов в работу кредитно-финансовой организации, устранению и недопущению в будущем выявленных нарушений, применению мер воздействия к кредитно-финансовой организации и привлечению у ответственности ее должностных лиц [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

 

Национальный банк Республики Беларусь состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами [1].

К структурным подразделениям Национального банка относятся:

  • главные управления по областям с их отделениями в городах, которые проводят политику Национального банка на местах;
  • специализированное управление;
  • учебный центр;
  • центральное хранилище [9].

Кроме того, Национальный банк имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. К организациям Национального банка относятся учреждение образования «Пинский высший банковский колледж Национального банка Республики Беларусь», республиканское унитарное предприятие «Белорусский межбанковский расчетный центр», республиканское унитарное предприятие «Центр банковских технологий» [6].

Органами управления Национального банка являются:

  1. Правление – высший коллегиальный орган управления, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управления им;
  2. Совет директоров Национального банка – исполнительный коллегиальный орган [9].

Правление Национального банка осуществляет следующие функции:

  • рассматривает и представляет совместно с Правительством Республики Беларусь Президенту Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год;
  • утверждает годовой отчет о работе Национального банка и представляет его Президенту;
  • устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;
  • определяет порядок формирования резервов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • принимает решение о применении к банкам мер воздействия;
  • принимает решения: о регулировании кредитных отношений, денежного обращения, об определении порядка расчетов, валютного регулирования; о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; о выдаче лицензий на осуществление банковских операций; об участии в международных организациях; о регулировании банковской деятельности; о создании по согласованию с Президентом Республики Беларусь организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, и (или) об участии в них [6].

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания сроком на пять лет. Заместители Председателя Правления назначаются Правлением из числа его членов по представлению Председателя Правления [9]. Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом [13].

Законодательство не требует от членов Правления быть работниками Национального банка. Однако члены Правления не могут:

  • занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • состоять в политических партиях;
  • иметь или приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых и иных организациях на условиях штатного совместительства [1].

Президент вправе освобождать от должности с уведомление Совета Республики членов Правления или его Председателя в случаях:

  • истечения срока полномочий;
  • неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
  • отставки;
  • достижения пенсионного возраста (по собственному желанию);
  • несоблюдения актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
  • несоблюдение ограничений, связанных с владением и (или) приобретением акций банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, занятием должностей в кредитно-финансовых организациях на условиях штатного совместительства;
  • разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
  • признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
  • совершения действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
  • в иных случаях, предусмотренных Президентом Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может быть Председателем более двух сроков подряд [13].

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он выполняет следующие функции:

  • организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики;
  • определяет структуру Национального банка;
  • устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка;
  • утверждение порядка проведения отдельных операций Национального банка;
  • принятие решений о выпуске в обращение банкнот и монет;
  • принятие решения об изменении процентных ставок по операциям Национального банка;
  • принятие решения об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Национальном банке и другие функции.

Руководит советом директоров Председатель Правления [13]. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя этого Совета. Все члены Совета, за исключением руководителя, назначаются Правлением по представлению Председателя Правления сроком на пять лет. За исключением его руководителя, члены Совета директоров освобождаются от должности:

  • по истечении полномочий – Председателем Правления;
  • до истечения полномочий – Правлением по представлению Председателя Правления [9].

Свои решения Совет директоров принимает в виде постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов. Заседания проводятся по необходимости, но не реже одного раза в месяц [13].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

МЕСТО НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Важный аспект правового положения Национального банка это то, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь [1]. Суть понятия «независимость» состоит в том, что денежная власть – основа любой власти. Банки и другие кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть [7].

Информация о работе Национальный банк Республики Беларусь