Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 23:51, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.
Критериями независимости Национального банка являются:
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Эта подотчетность означает:
Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной власти, а с Президентом как Главой государства [5]. Такой подход порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной власти.
По своей компетенции Национального банка Республики Беларусь ближе всего к исполнительной власти [9]. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Кроме этого Национальный банк взаимодействует с Советом Министров в проведении единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь [1]. Однако это не означает, что Национальный банк относится к органам, подчиненным Правительству. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и об объеме эмиссии денег.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Кроме этого Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики на рынке государственных ценных бумаг, участвует в них обращении.
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Важно подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров не отвечают по обязательствам друг друга [9]. Однако в законодательных актах могут быть предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального банка [1]. Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и Президентом Республики Беларусь [9].
В целом считается, что белорусская модель независимости главного банка и положение его в системе органов государственной власти близка к британской и японской [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальный банк – это центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах Республики Беларусь.
Правовой статус Национального банка принято считать двойственным. С одной стороны Национальный банк наделен властными полномочиями, которые позволяют говорить о нем как об органе государственной власти. С другой же стороны он является субъектом хозяйствования.
Национальный банк Республики Беларусь – это юридическое лицо. Но что касается его организационно-правовой формы, он является учреждением, которое имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций и учреждений. Одной из таких особенностей является то, что получение прибыли не является основной целью Национального банка. Отличительной чертой Национального банка также является характер его прав на используемое имущество.
В определении правового статуса Национального банка важно выделить вопрос об отнесении его к коммерческим и некоммерческим организациям. Рассматривая сторону, где Национальный банк является коммерческой организацией, можно сказать то, что Национальный банк не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, но финансирование центрального банка нашего государства из государственного бюджета не предусматривается. Что же касается того, что главный банк нашего государства – это некоммерческая организация, нужно выделить следующее: Национальный банк не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Деятельность Национального банка Республики Беларусь отражается через банковские операции, которые направлены на решение задач и реализацию функций банка..
Национальный банк свою деятельность регулирует по двум направлениям: денежно-кредитное регулирование и регулирование банковской деятельности.
Денежно-кредитное регулирование Национальный банк осуществляет в следующих направлениях: в области обращения наличных денег, в области денежного обращения, в области кредитных отношений и в области валютного регулирования.
Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский рубль. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, которая является составной частью единой государственной экономической политики.
Банковское регулирование - это система специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью ограничение банковской активности.
Национальный банк Республики Беларусь имеет свою структуру. Он состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Национальный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь. Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной власти, а с Президентом как Главой государства.
В целях повышения эффективности функционирования банковской деятельности необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что государство может безгранично влиять на политику Национального банка. Существенная степень независимости последнего является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства, министерств и ведомств с Национальным банком, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I Нормативные правовые акты
1. Банковский кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. №441-З.: одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июля 2010 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. по состоянию на 10 августа 2010 г. / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 640 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008.
4. Об утверждении Инструкции о порядке организации проверок банков, их филиалов (отделений), представительств и небанковских кредитно-финансовых организаций: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 30 марта 2000 г., № 8.12: с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 41. 8/3332; 2001. № 17. 8/4774, № 52. 8/6064; 2002. № 57. 8/8105.
5. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII : в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 г. № 52-3 с изм. и доп. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. 1999. № 25.
6. Устав Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 13 июня 2001 г., № 320: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.06.2007 г. № 285.
II Литература