Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:32, отчет по практике
Целью прохождения ознакомительной практики в суде Минского района являлось закрепление и углубление теоретических знаний по специальности и правовым дисциплинам, умения использовать законодательство в конкретных случаях, приобретения первоначального практического опыта, повышение профессиональной подготовки.
За время прохождения практики мне предстояло:
изучить правила техники безопасности на рабочем месте;
изучить структуру и правовое регулирование деятельности судебной власти в Республике Беларусь;
- ознакомится с ведением делопроизводства в принимающей организации, выполнением законодательства об обращениях граждан
Суд должен рассмотреть следующие вопросы: 1) какие факты входят в предмет доказывания каждой из сторон; 2) какие из этих фактов установлены с помощью достоверных доказательств и какие не установлены; 3) почему отвергаются те или иные доказательства; 4) чьи требования или возражения (позиции) в итоге оказались обоснованными полностью или частично; 5) какие акты законодательства должны быть применены по данному делу; 6) как должно быть разрешено дело (какой должна быть резолютивная часть решения).
Судебное разбирательство позволяет, с одной стороны, собрать всю доступную информацию о фактических основаниях рассматриваемых позиций, подтвердить их представленными доказательствами либо убедиться в их недоказуемости, а с другой - выработать еще более обоснованное мнение о том, какая норма в данном случае подлежит применению. Но и на этой стадии сопоставление фактов и нормы (норм) продолжает оставаться предварительным.
Таким образом, в совещательной комнате работа по сопоставлению альтернатив с нормой (нормами) лишь завершается, и судья делает окончательный выбор. Когда суд заседает в коллегиальном составе, каждый из судей сначала вырабатывает индивидуальное мнение о содержании будущего решения, а затем индивидуальные мнения судей преобразуются в общее решение состава суда. Пока каждый судья отстаивает свое мнение, дискуссия продолжается. В ходе дискуссии, по крайней мере, двое судей должны добиться совпадения своих позиций. Судья, не согласный с большинством, считается оставшимся при особом мнении.
Раздел 4. Порядок рассмотрения дел особого производство
Особое производство - это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в порядке которого устанавливаются юридические факты (действия, события, состояния). В особом производстве предметом судебной защиты является не субъективное право, а охраняемый законом интерес заявителя. Этот интерес заключается в установлении фактов, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с изъятиями и дополнениями, установленными гл. 30 ГПК и вытекающими из сущности особого производства (ч. 1 ст. 362). Из этого следует, что в своем движении они проходят все стадии процесса - возбуждение дела, подготовку его к судебному разбирательству, судебное разбирательство и завершаются вынесением решения, которое может быть пересмотрено в кассационном порядке.
С заявлением по делам особого производства в суд может обратиться заинтересованное лицо, для которого с данным фактом связано наступление определенных юридических последствий.
Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства (ст. 361 ГПК):
В предусмотренных законом случаях судом в порядке особого производства могут рассматриваться и другие дела. Дела особого производства обладают одним общим признаком: в них отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами.
Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц.
Заявителем по делам особого производства называется лицо, возбуждающее дело в своих интересах или в интересах которого оно возбуждено управомоченными органами, юридическими лицами и гражданами.
К заинтересованным гражданам и юридическим лицам по делам особого производства закон относит тех лиц, которые привлекаются в процесс по инициативе суда, по ходатайству прокурора или заявителя либо вступают в дело по своей инициативе, так как решение по делу может повлечь для них обязанность совершения определенных действий или внести иные изменения в их правовое положение. Участие заинтересованных лиц позволяет суду, кроме того, наиболее полно и правильно выяснить все обстоятельства по делу и вынести законное и обоснованное решение.
Особое производство - специальный процессуальный порядок рассмотрения дел в судах первой инстанции, применяемый в отношении определенного, четко очерченного законом круга гражданских дел, общей чертой которых является отсутствие в них материально-правового спора между заинтересованными лицами.
Возбуждение производства по делу – первая стадия рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции, на которой суд решает вопрос о возможности начать процесс по данному конкретному делу, проверяет наличие у лиц, обратившегося в суд, права на обращение в суд и соблюдение установленного порядка реализации данного права.
Суд вправе отказать в возбуждении дела лишь при наличии определенных обстоятельств, исчерпывающий перечень которых содержится в статьях 245 и 246 ГПК. В качестве примера можно привести следующие основания: дело неподсудно данному суду; заявление подано недееспособным лицом; заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление; заявление о возбуждении дела особого производства связано со спором о праве, подведомственном суду и другие основания.
Заявления с прилагаемыми к ним материалами подаются в суд на личном приеме у судьи или направляются в суд по почте. После их регистрации в установленном порядке в канцелярии суда заявления распределяются председателем суда для рассмотрения между судьями, распределение заявлений осуществляется с учетом загруженности судей, их специализацией, а также учитывая иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Ознакомившись с поступившим заявлением и приложенными к нему материалами, судья вправе совершить одно из трех предусмотренных законом процессуальных действий: 1) возбудить производство по делу; 2) отказать в возбуждении дела; 3) оставить заявление без движения. Совершать до возбуждения производства по делу иные процессуальные действия кроме случаев, прямо указанных в ГПК, судья не вправе.
Вопрос о возбуждении дела, отказе в возбуждении дела или оставлении заявления без движения должен быть решен судьей в течение трех дней после поступления заявления в суд, если иное не установлено ГПК или иными законами. В случае возбуждения производства по делу судья выносит об этом определение о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству.
Подготовка дела к судебному разбирательству – самостоятельная и обязательная стадия гражданского процесса, целью которой является обеспечение своевременного и правильного разрешения дела.
Подготовка должна проводиться по всем без исключения гражданским делам, принятым к производству суда, а также при новом рассмотрении дела по первой инстанции после отмены ранее вынесенного судебного постановления кассационной или надзорной инстанцией. Ненадлежащая подготовка дела обычно приводит к неоднократному их отложению, нарушению сроков их рассмотрения и зачастую – к неправильному разрешению дела по существу.
Подготовка дела как стадия процесса охватывает все процессуальные действия, совершаемые единолично судьей с момента возбуждения дела и до назначения его к судебному разбирательству. В процессе подготовки судья обязан определить по делу:
а) предмет доказывания;
б) состав юридически заинтересованных в исходе дела лиц;
в) круг необходимых доказательств, без которых конкретное дело не может быть разрешено.
При назначении дела к судебному разбирательству следует: а) определить время судебного заседания с учетом установленного законом для данной категории дел срока рассмотрения; б) определить место рассмотрения дела, в связи с чем решить вопрос о целесообразности проведения судебного заседания или его части вне здания соответствующего суда.
Каждое дело особого производства рассматривается и разрешается в отдельном судебном заседании, как правило, открыто, в присутствии граждан, что имеет значение не только для защиты прав обратившихся, но и для предотвращения нарушений закона, воспитания граждан в духе уважения и исполнения законов.
Согласно ст.267 ГПК юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть заранее извещены о времени и месте судебного заседания. Такое извещение дает участникам процесса возможность надлежащим образом подготовиться к процессу, собрать и представить суду доказательства и принять участие в исследовании обстоятельств дела в судебном заседании. Это положение должно соблюдаться и тогда, когда имеется ходатайство лица, имеющего непосредственный интерес в исходе дела о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебные повестки и извещения должны быть вручены с таким расчетом, чтобы лица, юридически заинтересованные в исходе дела, имели необходимое время для своевременной явки в суд в назначенный срок и подготовки к делу.
Рассмотрение судом дела в отсутствие кого-либо из лиц, юридически заинтересованных в исходе дела, не извещенных о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием к отмене судебного постановления в кассационном или надзорном порядке.
Постановление суда, которым дело особого производства разрешается по существу, выносится в виде решения.
Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел завершается постановлением судебного решения, в котором содержится государственно-властное и индивидуально-конкретное предписание, основанное на примененной судом норме права. Решение защищает субъективные права или охраняемый законом интерес, способствует предупреждению правонарушений и воспитанию граждан.
Раздел 5. Работа судебных канцелярий
В первые дни практики, я была направлена в канцелярии суда: административная, гражданская, уголовная. В административной канцелярии я занималась тем, что вызывала лиц, привлекаемых к административной ответственности, потерпевших, свидетелей по делу в суд повестками (см.приложение №1). Также я регистрировала поступающие административные материалы, заводила административные дела, присваивала им номера. В гражданской канцелярии я также вызывала истцов и ответчиков в суд повестками (см.приложение № 2). Также я регистрировала дела на учетно-статистических карточках и в алфавитном указателе. По просьбе граждан, после вступления решения в силу, я делала ксерокопию решения, выдавала на руки копию решения суда гражданам. В уголовной канцелярии мои обязанности были аналогичными, как и в других канцеляриях суда (см.приложение №3).
Все уголовные и гражданские дела, согласно Инструкции по делопроизводству, поступившие для рассмотрения в данном суде после регистрации по журналу входящих документов регистрируются на учетно-статистических карточках и в алфавитном указателе. По уголовным делам алфавитный указатель ведется на каждого обвиняемого, по гражданским – на каждого ответчика.
Порядковые номера дел присваиваются в нарастающем порядке в пределах календарного года. В следующем году нумерация начинается с первого номера.
Порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу, который является также номером соответствующего дела (материала), указывается на обложке дела ил материала и в алфавитном указателе.
Раздел 6. Работа судебных исполнителей
Также, при прохождении практики я ознакомился с работой судебных исполнителей. В своей работе судебный исполнитель руководствуется гражданско-процессуальным кодексом РБ и инструкцией по исполнительному производству.
К компетенции судебного
Я оказала помощь судебному исполнителю в вызове в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, составляла запросы в различные организации
Я отвечала на запросы, вносила изменения в учётные документы, направляла копии приговоров, заполняла акты сдачи исполнительного производства( см.приложение №4).
Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право:
вызывать в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
истребовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении;
требовать от руководителей и иных должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших при исполнении вопросов;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые должником, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При необходимости с участием понятых - проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. Вскрытие помещения осуществляется только в присутствии должника или его совершеннолетних членов семьи, а в случае их отсутствия - при участии работников органов внутренних дел с производством описи всего имущества, находящегося в помещении; в необходимых случаях опечатывать помещения, хранилища и имущество должника;