Побег как общественно-опасное деяние. Организация работы по профилактике побегов из исправительных учреждений и следственных изоляторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Криминологический аспект проблемы заключается в том, что побеги составляют около половины преступлений в уголовно-исполнительной системе. Их совершение подрывает авторитет правоохранительных органов, препятствует выполнению ими задач, вытекающих из уголовного и уголовно-исполнительного законодательств, отвлекает силы и средства на поиск и задержание бежавших, вызывает обоснованное беспокойство граждан, неверие их в способность государства обеспечить надлежащую изоляцию от общества опасных для него преступников. Данное преступление свидетельствует также и о том, что лицо, совершившее побег, не встало на путь исправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и признаки побега из мест лишения свободы.
ГЛАВА 2. Способы, используемые осужденными при побегах из мест лишения свободы
2.1. Общая характеристика способа соверешения преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ.
2.2 Оставление охраняемой зоны, то есть преодоление основных ограждений (линии охраны) жилых зон и производственных объектов
2.3 Побеги в пути следования или с производственных и иных объектов
2.4 Побеги, совершаемые осужденными, содержащимися в колониях-поселениях, а также пользующимися правом передвижения без конвоя
2.5 Условия, способствующие совершению побегов
ГЛАВА 3. Организация работы по профилактике побегов из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур охранаce Word.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в отдельных случаях осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, могут доставляться в гражданские  лечебные учреждения. Такие факты возможны, когда осужденному необходима срочная квалифицированная медицинская помощь, а в условиях исправительного учреждения она невозможна, и недоставка больного (потерпевшего) в лечебное учреждение уголовно-исполнительной системы или органов здравоохранения может повлечь его смерть. В больницу осужденные доставляются машиной скорой медицинской помощи либо специальным транспортным средством в сопровождении конвоя. В лечебном учреждении органов здравоохранения непосредственно у места нахождения осужденного обеспечивается охрана для исключения возможности его контактов с иными лицами, кроме лечащего медперсонала, а также совершения побега.

 

 

 

 

 

2.4 Побеги, совершаемые осужденными, содержащимися в колониях-поселениях, а также пользующимися правом передвижения без конвоя

 

Побеги  из-под надзора совершаются, как  правило, осужденными колоний –  поселений и пользующимися правом передвижения без конвоя, в результате умышленного нарушения границ колонии  – поселения (маршрута передвижения) и невозвращения в ИУ осужденного  поселенца, либо пользующегося правом передвижения без конвоя с целью  уклонения от отбывания наказания.

В колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны (но под надзором), ввиду чего в период времени от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения по всей территории колонии, также могут  носить одежду гражданского образца  и пользоваться без ограничения  наличными деньгами. В некоторых  колониях-поселениях ограждения как  такового не существует, или существует формально. Колонии-поселения слабо  обеспечены техническими средствами видеонаблюдения, связи, транспортными средствами для  надзора за отдаленными объектами. Трудовая занятость осужденных колонии-поселения  оставляет желать лучшего. Слаживающаяся  обстановка в колониях-поселениях (участках колоний-поселений) благоприятствует совершению осужденными побегов.

На основании  ст. 96 УИК РФ положительно характеризующимся осужденным может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы. Совершение побега для этой категории лиц не представляет большой сложности. Осужденные, вынашивающие намерение совершить побег, входят в доверие к персоналу учреждения, показывают безупречное поведение. Получив возможность работать за пределами учреждения, эти лица своим поведением стремятся добиться ослабления контроля за ними. Они изучают приемлемые для совершения побега варианты, приобретают одежду гражданского образца, документы, деньги, а также могут устанавливать связи с местными гражданами, преступными элементами и иными лицами, находящимися вне исправительного учреждения, которые могут оказать содействие в осуществлении побега (обеспечение одеждой, деньгами, документами, автотранспортными средствами).

 

2.5 Условия, способствующие совершению побегов

 

Условия, способствующие совершению побегов, могут  быть как объективными (например, снегопад, туман), то есть не зависящими от сотрудников  ИУ, так и субъективными, являющимися  результатом тех или иных упущений в деятельности администрации этих учреждений, а организации охраны и конвоирования осужденных.

Наиболее  характерными субъективными условиями  являются:

а) неудовлетворительное состояние  инженерно-технических средств охраны;

  • несвоевременный и некачественный ремонт основных ограждений объектов;
  • наличие промоин под ограждением, некачественное выполнение работ по закрытию подземных коммуникаций, выходящих за территорию учреждения УИС, отсутствие в местах их прокладки средств блокировки;
  • несвоевременная расчистка запретных зон от растительности;
  • некачественное взрыхление и боронование контрольно-следовых полос (КСП);
  • некачественная расчистка КСП от остатков корней, щепок, комьев земли и других предметов, которые могут способствовать переходу осужденных через КСП без оставления следов;
  • некачественный монтаж и неисправность средств предупредительной сигнализации, в результате чего последние не срабатывают в момент преодоления осужденными ограждений;
  • некачественное оборудование ограждений зон вспомогательными противотаранными препятствиями и т.д.;

б) нарушение установленных правил охраны и конвоирования осужденных:

  • вывод осужденных на не огражденные производственные объекты:
  • организация охраны осужденных без учета рельефа местности и видимости;
  • нарушение сроков выставления и съема часовых с постов, а также непринятие своевременных мер к усилению охраны осужденных в случае ухудшения видимости;
  • небдительное несение службы часовыми;
  • поверхностный осмотр и некачественная проверка на КПП транспортных средств и документов у лиц, выходящих за территорию ИУ;
  • конвоирование осужденных на автомашинах, не оборудованных должным образом или малочисленным конвоем;
  • превышение личным ставом охраны своих прав, выражается в разрешении осужденным отлучаться в населенные пункты, для сбора грибов, орехов, ягод и т.д.;

в) слабый надзор за осужденными и  неудовлетворительная организация  обысков;

  • организация службы инспекторского состава без учета оперативной обстановки, сложившейся на объекте, места работы и проживания осужденных, вынашивающих преступные намерения, а также мест, уязвимых в побеговом отношении и т.д.;
  • обходы младшими инспекторами отделов безопасности ИУ территорий и периметров ограждений жилых и производственных объектов по одним и тем же маршрутам и в одно и то же время, в результате чего осужденные, изучив этот порядок, приспосабливаются к нему и осуществляют приготовления к побегу в наиболее благоприятное для них время;
  • небдительное несение службы младшими инспекторами отделов безопасности;
  • нерегулярное и некачественное проведение обысков осужденных, жилых, коммунально-бытовых, подсобных и производственных помещений, а также территорий жилых и производственных зон;

г) вывод на отдаленные, недостаточно оборудованные в противопобеговом отношении производственные объекты слабоизученных осужденных;

д) недостатки в подборе и изучении осужденных при решении вопроса о предоставлении права передвижения без конвоя и переводе в колонии-поселения;

е) незнание инспекторским составом, сотрудниками ИУ признаков, свидетельствующих  о подготовке к побегу;

ж) недостатки в оперативно-розыскной  работе.

- в частности, недостатки в  формировании и расстановке подсобного  аппарата в целях предупреждения  побегов.

Практика показывает, что побеги совершаются чаще всего именно в  тех ИУ, где имеют место хотя бы некоторые из перечисленных недостатков  в деятельности администрации.

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация работы по профилактике побегов из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС

 

угоМатериальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы ко всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего к администрации этих учреждений. Цель – неукоснительное соблюдение режимных правил. В теории уголовно-исполнительного права средства обеспечения могут быть общего и специального характера.

Технические средства за поведением осуждённых предупреждают правонарушение уже тем фактом, что они имеются  в наличии и бесперебойно действуют. Вместе с тем некоторые средства, особенно при попытке их несанкционированного преодоления, способны причинить вред здоровью людей, в том числе нанести  физические увечья и травмы. Обо  всём этом осуждённые предупреждаются  во время нахождения в карантинном  отделении, от них берётся письменная расписка о том, что они проинформированы о применении в исправительных учреждениях  аудиовизуальных, электронных и  иных технических средств. Необходимость  предупреждения осуждённых о применении аудиовизуальных средств, например, промышленного телевидения, объясняется ещё и тем, что телевизионные камеры устанавливаются в камерах, спальных помещениях и других жилых помещениях исправительного помещения. Данные меры связаны с вторжением государства в личную жизнь осуждённых и об этом они должны быть заранее предупреждены.

Имеются всякие современные технические  разработки, позволяющие обеспечить неприкосновенность периметра учреждения. Их выбор и внедрение в повседневную деятельность зависит от: а) результатов их испытания, исключающих излишнее, невызываемое опасностью правонарушения причинения вреда жизни и здоровью осуждённых и иных лиц; б) выделения материальных средств для оснащения исправительных учреждений промышленными новинками в сфере надзора за поведением осуждённых и обеспечением безопасности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

В зависимости от характера назначения подразделяются на средства: наблюдения; поиска и обнаружения; оповещении (сигнализации); связи; активного (пассивного) противодействия  противоправным деяниям.

Перечень таких средств определяется Правительством РФ, поскольку данное решение связано с выделением финансовых средств на их приобретение и оснащение исправительных учреждений. Порядок использования технических  средств определяется нормативно-правовыми  актами Министерства юстиции РФ, техническими регламентами, инструкциями, стандартами, прилагаемыми к тому или иному  техническому устройству.

Оперативно-розыскная деятельность (ст.84 УИК)

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной  деятельности» определяет её как  вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подразделениями  государственных органов, посредством  проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.12

Цели оперативно-розыскной деятельности:

1. Обеспечение личной безопасности  субъектов и участников уголовно-исполнительных  правоотношений;

2. Выявление, предупреждение и  раскрытие преступлений, в том  числе совершённых осуждёнными  и персоналом как до поступления  в исправительное учреждение, так  и после прибытия в него;

3. Розыск бежавших, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Указанными целями направленность оперативно-розыскной деятельности не исчерпывается. Нередко направлена оперативно-розыскная деятельность на выявление, предупреждение и раскрытие  преступлений, готовящихся и совершаемых  вне исправительных учреждений, но посягающих на их безопасность и нормальное функционирование.

Оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых решаются её задачи (ч.1 ст.84 УИК), - это опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление деятельности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение и эксперимент; контролируемая поставка.

Для проведения отдельных мероприятий, таких как, контроль почтовых отправлений, прослушивание переговоров, существенным образом затрагивающих права  граждан, необходимо разрешение суда. Если же одним из участников переписки  или переговоров является осуждённый, то решение суда необязательно. Оперативно-розыскные  мероприятия могут проводить  и другие уполномоченные на то органы, такие как, органы ФСБ, Службы внешней  разведки, Федеральной службы наркоконтроля, МВД, ФСО, налоговой службы, пограничной охраны и т.д. 13

Для проведения оперативно-розыскной  деятельности в каждом исправительном учреждении созданы соответствующие  подразделения.

Режим особых условий в исправительных учреждениях (ст.85 УИК) Представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым УИК, на строго ограниченное законом время порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Можно выделить 2 группы оснований  введения режима особых условий:

  1. Внешние - чрезвычайное, военное или особое положение.
  2. Внутренние основания – совершение преступлений с участием большой группы осуждённых.

Массовые беспорядки – активные умышленные деяния большой группы людей, существенно нарушающие общественную безопасность. Особенностями этого  преступления являются насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооружённого сопротивления представителям власти (ст.212 УК).14 Массовые беспорядки, как правило, парализуют нормальное функционирование органов власти и управления.

Массовые беспорядки в местах лишения  свободы создают угрозу не только общественной безопасности, установленному законом порядку исполнения и  отбывания наказания, но и жизни, здоровью осуждённых и персонала  исправительных учреждений.

Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков проявляются главным образом в неактивных способах выражения своего недовольства или протеста: отказа от работы, приёма пищи, соблюдения внутреннего распорядка; и в меньшем количестве.

Режим особых условий, объявляемый  по данным причинам, является крайней  мерой. Срок действия режима =30 суток. Функциональные обязанности сотрудников определяются специально разработанным планом действий при чрезвычайных обстоятельствах.

В законодательстве определены основания применения физической силы к осуждённым, в том числе боевых приёмов самбо. Она допускается для задержания осуждённых, пресечения не только преступлений, но и дисциплинарных правонарушений, совершаемых осуждёнными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Информация о работе Побег как общественно-опасное деяние. Организация работы по профилактике побегов из исправительных учреждений и следственных изоляторов