Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:27, лекция
Понятие предпринимателя как правовой категории. Правовые формы осуществления предпринимательской деятельности.
Правовой статус индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности.
Правовой статус коммерческой организации как субъекта предпринимательской деятельности.
Создание, реорганизация и ликвидация коммерческой организации.
Особенности правового положения хозяйственных товариществ, обществ, партнерства, производственных кооперативов и унитарных предприятий.
Орган юридического лица в зависимости от способности к формированию и выражению воли юридического лица может быть квалифицирован на два вида:
- орган юридического лица, способный только формировать волю юридического лица. Например, к такому органу можно отнести общее собрание акционеров, собственника имущества унитарного предприятия и т.д.;
- орган юридического лица, способный как к формированию, так и к выражению воли юридического лица. Такой орган юридического лица именуется «исполнительным органам юридического лица», так как именно названный орган призван исполнять волю юридического лица во взаимоотношениях с иными физическими и юридическими лицами. К исполнительному органу, например, относятся генеральный директор, директор и т.д..
Различие между указанными органами проявляется в том, что органы, осуществляющие только формирование воли юридического лица, не имеют права действовать от имени юридического лица во взаимоотношениях с другими субъектами права. Сформированная названными органами воля юридического лица выражается вовне исполнительным органом юридического лица, который действует от имени соответствующего юридического лица без доверенности. Так, например, согласно норме п. 1 ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Из содержания приведенной нормы следует, что орган юридического лица, уполномоченный в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, может принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, т.е. сформировать волю. Однако указанный орган не вправе совершить действия по подаче указанного заявления в суд, т.е. выразить сформированную им волю юридического лица. Согласно приведенной статье выражение указанной воли юридического лица вовне осуществляет руководитель должника, т.е. исполнительный орган юридического лица.
В коммерческой организации орган, осуществляющий только формирование воли юридического лица, как правило, формируется либо лицами, являющимися собственниками капитала и принявшими решение осуществлять предпринимательскую деятельность в коллективной форме (например, общее собрание акционеров), либо представителями указанных лиц (например, совет директоров акционерного общества). Исполнительный же орган коммерческой организации, как правило, представлен профессиональными управленцами. Между тем, следует отметить, что закон не запрещает лицам, являющимися членами органов, осуществляющих только формирование воли юридического лица, быть руководителями исполнительного органа юридического лица.
Коммерческая организация может участвовать в правоотношениях также через свои обособленные структурные подразделения, которые именуются представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ).
Представительства и филиалы являются такими обособленными подразделения коммерческой организации, которые расположены вне места его нахождения. Однако, несмотря на то, что место нахождения представительства (филиала) и коммерческой организации не совпадают, представительства и филиалы не являются юридическими лицами, т.е. самостоятельными субъектами права. Названные обособленные подразделения коммерческой организации в правоотношениях действуют от имени соответствующей коммерческой организации.
Под представительством понимают обособленное подразделение коммерческой организации, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение коммерческой организации осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в учредительных документах создавшей их коммерческой организации.
Любое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ).
4. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческой организации.
Создание коммерческой организации. Коммерческие организации создаются путем их учреждения. Процесс учреждения коммерческих организаций регулируется нормами ГК РФ, федеральных законов о соответствующих организационно-правовых формах коммерческих организаций, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ7 (далее – Закон о регистрации).
Процесс учреждения коммерческой организации можно условно разделить на три стадии:
1) Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации.
2) Государственная регистрация коммерческой организации.
3) Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права его кредиторов.
1. Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации. Согласно ст. 12 ФЗ Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- документ об уплате государственной пошлины.
Из перечисленных документов решение о создании юридического лица и учредительные документы являются документами, которые необходимо разработать учредителями для регистрации коммерческой организации.
Принятие решения о создании коммерческой организации происходит на собрании лиц, учреждающих общество. Решение о создание коммерческой организации должно быть принято единогласно. Оно может оформляться в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На собрании лиц, учреждающих общество, должен быть принят учредительный документом коммерческой организации. Перечень учредительных документов коммерческой организации устанавливается нормами ГК РФ и федеральных законов о соответствующих организационно-правовых формах коммерческих организаций.
2. Государственная регистрация коммерческой организации. Согласно ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрирующим органон в РФ является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 5068). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. С указанного момента коммерческая организация считается созданной.
3. Формирование
минимального обособленного
Необходимость формирования минимального обособленного имущества обусловлена потребностью в защите имущественных прав кредиторов коммерческой организации. Обеспечительная функция проявляется в том, что размер чистых активов коммерческой организации, который определяется разницей между активом и пассивом организации, не может быть меньше размера минимального обособленного имущества. В противном случае, коммерческая организация должна уменьшить размер своего минимального обособленного имущества, а если размер чистых активов будет меньше минимального размера, установленного законом или учредительными документами, то коммерческая организация обязана ликвидироваться.
Между тем следует отметить, что имущество коммерческой организации не исчерпывается минимальным обособленным имуществом, гарантирующим права его кредиторов. В ходе своей деятельности коммерческие организации вправе приобретать иное имущество, которое может не входить в состав минимального обособленного имущества.
Реорганизация коммерческой организации. Реорганизация коммерческой организации осуществляется в пяти формах:
- Слияния нескольких коммерческих организация в одну.
- Присоединения одной коммерческой организации к другой.
- Разделения коммерческой организации на несколько новых.
- Выделения коммерческой организации на несколько новых.
- Преобразования коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы.
По общему правилу реорганизация коммерческой организации осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Однако указанное правило знает исключения. Так, например, в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, например, согласно ч. 1 ст. 38 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ9 в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций.
В некоторых случаях осуществление реорганизации коммерческой организации в форме слияния, присоединения или преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Так, например, нормы ст. 27 Закона о защите конкуренции устанавливают случаи, когда слияние коммерческих организаций или присоединение одной или нескольких коммерческих организаций может осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Коммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Суть реорганизации, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим возникающим коммерческим организациям по передаточному акту или разделительному балансу. Названный переход прав и обязанностей именуется правопреемством10.
При этом при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, разделительный баланс оформляется при разделении и выделении, а передаточный акт при слиянии, присоединении и преобразовании.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Названные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).
Информация о работе Понятие и правовое положение субъектов коммерческой деятельности.