Правовое регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование ВЭД.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Объект правового регулирования ВЭД …………………….……. 4
  2. Органы правового регулирования ВЭД и их функции ……...…  6
  3. Методы и принципы правового регулирования ВЭД ……….…  9

Заключение  ……………………………………………………………  … 15

Список литературы ……………………………………………………… 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценить  свое нынешнее и возможно будущее  место в мировом сообществе с  учетом собственных интересов и  специфических целей развития. В  этих условиях особое значение приобретает  государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической  политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Понятие внешнеэкономической  деятельности в Федеральном законе от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)".

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение понятия правового регулирования внешнеэкономической деятельности, его объекта, органов правового регулирования ВЭД, их функций, а также методы и принципы правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

  1. Объект правового регулирования ВЭД в РФ

 

Под внешнеэкономической  деятельностью понимается предпринимательская  деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и  капитала (финансовых средств), а также  оказание услуг и выполнение работ  на территории иностранного государств.

Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим  видом хозяйственного договора. В  качестве примера можно назвать  договоры по экспорту или импорту  продукции, договор о строительстве  какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической  деятельности (обмен товарами, оказание  услуг и т.д.) появляются и новые виды, такие как,  передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.

Объектами правового регулирования  внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту  между хозяйствующими субъектами, а  также отношения, связанные с  оказанием слуг и выполнением  работ на территории иностранных  государств.              

Экспортно-импортные отношения  возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при  ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения  капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении  инвестирования или проведении расчётов.

Российская Федерация  представляет собой многоуровневое образование, состоящее из собственно Российской Федерации, и субъектов  Федерации, включая муниципальные образования, входящие в состав Российской Федерации. При этом законодательный приоритет в реализации внешнеторговых отношений принадлежит Российской Федерации. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений определяется 71 статьей Конституции, которая гласит, что "В ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации", а также Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Конституция Российской Федерации, исходя из принципа равенства всех субъектов Федерации при осуществлении внутренней и внешней функции, определяет границы действия как самого субъекта, так и Российской Федерации как единого государства. Это вытекает из того, что государство, осуществляя полномочия в регулировании ВЭД, обладает внутренним суверенитетом, который не может быть делим. Распространяя свой суверенитет на всю территорию страны, государство определило и законодательно закрепило факт совместной реализации своей внешней и внутренней  функции между им самим и субъектами Российской Федерации. Ст. 72 Конституции Российской Федерации говорит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы  правового регулирования ВЭД и их функции

 

Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической  деятельности на высшем государственном  уровне осуществляют органы законодательной  и исполнительной власти: Федеральное  Собрание, Президент, Правительство  Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила  осуществления внешнеэкономической  деятельности, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

Президент Российской Федерации − глава государства осуществляет общее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэкономической) политикой, подписывает международные соглашения. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны. Федеральное собрание, разрабатывает и принимает федеральные законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Через соответствующие комитеты и комиссии парламент осуществляет руководство основными направлениями внешнеэкономической деятельности, контроль за деятельностью исполнительных органов. Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы внешнеэкономической деятельности, а также зарубежный торговый аппарат.

Перспективные вопросы развития ВЭД, ее роль в осуществлении структурной  политики разрабатывает Министерство экономики РФ, являющееся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную экономическую политику. Минэкономики РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г. № 185, в части регулирования ВЭД:

− разрабатывает, с участием заинтересованных министерств и ведомств, предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей;

 − определяет ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;

− подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе по экономическим соглашениям с государствами СНГ, включая объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции; участвует в установленном порядке в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федераций с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями;

− в пределах своей компетенции организует работу российских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами.

Министерство экономики  определяет квоты на экспорт товаров, вывоз которых подлежит количественным ограничениям (с 1 июля 1994 г. квотируется  экспорт лишь тех товаров, вывоз  которых должен быть ограничен в  соответствии с международными обязательствами  России).

Постановлением Правительства  РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная  регистрационная палата (ГРП). Она  наделена функциями регистрации  предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра  предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных  компаний, выполнявшимися ранее Российским агентством международного сотрудничества и развития (РАМСИР). На ГРП возложены также ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и регистрация российских инвестиций за рубежом.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России ведает всем таможенным делом в стране, обеспечивает таможенное оформление и контроль всех внешнеторговых грузов, пересекающих границу РФ. Федеральная таможенная служба осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, агента валютного контроля, по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и принципы правового регулирования ВЭД

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности осуществляется разными методами, определенными  законодательством. Эти методы можно  классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы. Тарифное регулирование проводится через  установление импортного и экспортного  таможенных тарифов.

Методами нетарифного  регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной  монополии на экспорт и (или) импорт товаров отдельных видов; введение защитных мер в отношении импорта  товаров; установление запретов и ограничений  экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических  и иных стандартов в отношении  ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.

Исходя из перечня мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных  хозяйствующих субъектов. Поэтому  меры государственного регулирования  классифицируются на стимулирующие и защитные. Рассмотрим основные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности более подробно.

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод  государственного регулирования экспортно-импортных операций.

По общему правилу, экспорт  из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Такие  ограничения могут вводиться  Правительством РФ в исключительных случаях в целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств, защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

Количественные ограничения  экспорта и импорта осуществляются через квотирование. Постановление  Правительства РФ о введении количественных ограничений должно быть принято  и официально опубликовано не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Помимо этого, в силу ст. 37 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности могут вводиться исходя из национальных интересов федеральными законами и международными договорами РФ. Федеральные законы об ограничениях экспорта и (или) импорта товаров, принимаемые в таких случаях, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.

Режим квотирования и лицензирования, действующий на территории РФ, был  определен Постановлением Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории РФ», Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 «О мерах по совершенствованию  государственного регулирования экспорта товаров и услуг» и другими  актами.

Установление квот экспорта товаров осуществляет Минэкономразвития  РФ. Распределение квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже  квот при введении количественных ограничений  и лицензирования экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) в РФ». Данным актом утверждено Положение о  порядке проведения конкурсов и  аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений.

Информация о работе Правовое регулирование ВЭД