Правовой режим свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д

Содержание работы

Введение 3
Правовой режим свободных экономических зон 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Составить проект договора страхования 23
Задача 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Правовой  режим свободных экономических  зон 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Составить проект договора страхования 23

Задача 24

Список использованных источников 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время особенно актуальными являются вопросы о  создании, функционировании и развитии свободных экономических зон, так  как свободные экономические  зоны являются одной из наиболее эффективных  форм внешнеэкономического сотрудничества.

В научных публикациях  и отчетах международных организаций  для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны".

Однако этот термин не в  полной мере отражает сущность этого  явления. Так, во многих из них применяемые  экономические правила, рычаги, специальные  административные законы отнюдь не освобождают  от определенного правового и  хозяйственного режима, а лишь облегчают  его, предоставляют льготы, стимулирующие  предпринимательство. Фактически государство  лишь сокращает масштабы своего вмешательства  в экономические процессы.

В условиях перехода к рыночным отношениям увеличение открытости экономики  Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут  сыграть свободные экономические  зоны.

Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так  как для достижения ожидаемых  результатов от деятельности СЭЗ  необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать  развитую банковскую систему, способную  быстро и качественно обслуживать  резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

Свободные экономические  зоны являются одним из рычагов привлечения  внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных  регионов, создания новых рабочих  мест; капиталовложения в свободных  экономических зонах на территории Республики Беларусь позволяют создать  инфраструктуру, необходимую для  увеличения белорусского экспорта, а  также собственную производственную базу для стабильного снабжения  нашей страны различными товарами и  т.д. При проработке вопросов свободных  экономических зон очень важным является вопрос, какие же разновидности  свободных экономических зон  следует организовывать.

Следует, однако, отметить, что  в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон  применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в Республике Беларусь они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач.

 

 

 

 

 

Правовой режим свободных экономических зон

 

Свободную экономическую  зону (СЭЗ) можно определить как составную  часть хозяйственного комплекса  страны, обеспечивающую распределение  и производство общественного продукта, включая иностранный продукт  для достижения при этом определенной конкретной цели в социально-экономическом  развитии страны. Свободная экономическая  зона всегда решает одну или несколько  социально-экономических задач, специально поставленных перед ней и выделяющих эту составную часть из общего ряда хозяйствующих субъектов и  хозяйственной практики. Чаще всего  в качестве таких целей определяется интегрирование в мировое хозяйство через СЭЗ.

СЭЗ - это всегда часть  национальной территории, и всегда ее экономический потенциал (как  бы он не выглядел - будь то промышленные предприятия или торговый прилавок и т.д.) ориентирован на решение специфической  задачи (или комплекса задач), выводящей  эту часть территории страны из общего ряда, но решающей проблему оптимального размещения производительных сил в  стране в целом и интеграции ее в мировое хозяйство.

Для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические  отношения производства и распределения  необходимого и прибавочного продукта, произведенного на его территории. Эти отношения могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране.

Создание свободных экономических  зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах общества дискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах  и целях, местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в  жизни страны. Поддержка со стороны  прогрессивных политических и общественных организаций, правительства, отдельных  политических деятелей и деловых  кругов играет важную роль и может  сделать концепцию свободных  экономических зон в стране и  приемлемой, и работоспособной.

Не менее важно решение  вопроса об участниках свободных  зон - зарубежных и национальных инвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой  формы хозяйствования в экономической  системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.

Работа создателей зон  осложняется ещё и тем, что  они сами пока не отдают себе отчета в том, что стимулы и побудительные  мотивы могут по-разному пониматься иностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой "стимул" является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой для иностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах. Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретной зоне, более чем исключительными и технически современными (например, система управления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены более критически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимо принимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.

Расхождение в оценках  привлекательности свободных экономических  зон не исключает возможности "консенсуса" с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора  участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а  возможность получения прямого  выхода на внутренний рынок. Не менее  важно для них объем и возможность  использования средств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесь заключается в  необходимости перевода прибыли  за рубеж, включая дивиденды по находящимся  в обороте акциям. Без решения  этого вопроса многие фирмы будут  воздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономические  зоны.

Прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяя большое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитывать следующие моменты.

Во-первых, многие местные  ресурсы, которые могли бы закупаться иностранными фирмами, уже являются дефицитными в стране. А рост спроса в результате выступления на рынке иностранных фирм, работающих в зоне, может только осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей перспективе, то иностранные фирмы, руководствуясь своими собственными интересами, могут преодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы по более высоким ценам. Но это может ускорить развитие инфляционных процессов и обострить проблему дефицита ресурсов для других фирм, работающих в стране. В долгосрочном плане дополнительный спрос со стороны фирм, работающих в зоне, заставит местных поставщиков увеличить производственные мощности для удовлетворения этого нового спроса. Но такой процесс занимает несколько лет.

Во-вторых, качество и технологический  уровень местных ресурсов может  не соответствовать стандартам, предъявляемым  к этим ресурсам иностранными фирмами, работающими в зоне. Это проблема, с которой иностранные фирмы  сталкиваются во всех случаях, когда  используют местные ресурсы. Со временем местные поставщики постепенно повышают технологический уровень своего производства. Однако это технологическое  совершенствование не проходит автоматически. Если разрыв в уровнях технологии достаточно велик, иностранные фирмы  могут принять решение о прекращении  связей с местными поставщиками и  продолжать свою деятельность в зоне, опираясь на своих традиционных поставщиков. Из этого следует, что необходима система методов, стимулов и организационных  форм установления экономических и  технологических связей между иностранными фирмами свободных зон и местными предприятиями, работающими за её пределами.

В-третьих, необходимость  учета величины и уровня затрат, требуемых для установления прямых связей между иностранными фирмами, работающими в зоне, и местными предприятиями. Ошибочно предполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будут снабжать иностранные фирмы  товарами и услугами, соответствующими техническим стандартам покупателя и имеющимся в достаточном  количестве. Такая ситуация скорее исключение, чем правило. А это  означает, что солидные инвестиции должны быть вложены в расширение производственных мощностей и повышение  технологического уровня местных предприятий, находящихся за пределами зоны, а  также в обеспечение производственных связей между этими предприятиями  и фирмами, действующими в зоне. Такие  инвестиции принесут пользу всей экономике (при условии, что фирмы, получившие новое развитие таким путем, будут  поставлять товары и услуги и на местный рынок). Решение проблемы требует финансовых затрат, которые  ранее, возможно, не предусматривались, а это увеличивает объем инвестиций на создание свободных экономических зон.

Наличие перечисленных проблем - дефицит сырьевых ресурсов и финансирования, низкий технический уровень местных  предприятий, низкое качество местных  товаров и услуг - обусловливает  сложность решения вопроса установления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местными предприятиями, действующими за пределами  зоны. Из этого следует, что на первых этапах доступ к местным рынкам сырья  не является сильным мотивом для  потенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь  доступ к местным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для  них весомым аргументом.

Развитие снабжения иностранных  фирм в СЭЗ местными ресурсами  относится к категории досрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бы небольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвовать в разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним из основных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зон является уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительством страны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ. Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, что относительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт и другие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.

Поскольку все страны, которые  хотят иметь или имеют свободные  экономические зоны, предоставляют  практически одинаковые льготы, то страна, которая желает использовать эти льготы в качестве основного  стимула для привлечения иностранных  инвестиций, должна будет предоставить более существенные льготы по сравнению  с другими странами. Это будет  настолько обременительно для страны в финансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую  и финансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которые предоставляются  в зонах, можно подразделить на две  группы.

1. Общие льготы (обычно  предоставляются всеми странами):

беспошлинный импорт товаров  и услуг;

освобождение от уплаты налогов  на период до 15 лет;

косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы  обустроенной территории.

Специальные льготы (предоставляются  конкретной страной):

Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)

Специальные субсидии для  возмещения фирмам расходов за пределами  страны;

Информация о работе Правовой режим свободных экономических зон