Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:20, лекция
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:
– граждане РБ и Российской Федерации;
– негосударственные юридические лица (доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет менее 50%);
– юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
– иностранные инвесторы;
– лица без гражданства.
Органами приватизации являются:
– Департамент по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики, который представляет интересы государства при приватизации республиканской собственности;
– местные исполнительные и распорядительные органы, которые представляют интересы государства при приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности.
11. Общие положения об инвестициях и инвестиционной деятельности
Регулируются Инвестиционным кодексом от 22.06.2001 г.
Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, интеллектуальные ценности, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, и имущественные права, вкладываемые в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли (дохода) и достижения социального эффекта.
Инвестиционная деятельность – совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала с целью достижения социального эффекта на основе привлечения и вложения всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты различных отраслей экономики и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
По содержанию инвестиционная деятельность может быть разделена на:
– прямую (вложения в производство, работы, услуги, строительство);
– ссудную (в форме займа, кредита);
– портфельную (в форме приобретения ценных бумаг).
Субъектами инвестиционной деятельности
являются: юридические и физические лица,
государство в лице уполномоченных органов
и его административно-
Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.
Инвестиционная деятельность осуществляется в следующих формах:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.
Правовой формой инвестиционной деятельности является договор (контракт).
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов.
Государственное регулирование предусматривает:
1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет бюджета; предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности, возвратности; предоставления гарантий Правительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий.
2. Создание благоприятных
Иностранные инвестиции – вложенные иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущество и интеллектуальную собственность субъектам хозяйствования Республики Беларусь с целью получения прибыли и достижения социального эффекта.
Субъекты иностранных инвестиций: иностранные государства и их административно-
Иностранные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность в любых формах, предусмотренных Инвестиционным кодексом (создание юридического лица; приобретение имущества и имущественных прав).
Иностранные инвесторы вправе создавать юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также филиалы и представительства.
Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 дол. США, и которые преследуют целью извлечение прибыли, признаются коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Такие юридические лица могут быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для коммерческих организаций. Именно такие юридические лица приобретают льготы и регистрируются в особом порядке. Иные организации льгот не приобретают.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями бывают: «коммерческие иностранные организации» и «коммерческие совместные организации» (СО – юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физического или юридического лица Республики Беларусь; ИО – юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100%).
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется облисполкомами. Заявление рассматривается в течение 15 дней.
Уставный фонд ОАО должен быть сформирован на 100% до государственной регистрации. Если организация с иностранными инвестициями создается в иной организационно-правовой форме, то уставный фонд должен быть сформирован на 50% в течение первого года деятельности и в полном объеме до истечения 2 лет со дня регистрации.
12. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ
Регулируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. (в редакции от 18.12.2002 г.); постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» от 22.05.2002 г., № 650; Декретом Президента «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» от 28.07.1999 г., № 30.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Субъектами аудита являются аудиторы, аудиторские организации и заказчики.
Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора-индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.
Лицензия на осуществление такой деятельности выдается Министерством финансов Республики Беларусь.
Виды аудиторских услуг. Аудиторские организации, аудиторы проводят аудит:
– достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
– целевого использования кредитов и инвестиций;
– финансового состояния инвестора;
– финансового состояния эмитента ценных бумаг;
– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации.
Аудиторские организации, аудиторы-индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по: составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; оценке предприятий как имущественных комплексов; документальному подтверждению факта формирования уставного фонда; постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и имуществе; анализу финансовой и хозяйственной деятельности; консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Виды аудита бывают следующие:
Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.
Внешний аудит – независимая форма аудита. Внешний аудит – проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.
Внутренний аудит – ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования.
Обязательный аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Так, обязательно ежегодной проверке подлежат: коммерческие организации с иностранными инвестициями, банки Республики Беларусь; ООО и ОДО, доход которых за год превышает 600 000 евро.
Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, инициативная – по решению субъектов хозяйствования или собственника.
13. Понятие, правовой
режим и порядок
Регулируется Законом РБ «О свободных экономических зонах» от 07.12.1998 г., Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории РБ».
СЭЗ – это часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в СЭЗ – совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.
На данный момент в соответствии с Указом №262 все льготы распространяются только на резидентов СЭЗ:
А) реализующих товары другим резидентам СЭЗ;
Б) осуществляющих экспорт продукции собственного производства;
В) реализующих на территории РБ продукции собственного производства, если она относится в импортозамещающей по перечню, установленному Совмином.
Специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях: создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь; внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ). На данный момент действует шесть СЭЗ.
Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. Предложения о создании СЭЗ с приложением документов, а также заключение Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности создания СЭЗ вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь в форме указа.
В СЭЗ запрещены следующие виды деятельности:
– хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
– производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
– производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, нар-котических и иных сильнодействующих материалов;
– производство, переработка, хранение, продажа растений, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;