Правовой статус юридического лица: понятие, признаки, наименование, местонахождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:20, лекция

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).

Файлы: 1 файл

Материалы для подготовки к ГОС Хозяйственное право 2010.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:

– граждане РБ и Российской Федерации;

– негосударственные юридические лица (доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет менее 50%); 

– юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

– иностранные инвесторы;

– лица без гражданства.

Органами приватизации являются:

– Департамент по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики, который представляет интересы государства при приватизации республиканской собственности;

– местные исполнительные и распорядительные органы, которые представляют интересы государства при приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности. 

 

 

11. Общие положения  об инвестициях и инвестиционной деятельности

Регулируются Инвестиционным кодексом от 22.06.2001 г.

Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, интеллектуальные ценности, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, и имущественные права, вкладываемые в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли (дохода) и достижения социального эффекта.

Инвестиционная деятельность – совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала с целью достижения социального эффекта на основе привлечения и вложения всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты различных отраслей экономики и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.

По содержанию инвестиционная деятельность может быть разделена на:

– прямую (вложения в производство, работы, услуги, строительство);

– ссудную (в форме займа, кредита);

– портфельную (в форме приобретения ценных бумаг).

Субъектами инвестиционной деятельности являются: юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы. Инвесторы рассматриваются как национальные и иностранные.

Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

Инвестиционная деятельность осуществляется в следующих формах:

1) создание юридического лица;

2) приобретение имущества или  имущественных прав, а именно: доли  в уставном фонде юридического  лица; недвижимости; ценных бумаг; прав  на объекты интеллектуальной  собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

Правовой формой инвестиционной деятельности является договор (контракт).

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов.

Государственное регулирование предусматривает:

1. Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности  путем: принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет бюджета; предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности, возвратности; предоставления гарантий Правительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий.

2. Создание благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности путем: оказания инвесторам  инвестиционной поддержки; защиты  прав инвесторов; создания СЭЗ; принятия  антимонопольных мер; содействия развитию рынка ценных бумаг и др.

Иностранные инвестиции – вложенные иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущество и интеллектуальную собственность субъектам хозяйствования Республики Беларусь с целью получения прибыли и достижения социального эффекта.

Субъекты иностранных инвестиций: иностранные государства и их административно-территориальные единицы; международные организации; иностранные юридические и физические лица; граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное место жительства за границей.

Иностранные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность в любых формах, предусмотренных Инвестиционным кодексом (создание юридического лица; приобретение имущества и имущественных прав).

Иностранные инвесторы вправе создавать юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также филиалы и представительства.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 дол. США, и которые преследуют целью извлечение прибыли, признаются коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Такие юридические лица могут быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для коммерческих организаций. Именно такие юридические лица приобретают льготы и регистрируются в особом порядке. Иные организации льгот не приобретают.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями бывают: «коммерческие иностранные организации» и «коммерческие совместные организации» (СО – юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физического или юридического лица Республики Беларусь; ИО – юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100%).

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется облисполкомами. Заявление рассматривается в течение 15 дней.

Уставный фонд ОАО должен быть сформирован на 100% до государственной регистрации. Если организация с иностранными инвестициями создается в иной организационно-правовой форме, то уставный фонд должен быть сформирован на 50% в течение первого года деятельности и в полном объеме до истечения 2 лет со дня регистрации.

 

12. Правовое регулирование  аудиторской  деятельности в РБ

Регулируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. (в редакции от 18.12.2002 г.); постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» от 22.05.2002 г., № 650; Декретом Президента «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» от 28.07.1999 г., № 30.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Субъектами аудита являются аудиторы, аудиторские организации и заказчики.

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора-индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Лицензия на осуществление такой деятельности выдается Министерством финансов Республики Беларусь.

Виды аудиторских услуг. Аудиторские организации, аудиторы проводят аудит:

– достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

– целевого использования кредитов и инвестиций;

– финансового состояния инвестора;

– финансового состояния эмитента ценных бумаг;

– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации.

Аудиторские организации, аудиторы-индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по: составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; оценке предприятий как имущественных комплексов; документальному подтверждению факта формирования уставного фонда; постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и имуществе; анализу финансовой и хозяйственной деятельности; консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Виды аудита бывают следующие:

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным. 

Внешний аудит – независимая форма аудита. Внешний аудит – проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

Внутренний аудит – ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования.

Обязательный аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Так, обязательно ежегодной проверке подлежат: коммерческие организации с иностранными инвестициями, банки Республики Беларусь; ООО и ОДО, доход которых за год превышает 600 000 евро.

Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, инициативная – по решению субъектов хозяйствования или собственника.

 

13. Понятие, правовой  режим и порядок функционирования  свободных экономических зон на территории Республики Беларусь

Регулируется Законом РБ «О свободных экономических зонах» от 07.12.1998 г., Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории РБ».

СЭЗ – это часть территории РБ с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в СЭЗ – совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.

На данный момент в соответствии с Указом №262 все льготы распространяются только на резидентов СЭЗ:

А) реализующих товары другим резидентам СЭЗ;

Б) осуществляющих экспорт продукции собственного производства;

В) реализующих на территории РБ продукции собственного производства, если она относится в импортозамещающей по перечню, установленному Совмином.

Специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях: создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;  внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ). На данный момент действует шесть СЭЗ.

Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. Предложения о создании СЭЗ с приложением документов, а также заключение Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности создания СЭЗ вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь в форме указа.

В СЭЗ запрещены следующие виды деятельности:

– хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

– производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

– производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, нар-котических и иных сильнодействующих материалов;

– производство, переработка, хранение, продажа растений, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;

Информация о работе Правовой статус юридического лица: понятие, признаки, наименование, местонахождение