Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 23:44, курсовая работа
Цель работы заключается в определении правовой природы, места, роли, значения и возможностей посредничества (примирения) в хозяйственном судопроизводстве, а также разрешении существующих проблем правового регулирования примирительной процедуры, разработке предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- установление правовой природы примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь;
- определение места примирительной процедуры в системе стадий хозяйственного процесса;
Введение…………………………………………………………..…3
1. Правовая природа примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………...……….5
1.1. Сущность, значение и правовая характеристика примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………….5
1.2. Место примирительной процедуры в системе хозяйственного судопроизводства……………………………………………………….……….11
2. Реализация примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………..…16
2.1 Принципы примирительной процедуры и их закрепление в хозяйственном процессуальном законодательстве……………………….…..16
2.2 Содержание и порядок осуществления примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………………………………19
2.3 Результаты примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве…………………………………………………...……..24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………….……………………………………………28
Заключение........................................................................................33
Список используемых источников................................
Период с 2008 года по 2012 год отмечен активным и динамичным применением института посредничества. Так, 29 июля 2008 г. впервые в республике новая процедура урегулирования спора - посредничество - проведена хозяйственным судом Брестской области, а 12 августа 2008 года - Гродненской области (урегулирование спора в порядке посредничества проводилось по 4 спорам по искам прокурора в интересах ОАО, осуществляющего сервисное обслуживание предприятий агропромышленного комплекса к ОАО «Сыродельный завод», общая сумма исковых требований по этим делам превышала 85 млн. рублей). 6 сентября 2008 г. посредничество впервые проведено хозяйственным судом Гомельской области [11, С. 8-9].
Благодаря Закону Республики Беларусь от 10 января 2011 года № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судоустройства», вступившему в законную силу 31 января 2011 года. В ХПК Республики Беларусь были внесены дополнения и изменения, способствующие оптимизации хозяйственного процесса и направленные на расширение возможностей применения процедуры посредничества и приказного производства. В частности, закрепились понятия «примирительная процедура» и «примиритель» вместо понятий «процедура посредничества» и «посредник» [17].
В Республике Беларусь существует постоянно действующий третейский суд, созданный при Белорусской торгово-промышленной палате - Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее - МАС при БелТПП). 17 марта 2011г. был утвержден Регламент процедуры примирения, который вступил в силу с 5 апреля 2011г. В рамках данного арбитражного института восстановлена процедура примирения, существовавшая в деятельности МАС при БелТПП с 1994 (год образования) до 2000 года
Cогласно статье 153 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь примирительная процедура проводится медиаторами в целях урегулирования спора посредством заключения соглашения о примирении и содействия профилактике нарушения договорных обязательств [25].
Задачами примирительной процедуры являются:
1. предоставление сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем взаимного признания интересов и удовлетворения требований;
2. содействие сторонам в
Таким образом, примирительную процедуру в хозяйственном процессе можно определить как согласованную деятельность участников экономического спора и иных лиц в целях окончательного или частичного урегулирования спорного правоотношения, находящегося в производстве суда, посредством достижения взаимоприемлемого соглашения между сторонами. Анализ правовой природы примирительной процедуры позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой судебное посредничество (судебную медиацию). Примирительная процедура по своему императивно-диспозитивному регулированию в полной мере согласуется с частно-публичными началами хозяйственного процессуального законодательства и императивно-диспозитивным методом хозяйственного процессуального права.
Можно отметить, что ограничения частноправового характера посредничества, обусловленные регламентацией в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь действий суда и примирителя, компенсируются обеспечением законности выработанного сторонами соглашения и возможностью его принудительного исполнения. Поэтому нами поддерживается возможность включения посредничества в хозяйственный процесс [2, С. 31].
С целью дальнейшего развития института посредничества рекомендуется субъектам предпринимательской деятельности при заключении контракта по примеру установления органа, компетентно разрешающего возникший по исполнению договора спор (государственный суд или арбитраж), заключать соглашение о выборе медиации (посредничества) в качестве способа разрешения спора [4, С. 50].
1.2. Место примирительной
процедуры в системе
Вопросы примирительных процедур широко обсуждаются теоретиками и практическими работниками. Актуальность вопросов о примирительных процедурах связана и с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З в материальное и процессуальное законодательство [20]. В соответствии с указанным Законом ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь о судебной защите гражданских прав дополнена положением, предусматривающим, что до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором [13].
Таким образом, наряду с судебной и административной защитой прав и законных интересов появилась и новая форма защиты - претензионная (досудебная), направленная на решение спора без вмешательства суда. При этом не только не исключающая обращение в суд, но и выступающая его условием. Стоит согласиться с мнением о том, что абсолютно выгодного способа защиты не существует, каждый из них связан как с определенными преимуществами, так и с трудностями для тяжущегося. Административный порядок защиты права не требует, в отличие от судебной защиты, оплаты государственной пошлины, но решение административного органа менее устойчиво, чем судебное решение [23, С. 27].
Претензионный порядок защиты также не влечет дополнительных затрат, но не всегда его применение дает возможность стороне отстоять свою позицию самостоятельно и устранить нарушение прав. В последнем случае претензионный порядок защиты выступает как досудебный порядок урегулирования спора, который должен предшествовать обращению в суд, а значит, отдаляющий во времени получение судебной защиты.
Досудебный порядок самостоятельного урегулирования спора, возникшего между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, признан обязательным условием передачи дела на рассмотрение хозяйственного суда. Исключением согласно ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь являются лишь дела, по которым в суд обращаются прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы в целях защиты прав и законных интересов других лиц. [25] В Приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь "Претензионный порядок урегулирования спора" предусматривается, что лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию, если иное не установлено законодательными актами или договором. В данном Приложении указаны реквизиты, которые должны содержаться в претензии, установлен месячный срок для ее разрешения, определено, что при рассмотрении претензии стороны при необходимости сверяют расчеты, проводят экспертизу, совершают другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.
Нарушение установленного досудебного порядка способно повлечь неблагоприятные последствия. Согласно ст. 133 ХПК, если дело возникло вследствие нарушения стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов, отказ либо уклонение от проведения переговоров), суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.
Важные изменения произведены в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь относительно примирительных процедур. Прежде всего, следует отметить, что в Кодексе закреплены легальные определения основных понятий, применяемых в примирительной процедуре. Законодатель отказался от ранее используемых терминов "посредничество" и "посредник", заменив их соответственно на "примирительную процедуру" и "примирителя" [14, С. 7].
Под примирительными процедурами в теории понимается процесс (совокупность действий) по достижению взаимоприемлемого, взаимовыгодного результата урегулирования сторонами возникшего спора либо иной правовой неопределенности в правоотношении путем непосредственных переговоров сторон, или с привлечением примирителя (посредника, медиатора) [22, С. 15-16].
Примирительная процедура означает проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.
Целью примирительной процедуры является урегулирование спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств. Задачами примирительной процедуры являются: обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении; содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений [12, С. 368-369].
Примирительная процедура может проводиться на различных стадиях процесса. В связи с чем примиритель может назначаться в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда. При этом апелляционная и кассационная жалобы могут содержать ходатайство о назначении примирителя. При достижении сторонами примирения по всем или отдельным требованиям в процессе рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы суд апелляционной или соответственно кассационной инстанции принимает постановление об утверждении соглашения о примирении, отмене решения нижестоящих инстанций и прекращении производства по делу в части достигнутого соглашения [12, С. 370].
Примирительная процедура может завершаться с результатами, противоположными по содержанию: 1) достижением примирения и заключением соглашения о примирении или 2) недостижением примирения, что следует из заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя. В этом проявляются принципы сотрудничества сторон и добровольности примирительной процедуры [9, С. 79-80].
Таким образом, примирительная процедура представляет собой белорусскую модель судебной медиации по своей правовой природе в связи со следующим: а) общими целями медиации и примирительной процедуры; б) тождеством принципов; в) единой структурированностью процедуры; г) единством правового статуса и функций примирителя и медиатора.
Примирительная процедура состоит из подстадий: а) подготовительной (включая назначение примирителя); б) основной (непосредственно медиация); в) заключительной (завершая утверждением соглашения о примирении).
Развитие посредничества (медиации) в хозяйственном суде обусловлено следующими основными причинами: а) расширением задач хозяйственного судопроизводства; б) необходимостью совершенствования средств и инструментов разрешения споров в области хозяйственной (экономической) деятельности для сохранения надлежащего качества правосудия при постоянно растущей нагрузке на судей.
Примирительная процедура является наиболее эффективным средством реализации таких задач судопроизводства, как содействие хозяйственным судом примирению сторон, становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
2. Реализация
примирительной процедуры в
2.1 Принципы примирительной процедуры и их закрепление в хозяйственном процессуальном законодательстве
В соответствии со статьей 154 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основными принципами примирительной процедуры являются:
1. Добровольность.
Примирительная процедура является добровольной и основывается на взаимном желании сторон урегулировать конфликт. Принуждение к участию в примирительной процедуре не допускается. Любая из сторон, а также медиатор, вправе отказаться от продолжения примирительной процедуры на любой стадии ее проведения. Сторона или медиатор, желающие прекратить примирительную процедуру, обязаны уведомить об этом остальных участвующих в процедуре лиц.
2. Равноправие сторон.
Стороны в примирительной процедуре равны и прилагают все усилия для достижения взаимовыгодного и исполнимого соглашения. Не допустимы какие-либо ограничения сторон, вызванные имущественным, социальным положением, национальной, гендерной принадлежностью и иными обстоятельствами.
3. Сотрудничество сторон.
Принцип сотрудничества сторон подразумевает под собой: переговоры имеют конструктивный характер, нацелены на урегулирование спорных правоотношений, проходят в атмосфере доверия и взаимного уважения с сохранением эмоционально-психологического благополучия сторон
4. Добросовестность сторон.
5. Независимость примирителя.
6. Беспристрастность (нейтральность) примирителя.
Беспристрастность (нейтральность) примирителя - это независимое, благоприятное отношение к каждой из сторон, обеспечение равного участия сторон в процедуре примирения, отсутствие корыстной или иной заинтересованности (прямой или косвенной) в исходе примирительной процедуры, отсутствие личных и деловых отношений с одной из сторон.
7. Конфиденциальность.
Примирительная процедура является конфиденциальной. Это означает, что в процессе ее проведения участвуют только стороны спора (уполномоченные представители сторон) и медиатор. Привлечение в примирительную процедуру иных лиц (переводчиков, специалистов и др.) возможно только по взаимному согласию участвующих сторон.
Информация о работе Примирительная процедура в хозяйственном процессе