Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является продемонстрировать правовой механизм осуществления сертификации в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения указанной цели данной курсовой работы полагаю необходимым решить следующие задачи:
В первую очередь раскрыть суть такого понятия как «Сертификация», далее, выделить виды сертификации по современному законодательству РФ. Затем задача сводится к определению нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок сертификации. После чего на основании подготовленной базы, я намерен перейти к исследованию непосредственно работы механизма правового регулирования в части осуществления сертификации.
Глава 2. Соблюдение законности при реализации товаров, работ и услуг.
2.1. Понятие государственного контроля за качеством товаров, работ и услуг
Государственный контроль и
надзор за соблюдением законодательства
по защите прав потребителей в первую
очередь осуществляется уполномоченным
федеральным органом
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 МАП РФ был упразднен и в настоящий момент полномочия по контролю и надзору в данной сфере закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба).
Компетенция этого органа в сфере защиты прав потребителей устанавливается ст. 40-42 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Указанным постановлением установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В свою очередь под государственным контролем и надзором следует понимать тследующее.
В первую очередь это проверка
соблюдения изготовителями (исполнителями,
продавцами, уполномоченными организациями
или уполномоченными
Помимо того, что Федеральная
служба наделена полномочиями в области
законодательного регулирования "института
защиты прав потребителей", она также
непосредственно принимает
2.2. Государственный надзор в области обеспечения качества товаров, работ и услуг
Государственный надзор в области обеспечения качества товаров, работ и услуг как мы выяснили выше имеет достаточно широкое значение, утверждая о том, что на законодательном уровне для реализации функций надзора в данной области необходимо достаточно большой перечень полномочий.
В свою очередь в Постановлении Правительства РФ от 05.04.2012 N 283 (ред. от 19.06.2012) "О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации" законодатель чётко даёт понять, что сведения об организации и проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного надзора за соответствием товаров требованиям безопасности включают в себя следующие элементы.
а) организация, проведение
и результаты проверок соблюдения изготовителями
(исполнителями, продавцами, уполномоченными
организациями или
б) организация, проведение и результаты проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
в) анализ и оценка применения мер пресечения нарушений обязательных требований, прекращения нарушений прав потребителей, устранения выявленных нарушений обязательных требований, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
г) анализ и прогнозирование
состояния исполнения обязательных
требований при осуществлении
д) анализ результатов статистического наблюдения в области защиты прав потребителей, случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанных с приобретением и использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки, и опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
е) оценка работы по формированию и ведению открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг);
ж) анализ и оценка эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
з) анализ и оценка деятельности общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей, а также организации и эффективности взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с общественными объединениями потребителей;
и) анализ судебной практики в области защиты прав потребителей;
к) анализ деятельности по рассмотрению
обращений и заявлений
л) выводы и предложения по результатам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей5.
Таким образом на основании именно указанных сведений можно говорить об обеспечении качества товаров, услуг и работ.
2.3 Административно-
Помимо того, что Федеральная
служба наделена полномочиями в области
законодательного регулирования "института
защиты прав потребителей", она также
непосредственно принимает
Согласно Положению о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденном приказом МАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42, выдаваемые предписания являются обязательными для исполнения.
Предписание оформляется в течение трех дней после дня окончания разбирательства и одновременно с мотивированным решением вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам), в отношении которого было возбуждено дело.
Предписание должно содержать:
- место и время его вынесения;
- наименование органа, выдавшего предписание;
- указание на статью
закона и (или) иного
- указание конкретных
действий, которые изготовитель (исполнитель,
продавец, уполномоченная организация
или уполномоченный
- указание срока устранения нарушения;
- указание даты представления
информации об исполнении
В предписании указываются последствия, которые могут возникнуть в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания, а также порядок обжалования предписания продавцом (изготовителем, исполнителем).
Предписание выдается на основании акта проверки.
Согласно Положению предписания выдаются территориальными органами при выявлении в ходе проведения проверок следующих нарушений:
- продажи товаров с истекшим сроком годности;
- продажи товаров (выполнения
работ), на которые должны быть
установлены сроки годности
- продажи товаров (выполнения
работ, оказания услуг) при
отсутствии достоверной и
- непредставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы6.
При выявлении указанных нарушений выдаются предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) в соответствии с формами, утвержденными указанным выше.
Предписание о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности выдается в случае установления проверкой факта продажи такого товара, а также наличия такого товара в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.). В этом случае предписание выдается продавцу товара.
Предписание о прекращении
продажи товаров (выполнения работ),
на которые должны быть установлены
сроки годности или сроки службы,
но не установлены, выдается продавцу
(исполнителю) в случае установления
проверкой факта продажи
Предписание о приостановлении
продажи товаров (выполнения работы,
оказания услуг) при отсутствии достоверной
и достаточной информации о товаре
(работе, услуге) выдается в случае установления
проверкой фактов непредставления
достоверной и достаточной
Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) приостанавливается до получения продавцом (изготовителем, исполнителем) разрешения на дальнейшую продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Статья 19.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) определяет, что невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. В свою очередь продавец (изготовитель, исполнитель) вправе обжаловать предписания в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными полностью или частично.
Федеральная служба вправе
направить материалы о
Таким образом, в указанном законе не содержится указания на полномочия других государственных надзорных и контрольных органов и органов государственной власти в сфере лицензирования. Отметим, что в Федеральном законе от 25.09.1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действовавшем до вступления в силу указанного выше закона, перечисленные органы в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны были сообщать лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах, а также осуществлять иные формы взаимодействия с лицензирующими органами (ст. 12 Закона N 158-ФЗ).
Федеральная служба также вправе направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами прав потребителей. В целях усиления взаимодействия между МАП РФ и Генеральной прокуратурой РФ было принято Указание от 24.12.1996 г. N 7/3-1-1433-96, ЛБ/5547 "Об усилении взаимодействия органов прокуратуры и ГКАП России в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства и защиты прав потребителей".