Способы обеспечения обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

С целью защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц при заключении различных сделок российское законодательство предусматривает ряд мер, способствующих исполнению возникающих обязательств. В юридической терминологии эти меры носят название «способы обеспечения обязательств».

Содержание работы

I.Способы обеспечения исполнения обязательств.
1.1.Неустойка.
1.2.Залог.
1.3.Удержание
1.4.Задаток
1.5.Поручительство
1.6.Банковская гарантия

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (итоговая).docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство  помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует  и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

Так, функции государственной  легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную  комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную  регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных  и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции  выполнялись министерствами экономики  и внешнеэкономических связей) и  Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и  контроля в рассматриваемой сфере  выполняют Министерство финансов, Центральный  банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного  контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и  контроля в отношении субъектов  инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам  и сборам, Федеральной службы налоговой  политики и Государственного таможенного  комитета и органов валютного  контроля.

Функции государственного регулирования  инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства, Министерство имущественных  отношений, Федеральная служба по финансовому  оздоровлению и банкротству, а также  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имущества.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционных климат любой  страны, является существенная система  законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также  с иными участниками экономических  отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных  и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:

1). По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:

─ акты Федерального Собрания;

─ акты Президента РФ;

─ акты Банка России;

─ акты Российского фонда  федерального имущества;

─ акты министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти.

2). По форме и юридической силе:

─ законодательные правовые акты (федеральные конституционные  законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

─ акты ратификации международных  соглашений и договоров Российской Федерации;

─ правовые акты органов  системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

3). По характеру правового регулирования – вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

─ административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые  тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных  и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию  на территории Российской Федерации  функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

─ гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной  собственности, соглашения о разделе  продукции), в которых государство  в лице уполномоченных федеральных  органов и инвесторов выступают  преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования  в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные  и подзаконные акты. Они носят  универсальный характер и устанавливают  основные принципы и общие положения  правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации  отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной  деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные  отрасли или подотрасли российского  законодательства. К таким актам  относят:

─ Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере  приватизации, Федеральный закон  «Об акционерных обществах», система  отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

─ указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной  регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»;

─ постановления Правительства  РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся  предметные и рамочные законодательные  и подзаконные акты, специально ориентированные  на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных  и правовых форм, легализованных в  Российской Федерации. К подобным актам  следует отнести, прежде всего, закон  РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» от 25.02.1999г. И Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

─ Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25.02.1999г. Настоящий Федеральный  закон определяет правовые и экономические  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и  имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;

─ Закон РФ «Об иностранных  инвестициях в РФ» от 09.07.1999г. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен  на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось два  подхода к регулированию иностранных  инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестиций нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяется те же нормы и правила, применяемые  к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной  экономикой (страны Африки, Латинской  Америки, Азии) существует специальное  законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных  инвестициях или законы об иностранных  инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных  инвесторов в зарубежных странах  регулируется в основном национальными  законами, постановлениями и административными  процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих актов  в большинстве развитых стран  в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяется законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 году был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 году был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

Субъекты Российской Федерации  вправе принимать законы и иные нормативные  акты, регулирующие иностранные инвестиции.

1 Римское право. Учебник / Под.ред. проф.И.Б.Новицкого и проф. И.С.Перетерского. М..1996.С.335.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1998 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ».

3 См. гл. 23 ГКРФ «Обеспечение исполнения обязательств».

4 А. Глотов, С. Карчевский. «Способы обеспечения кредитных обязательств юридических лиц». Экономика и жизнь №27 за 1996 г.


Информация о работе Способы обеспечения обязательств