Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:17, курсовая работа
Предмет работы работы: мировая экономика
Объект работы: структура мирового хозяйства.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что при таком богатстве природными ресурсами и огромном потенциале этих стран, у них имеется огромное количество экономических проблем, связанных в первую
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория мирового хозяйства……………………………………………. 5
1.1. Понятие и характерные черты мирового хозяйства………………………..5
1.2. Причины развития экономических связей между странами………………9
1.3. Критерии выделения подсистем и групп национальных хозяйств………23
Глава 2. Структура мирового хозяйства…………………………………..……27
2.1.Страны СНГ в мировом хозяйстве. Вступление в ВТО………………......27
2.2.Значение традиций современных международных отношений ………….30
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы………………………………………………………………40
Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри регионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.
Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений
Регионализация является
базой для международной
Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся странах — МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой — СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. гл. 39).
Из определения сути
международной экономической
В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.
Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией -~ 2,6 : 1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше — 2,6 : 1,0).
Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.
Понятие либерализация хозяйственной жизни
Государственное регулирование экономики на протяжении большей части ХХ в. усиливалось. Однако в последние полтора— два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.
Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.
Внешнеэкономическая либерализация в различных регионах мира
В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике в 50—60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешнеторгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял 17% в 1913 г., 32% — в 1931 г. и 16% — в конце 40-х гг., а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9%, ЕС — 6,6% (если же считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе развитых стран он оценивался в 3,9% ).
В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.
Ощутимые ограничения
сохраняются лишь при осуществлении
такой формы международных
В развивающихся странах
и государствах с переходной экономикой
внешнеэкономическая либерализа
Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах — членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале ХХ вв.
Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике
Говоря о тенденции
к внешнеэкономической либерали
1.3. Критерии выделения подсистем и групп национальных хозяйств
Мировое хозяйство, являясь целостной системой, состоит из различных частей, подсистем, групп хозяйств, которые имеют определенную общность и отличия. В своем развитии подсистемы, группы национальных хозяйств преследуют не только общие цели глобальной системы, но и решают свои присущие им задачи. В этом отношении на них воздействуют закономерности двоякого рода — внутренние и внешние.
Для выделения подсистем, групп хозяйств мирового хозяйства применяют целый ряд критериев:
-характер социальной структуры хозяйства;
-уровень экономического развития;
-тип экономического роста.
1. Одним из важнейших
критериев выделения
В настоящее время
в мировом хозяйстве
2. Распространенным критерием
определения подсистемы
Структура промышленного производства состоит из средств производства и предметов потребления. В индустриальных странах важное место занимает производство потребительских товаров длительного пользования, а уровень производства предметов потребления превосходит выпуск средств производства.
По мере повышения уровня экономического развития сокращается расход сырья и энергии и вместо натурального сырья во все большей степени используются материалы промышленного, в основном химического, происхождения.
3. Немаловажным критерием
определения подсистем
-при экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства;
-интенсивный тип
4. Весьма важным признаком
выделения подсистем выступает
На основании прежде всего первого критерия (социально-экономического) в мировом хозяйстве выделяются две основные группы национальных экономик: развитые (капиталистические) страны и развивающиеся (периферийные) страны, включая страны Восточной Европы.
Таким образом, развитые страны имеют высокий уровень капиталистических отношений. У развивающихся стран более низкий уровень капиталистических отношений, многим из них в той или иной степени присущи докапиталистические формы хозяйствования. Фактически из этих двух групп стран единой подсистемой являются развитые страны.
Международные организации не имеют единых подходов к выделению подсистем мирового хозяйства. ООН выделяет три группы стран (индустриальные, развивающиеся и страны с переходной экономикой). При этом статистика ООН включает в развивающиеся страны Южную Корею, Сингапур, Тайвань, которые достигли высокого уровня развития и имеют сходную с западными странами социально-экономическую структуру экономики.
Исследователи Мирового банка основным критерием выделения групп стран считает уровень ВНД на душу населения. В учебнике состав подсистем в основном соответствует классификации МВФ.