Формирование и развитие экологического законодательства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является – рассмотрение закона как основного источника экологического права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятия «источник права»;
- анализ законов как основных источников права

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
Формирование и развитие экологического законодательства России ………… 5
Понятие источников экологического права, их классификация………………. 11
Конституционные основы экологического права………………………………. 15
Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации,
муниципальный…………………………………………………………………… 17
Закон РФ "Об охране окружающей среды" …………………………………….. 21
Задачи …………………………………………………………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список литературы ……………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение …………………………………………………………………………… 3

Формирование и развитие экологического законодательства России ………… 5

Понятие источников экологического права, их классификация………………. 11

Конституционные основы экологического права………………………………. 15

Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации,

муниципальный…………………………………………………………………… 17

Закон РФ "Об охране окружающей среды" …………………………………….. 21

Задачи ……………………………………………………………………………    24

Заключение ……………………………………………………………………….  26

Список литературы ………………………………………………………………  28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права  в качестве самостоятельной отрасли  российского права с точки  зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного  экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

В настоящее время в  Российской Федерации механизм регулирования  охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования.

Подобные законопроекты  активно обсуждаются общественностью  и специалистами, однако до сих пор не прошли трех чтений в Государственной Думе и не вступили в законную силу.

Одним из основных источников права в целом, и экологического права в частности, является закон.

В настоящее время экологические  законодательные акты законодательным  органом РФ практически не принимаются, а, как правило, вносятся изменения и уточнения в уже существующие законы и подзаконные акты.

Целью настоящей работы является – рассмотрение закона как основного  источника экологического права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотрение понятия  «источник права»;

- анализ законов как  основных источников права;

- рассмотрение системы  источников экологического права,  классификацию источников экологического права;

- анализ закона как  источника экологического права,  краткий обзор основных законов в области экологии;

- рассмотрение основного  закона, регламентирующего экологические  отношения, - Закона об охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  и развитие экологического законодательства России

Нормы об охране природы  можно найти уже в первых нормативных  актах российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем этапам: до 1917 г.; в советский период и на современном этапе.

 Первый этап. Как и  в других древних или средневековых  государствах, охрана природных  ресурсов осуществлялась, прежде  всего, через защиту прав собственности,  экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

 Особое отношение к  охране лесных ресурсов проявилось  и по военным соображениям. Уже  с XIV в. был установлен заповедный  характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. («Засека» – преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

 В русском законодательстве  средних веков предусматривался  довольно широкий набор санкций  за нарушение правил, касающихся  природных объектов: штраф, отсечение кисти левой руки. При наказании принимался во внимание факт повторности нарушения. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке.

 Второй этап. Основные  особенности развития правового  регулирования природопользования  и охраны природы в России  в советский период проявились в следующем.

 Вплоть до 1970-х гг. в  развитии законодательства рассматриваемой  сферы господствующим был природоресурсный  подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. Вначале 1920-х гг. был принят ряд законов и декретов Правительства.

 Что касается отношений  собственности на природные ресурсы,  то они находились в исключительной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

 Проблема охраны природы  от загрязнения оценивалась в  этот период в основном как  санитарная, а не экологическая.  Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

 Массив кодификационного  природоресурсного законодательства  сложился в основном в период с 1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Однако в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

 Основное внимание  в природоресурсном законодательстве  уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем фрагментарно, в общем виде.

 Это объясняется отчасти  тем, что в конце 1960-х и  начале 1970-х гг., во время его  разработки и принятия проблема  охраны окружающей среды от  загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

 Вначале 1960-х гг. в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение его положений.

 В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.

 В системе источников  экологического права в этот  период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде  постановлений Правительства СССР  и РСФСР, ведомственных правил  и инструкций. В то время не  законы, а именно правительственные  постановления определяли некоторые  комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

 Забота об охране  природы и лучшем использовании  природных ресурсов была признана  на сессии Верховного Совета  СССР в сентябре 1972 г. как одна  из важнейших государственных  задач. При этом мероприятия  по дальнейшему усилению охраны  природы и улучшению использования  природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Наряду с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

 Усилия по обеспечению  рационального природопользования  и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 1980-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Оно давало ряд существенных директив. Основные из них:

1) консолидация государственного  управления природопользованием  и охраной окружающей среды  путем образования Государственного  комитета СССР по охране природы  (на основе подразделений природоресурсных  министерств и ведомств, которые дублировали друг друга);

2) совершенствование экономического  механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);

3) решение о подготовке  проекта Закона СССР об охране  природы.

 Основным общим недостатком  российского законодательства в  социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды – эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

 Третий этап. Новые  подходы к развитию экологического  права получают реализацию на  современном этапе развития российского  общества. Переход к рыночным  отношениям в экономике, отказ  от идеологических догм в праве,  стремление российского общества  к созданию в перспективе правового  и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

 На современном этапе  экологическое право развивается  с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие источников экологического права, их классификация

Информация о работе Формирование и развитие экологического законодательства России