План
Введение ……………………………………………………………………………
3
Формирование и развитие
экологического законодательства России
………… 5
Понятие источников экологического
права, их классификация………………. 11
Конституционные основы экологического
права………………………………. 15
Уровни правотворчества:
федеральный, субъектов федерации,
муниципальный……………………………………………………………………
17
Закон РФ "Об охране окружающей
среды" …………………………………….. 21
Задачи ……………………………………………………………………………
24
Заключение ……………………………………………………………………….
26
Список литературы ………………………………………………………………
28
Введение
Важной предпосылкой формирования
и становления экологического права
в качестве самостоятельной отрасли
российского права с точки
зрения общей теории права является
наличие обширного и кодифицированного
экологического законодательства, системы
его источников. Она включает многочисленные
нормативные акты, которые регулируют
использование и охрану окружающей природной
среды.
В настоящее время в
Российской Федерации механизм регулирования
охраны окружающей среды реализуется
недостаточно эффективно. Одной из причин
этого является то, что в законодательстве
принципы защиты экологии только декларируются.
Для преодоления указанного пробела депутатами
Государственной Думы ФС РФ, субъектами
РФ, а также экологическими общественными
объединениями, отдельными учеными, специалистами
в сфере экологического права предлагается
принятие ряда законодательных актов,
направленных, в частности, на регулирование
экологического аудита и обязательного
экологического страхования. По идее разработчиков
законопроектов это должны быть специальные
федеральные законы, которые будут иметь
свой отдельный, узкоспециальный предмет
правового регулирования.
Подобные законопроекты
активно обсуждаются общественностью
и специалистами, однако до сих пор
не прошли трех чтений в Государственной
Думе и не вступили в законную силу.
Одним из основных источников
права в целом, и экологического
права в частности, является закон.
В настоящее время экологические
законодательные акты законодательным
органом РФ практически не принимаются,
а, как правило, вносятся изменения и уточнения
в уже существующие законы и подзаконные
акты.
Целью настоящей работы является
– рассмотрение закона как основного
источника экологического права.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятия
«источник права»;
- анализ законов как
основных источников права;
- рассмотрение системы
источников экологического права,
классификацию источников экологического
права;
- анализ закона как
источника экологического права,
краткий обзор основных законов
в области экологии;
- рассмотрение основного
закона, регламентирующего экологические
отношения, - Закона об охране окружающей
среды.
Формирование
и развитие экологического законодательства
России
Нормы об охране природы
можно найти уже в первых нормативных
актах российского государства.
Вопрос об истории развития нормативного
регулирования защиты прав собственности
на природные ресурсы, охраны природы
и природопользования в России целесообразно
рассмотреть применительно к трем этапам:
до 1917 г.; в советский период и на современном
этапе.
Первый этап. Как и
в других древних или средневековых
государствах, охрана природных
ресурсов осуществлялась, прежде
всего, через защиту прав собственности,
экономических, военных и налоговых
интересов государства. Так, в «Русской
правде» (1016 г.) предусматривалась охрана
общинной собственности, объектом которой,
к примеру, был лес, или собственности
князя. В «Русской правде» устанавливался
штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался
штраф за уничтожение или повреждение
борти, т.е. дупла, наполненного сотами
с медом. Статья 69 «Пространной правды»
за покражу бобра предусматривала штраф
в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как
и за убийство холопа. В соответствии с
Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в
чужом пруду или садке, бобров и выдр также
рассматривалась как кража имущества.
Особое отношение к
охране лесных ресурсов проявилось
и по военным соображениям. Уже
с XIV в. был установлен заповедный
характер оборонительных лесных засек,
служивших средством защиты от набегов
татар. («Засека» – преграда из срубленных
и наваленных деревьев.) Законодательством
того времени строго запрещалась вырубка
деревьев в засечной черте. Такие леса
охранялись специальными сторожами.
В русском законодательстве
средних веков предусматривался
довольно широкий набор санкций
за нарушение правил, касающихся
природных объектов: штраф, отсечение
кисти левой руки. При наказании принимался
во внимание факт повторности нарушения.
Широко применялась смертная казнь (за
порубку деревьев в заповедном засечном
лесу, лов мелкой сельди и др.).
Если требования по природопользованию
и охране объектов живой природы
осуществлялись изначально в рамках института
права собственности, то требования по
охране воздуха, воды и общественных мест
от загрязнения получили развитие в законодательстве,
которое позже стало называться санитарным.
Потребность в таких нормах возникла в
России в XVII веке.
Второй этап. Основные
особенности развития правового
регулирования природопользования
и охраны природы в России
в советский период проявились
в следующем.
Вплоть до 1970-х гг. в
развитии законодательства рассматриваемой
сферы господствующим был природоресурсный
подход. Это означает, что регулирование
природопользования и охраны природы
осуществлялось применительно к отдельным
природным ресурсам. Вначале 1920-х гг. был
принят ряд законов и декретов Правительства.
Что касается отношений
собственности на природные ресурсы,
то они находились в исключительной
собственности государства. Декретом
о земле, принятым II Всероссийским съездом
Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была
проведена сплошная национализация земли
вместе с другими природными богатствами.
Частная собственность на землю и другие
природные ресурсы была отменена, они
были изъяты из гражданского оборота.
Проблема охраны природы
от загрязнения оценивалась в
этот период в основном как
санитарная, а не экологическая.
Это означало, что при регулировании
охраны атмосферного воздуха и вод учитывались
преимущественно интересы охраны здоровья
человека, а не всех живых организмов,
страдающих от загрязнения. Соответственно,
отношения по охране вод и атмосферного
воздуха в определенной мере регулировались
санитарным законодательством. Лишь в
70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно
к атмосферному воздуху проблемы охраны
окружающей среды от загрязнения стали
оцениваться и регулироваться как экологические.
Массив кодификационного
природоресурсного законодательства
сложился в основном в период с 1970 по 1982
г. Он включал такие акты, как Земельный
кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР
(1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной
кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране
атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР
об охране и использовании животного мира
(1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии
с Основами земельного, водного, лесного
и горного законодательства Союза ССР
и союзных республик, Законами СССР об
охране атмосферного воздуха и об охране
и использовании животного мира. С принятием
в 1968 г. Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик стали развиваться
как самостоятельные водное, лесное, горное
отрасли права и законодательства, получив
научное и официальное признание в качестве
таковых. Однако в тот период и до сих пор
не получило требуемого развития право
о регулировании использования и охраны
растительного мира вне лесов.
Основное внимание
в природоресурсном законодательстве
уделялось регулированию использования
земель, вод, лесов, других природных ресурсов.
За исключением Закона об охране атмосферного
воздуха, отношения по охране соответствующего
природного объекта от загрязнения и других
вредных воздействий регулировались в
нем фрагментарно, в общем виде.
Это объясняется отчасти
тем, что в конце 1960-х и
начале 1970-х гг., во время его
разработки и принятия проблема
охраны окружающей среды от
загрязнения не была достаточно осознана
высшими органами государства, в том числе
Верховным Советом РСФСР, и к тому же не
имела достаточной научной разработки.
Вначале 1960-х гг. в связи
с повышением интенсивности вовлечения
в хозяйственный оборот богатых природных
ресурсов страны на национальном уровне
была осознана необходимость установления
системы мероприятий, направленных на
охрану, использование и воспроизводство
природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был
принят Закон РСФСР «Об охране природы
в РСФСР». Он содержал статьи по охране
земель, недр, вод, лесов и иной растительности,
животного мира, но заметной роли в регулировании
природопользования и охраны природы
не сыграл, поскольку не предлагал эффективных
природоохранных мер и механизма обеспечения
их выполнения, не предусматривал даже
мер юридической ответственности за нарушение
его положений.
В основном с принятием
в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного
воздуха» в сферу правового регулирования
были включены отношения по охране окружающей
среды от физических и биологических воздействий.
В системе источников
экологического права в этот
период преобладали не законы,
а подзаконные акты в виде
постановлений Правительства СССР
и РСФСР, ведомственных правил
и инструкций. В то время не
законы, а именно правительственные
постановления определяли некоторые
комплексные подходы к регулированию
природопользования и охраны окружающей
среды как единого объекта.
Забота об охране
природы и лучшем использовании
природных ресурсов была признана
на сессии Верховного Совета
СССР в сентябре 1972 г. как одна
из важнейших государственных
задач. При этом мероприятия
по дальнейшему усилению охраны
природы и улучшению использования
природных ресурсов поручалось разработать
Правительству СССР. Впоследствии эти
мероприятия были закреплены не в законах,
а в совместном постановлении ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972
г. «Об усилении охраны природы и улучшении
использования природных ресурсов». Наряду
с требованиями развития экологического
нормирования, мониторинга окружающей
среды, другими мерами, это постановление
предусмотрело необходимость обязательного
планирования мероприятий по охране природы
и природопользованию в системе государственных
планов социального и экономического
развития. План охраны природы, утвержденный
соответствующим представительным органом,
становился юридически обязательным.
Усилия по обеспечению
рационального природопользования
и охраны природы, предпринимаемые
на основе природоресурсного законодательства
и названных правительственных постановлений,
не давали, однако, видимых и ощутимых
результатов. В конце 1980-х гг. ЦК КПСС и
Правительство СССР осознавали, что основными
причинами резкого ухудшения состояния
окружающей среды в стране являлись: слабое
правовое регулирование природопользования
и охраны окружающей среды, несовершенная
организация государственного управления
в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования
природоохранительной деятельности, отсутствие
у предприятий экономических стимулов
к рациональному использованию природных
ресурсов и охране природы от загрязнения.
7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров
СССР приняли постановление «О коренной
перестройке дела охраны природы в стране».
Оно давало ряд существенных директив.
Основные из них:
1) консолидация государственного
управления природопользованием
и охраной окружающей среды
путем образования Государственного
комитета СССР по охране природы
(на основе подразделений природоресурсных
министерств и ведомств, которые дублировали
друг друга);
2) совершенствование экономического
механизма, обеспечивающего эффективное
использование и охрану природных богатств
(прежде всего путем регулирования платы
за природные ресурсы и загрязнение окружающей
среды);
3) решение о подготовке
проекта Закона СССР об охране
природы.
Основным общим недостатком
российского законодательства в
социалистический период, помимо существенных
пробелов, было отсутствие в нем «работающего»
механизма обеспечения реализации норм.
Низкая эффективность законодательства,
истощение природных богатств и постоянное
ухудшение качественного состояния окружающей
среды – эти и другие факторы требовали
новых подходов к правовому регулированию
природопользования и охраны окружающей
среды.
Третий этап. Новые
подходы к развитию экологического
права получают реализацию на
современном этапе развития российского
общества. Переход к рыночным
отношениям в экономике, отказ
от идеологических догм в праве,
стремление российского общества
к созданию в перспективе правового
и социального государства, к установлению
правовых норм по природопользованию
и охране окружающей среды преимущественно
в законах, а не в подзаконных актах –
это те явления в экологическом праве,
которые знаменуют начало нового этапа
в его развитии.
На современном этапе
экологическое право развивается
с учетом следующих важнейших факторов:
кризисного состояния окружающей среды
в стране и общественных потребностей
в восстановлении благоприятной окружающей
среды; дефектов существующего экологического
законодательства, для которого характерны
наличие пробелов и фрагментарность в
правовом регулировании экологических
отношений; перспектив создания правового
и социального государства, происходящей
трансформации общественных экономических
отношений; введения многообразия форм
собственности на природные ресурсы; тенденций
развития взаимоотношений общества и
природы и права окружающей среды в мире.
Важнейшим принципом формирования экологического
законодательства на современном этапе
является его гармонизация с передовым
мировым законодательством.
Понятие источников
экологического права, их классификация