Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа
Целью настоящей работы является – рассмотрение закона как основного источника экологического права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятия «источник права»;
- анализ законов как основных источников права
Введение …………………………………………………………………………… 3
Формирование и развитие экологического законодательства России ………… 5
Понятие источников экологического права, их классификация………………. 11
Конституционные основы экологического права………………………………. 15
Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации,
муниципальный…………………………………………………………………… 17
Закон РФ "Об охране окружающей среды" …………………………………….. 21
Задачи …………………………………………………………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список литературы ……………………………………………………………… 28
Наличие развитой
системы источников
Чтобы служить
источниками экологического
а) иметь объективно выраженную форму - закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;
б) должен быть принят уполномоченным органом;
в) должен иметь предусмотренную законом форму;
г) должен быть официально опубликован.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации, и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Вопрос об источниках
экологического права
Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.
1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:
а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;
б) все иные нормативные
правовые акты являются
2. По предмету регулирования
источники экологического
Общие характеризуются
тем, что предмет их
Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.
3. По характеру
правового регулирования
Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".
Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.
4. По своему характеру
нормативные правовые акты как
источники права можно условно
подразделить на
Систему источников экологического права образуют:
- Конституция РФ,
- федеративные договоры,
- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
- федеральные законы,
- нормативные правовые акты Президента РФ,
- нормативные правовые акты Правительства РФ,
- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
- конституции, законы,
иные нормативные правовые
- нормативные правовые
акты органов местного
- локальные нормативные правовые акты,
- судебные решения.
В приведенный
перечень источников
Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.
Конституционные основы экологического права
Конституционные основы экологического права - самостоятельный межотраслевой правовой институт, который понимается в узком и широком значениях.
В узком понимании
- это совокупность норм
В широком значении
под конституционными основами
экологического права
В Конституции Российской
Федерации отражены основные
положения экологической
Конституционные основы
экологического права могут
Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
В Конституции есть
две нормы. Первая из них
(ст.42) закрепляет право каждого
человека на благоприятную
Согласно ст.72 , пользование,
владение и распоряжение
Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации, муниципальный
Правотворчество - это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества
выступают государственные
Правотворчество является
составной частью более
Сущность правотворчества
состоит в возведении
Правотворческая деятельность
осуществляется в рамках
Правотворчество
оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
основная продукция
его - юридические нормы,
это важнейшее средство
управления обществом, здесь
уровень и культура
правотворчества, а
Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
Правотворчество - богатое
по содержанию явление,
В зависимости от
субъектов правотворчество
1) непосредственное
2) правотворчество
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от
значимости правотворчество
1) законотворчество - правотворчество
высших представительных
2) делегированное
Информация о работе Формирование и развитие экологического законодательства России