Формирование и развитие экологического законодательства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является – рассмотрение закона как основного источника экологического права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятия «источник права»;
- анализ законов как основных источников права

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
Формирование и развитие экологического законодательства России ………… 5
Понятие источников экологического права, их классификация………………. 11
Конституционные основы экологического права………………………………. 15
Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации,
муниципальный…………………………………………………………………… 17
Закон РФ "Об охране окружающей среды" …………………………………….. 21
Задачи …………………………………………………………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список литературы ……………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

  Наличие развитой  системы источников экологического  права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

   Чтобы служить  источниками экологического права,  нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

   а) иметь объективно  выраженную форму - закон, указ  Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

   б) должен быть  принят уполномоченным органом;

   в) должен иметь  предусмотренную законом форму;

   г) должен быть  официально опубликован.

   В соответствии  со ст. 15 Конституции РФ законы  подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

   Источники экологического  права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное,  водное, лесное законодательство, законодательство  о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации, и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

   Вопрос об источниках  экологического права представляет  собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

   Такая классификация  может быть проведена по ряду  оснований.

   1. По юридической  силе все нормативные правовые  акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

   а) законы - нормативные  правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

   б) все иные нормативные  правовые акты являются подзаконными  актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

   2. По предмету регулирования  источники экологического права  можно классифицировать на общие и специальные.

   Общие характеризуются  тем, что предмет их регулирования  широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

   Специальные: Федеральный  закон "Об охране окружающей  среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

   3. По характеру  правового регулирования нормативные  правовые акты можно подразделить  на материальные и процессуальные.

   Нормативные правовые  акты материального характера  - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".

   Источники экологического  права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

   4. По своему характеру  нормативные правовые акты как  источники права можно условно  подразделить на кодифицированные  и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах" и др.

   Систему источников  экологического права образуют:

   - Конституция РФ,

   - федеративные договоры,

   - международные договоры  РФ, общепризнанные принципы и  нормы международного права,

   - федеральные законы,

   - нормативные правовые  акты Президента РФ,

   - нормативные правовые  акты Правительства РФ,

   - нормативные правовые  акты федеральных министерств  и ведомств,

   - конституции, законы, иные нормативные правовые акты  субъектов РФ,

   - нормативные правовые  акты органов местного самоуправления,

   - локальные нормативные  правовые акты,

   - судебные решения.

   В приведенный  перечень источников современного  экологического права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай, и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом "О животном мире" (ст. ст. 9, 48, 49).

   Таким образом,  обычай как источник права  применяется в практике, но он  опосредован в установленных нормах права.

 

 

 

 

 

 

Конституционные основы экологического права

Конституционные основы экологического права - самостоятельный межотраслевой правовой институт, который понимается в узком и широком значениях.

 В узком понимании  - это совокупность норм Конституции  Российской Федерации, регулирующих основы экологических отношений, включающих в себя отношения по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию и охране природных ресурсов.

 В широком значении  под конституционными основами  экологического права понимается  совокупность конституционно-правовых  норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в Федеративном договоре, договорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, направленных на регулирование экологических отношений.

 В Конституции Российской  Федерации отражены основные  положения экологической стратегии  государства и главные направления  укрепления экологического правопорядка.

 Конституционные основы  экологического права могут развиваться  по двум направлениям: 1) пересмотр  Конституции, внесение в нее  изменений и дополнений; 2) преобразование  Конституции путем принятия федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, толкования Конституционным Судом РФ.

 Конституция вводит  в научный оборот трехзвенное  определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

 В Конституции есть  две нормы. Первая из них  (ст.42) закрепляет право каждого  человека на благоприятную окружающую  среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и  имуществу. Вторая провозглашает  право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

 Согласно ст.72 , пользование,  владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях — по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации, муниципальный

Правотворчество - это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

 Субъектами правотворчества  выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

 Правотворчество является  составной частью более широкого  процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

 Сущность правотворчества  состоит в возведении государственной  воли в нормы права, т.е. в  форму юридических предписаний,  имеющих общеобязательный характер.

 Правотворческая деятельность  осуществляется в рамках установленных  процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

 Правотворчество характеризуется  тем, что:

 оно представляет собой  активную, творческую, государственную  деятельность;

 основная продукция  его - юридические нормы, воплощающиеся  главным образом в нормативных  актах (кроме этого, в нормативных  договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

 это важнейшее средство  управления обществом, здесь формируется  стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

 уровень и культура  правотворчества, а соответственно  и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие  начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой  или с заменой юридических  норм, это ориентир для органов, творящих право.

 Правотворчество - богатое  по содержанию явление, сложная  деятельность по формулированию  общих правил поведения. Оно  характеризуется неоднородностью.

 В зависимости от  субъектов правотворчество подразделяется  на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество  народа в процессе проведения  референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных  органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных  должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов  местного самоуправления;

5) локальное правотворчество  (например, на предприятии, в учреждении  и организации);

6) правотворчество общественных  организаций (например, профсоюзов).

 В зависимости от  значимости правотворчество подразделяется  на: законотворчество делегированное, подзаконное правотворчество.

1) законотворчество - правотворчество  высших представительных органов  - парламентов, в процессе которого  издаются нормативные акты высшей  юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество  - нормотворческая деятельность  органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

Информация о работе Формирование и развитие экологического законодательства России