Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:39, реферат
Экологическая безопасность (ЭБ) — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002)и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы (Большеротов, 2010).
Экологическая безопасность
(ЭБ) — одна из составляющих национальной
безопасности, совокупность природных,
социальных, технических и других
условий, обеспечивающих качество жизни
и безопасность жизни и деятельности
проживающего (либо действующего) на данной
территории населения (Экологическая
доктрина РФ, 2002)и обеспечение
Единым критерием оценки (ЕКО)экологической безопасности естественной экосистемы и её устойчивости является нерушимость естественного биотопа основного биоценоза и его способность к восстановлению при антропогенном воздействии(Большеротов, 2010).
Единым критерием оценки (ЕКО)экологической безопасности искусственной экосистемы является качество жизни и здоровья населения (Большеротов, 2010).
Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Хоружая, 2002, Козин, Петровский, 2005). Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.
Политика ЭБ — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.
Система ЭБ — совокупность
законодательных, технических, управленческих,
медицинских и биологических
мероприятий, направленных на обеспечение
устойчивого развития. ЭБ достигается
системой мероприятий (прогнозирование,
планирование, управление и пр.), обеспечивающих
минимальный уровень
Система ЭБ — это механизм,
обеспечивающий допустимое негативное
воздействие техногенных и
Комплексная экологическая оценка территории
определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;
составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;
составление кадастра природных ресурсов;
составление и ведение кадастра «загрязненных» площадей.
Экологический мониторинг
нормирование воздействий на окружающую среду;
контроль источников воздействия на окружающую среду;
Управленческие решения
формирование экологической политики;
предупреждение проявления антропогенных факторов;
минимизация последствий проявления техногенных факторов;
разработка и
Методы обеспечения ЭБ (согласно Хоружая Т. А., 2002):
Методы контроля качества окружающей среды:
Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).
Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.
Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.
Комбинированные методы, например,
эколого-токсикологические
Методы управления качеством окружающей среды.
В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная (Коробкин, Передельский, 2003). Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности, как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий (Лобанова, 1999, Мазур, Молдаванов, 1999). Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.
Экологическая безопасность России. Экологические угрозы России: глобальные, региональные, национальные, локальные
В мировом экологическом пространстве Россия связана со всеми странами мира.
В. И. Данилов-Данильян пишет: "Проблема обеспечения экологической безопасности России является закономерным следствием тех огромных изменений, которые наблюдаются с начала XX века в мире, в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека".
Изменения охватили всю
планету и развиваются в
Проблемы экологии давно
вышли за национальные границы и
стали объектом не только внутренней,
но и мировой политики. Особенностью
этой политики является то, что глобальный
экологический кризис объективно ведет
к необходимости все более
тесного сотрудничества между государствами,
к интегрированию их в решении
природоохранных проблем, совершенствования
механизма многостороннего
Российская Федерация
имеет существенные преимущества перед
подавляющим большинством стран
мира — ненарушенная хозяйственной
деятельностью площадь
По мере углубления глобального экологического кризиса это национальное достояние Российской Федерации может стать важным фактором международных отношений как в экологической, так и в политической и экономической сферах.
Угрозы экологической безопасности России связаны прежде всего с разрушением в невиданных размерах естественных экосистем на суше, которое нарушило замкнутость глобального круговорота веществ, необходимых для жизни биогенов.
В результате во всех средах — атмосфере, пресных водах, почве — идут быстрые направленные геохимические изменения окружающей среды в глобальном масштабе, порождающие следующие экологические угрозы:
• нарушение устойчивого климата в результате роста концентрации в атмосфере парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота. Это ведет к росту аномальных метеорологических явлений, неустойчивости и глобальным изменениям климата, нарушению солнечного спектра, опустыниванию, смещению географических зон и распространению на новые территории носителей опасных болезней;
• превращение таких возобновляемых ресурсов, как атмосферный воздух, пресная вода, почва, в невозобновляемые, так как они теперь не воспроизводятся в прежнем качестве в пределах естественных колебаний;
• быстро нарастающее исчезновение
биологических видов (в том числе
имеющих промысловое и
• распад генетических программ человека. Не меньшей экологической угрозой для России является трансграничный перенос воздушными массами с Запада, из Центральной и Восточной Европы таких опасных массовых загрязнений, как окислы азота, соединения серы, углеводороды, объем которых в 10 раз превышает перенос этих веществ из России на Запад.
К глобальным экологическим
угрозам добавляются
• загрязнение атмосферного
воздуха, которое превышает санитарно-
• ухудшение качества воды в большинстве водных объектов России, в которых фиксируется высокий уровень загрязнения из-за сбросов сточных вод, перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений. Происходит эвтрофикация большинства водных объектов и некоторых внутренних морей — Азовского, северной части Каспия и Балтийского;
• неудовлетворительное состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель России, на 60% которых идет деградация за счет эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ;
• повсеместное сокращение
разнообразия экосистем, количества видов
растений и животных, что ведет
к дестабилизации окружающей среды
и невосполнимым потерям
• резкое ослабление охраны уникальных природных объектов, в том числе заповедников и национальных парков, на обустройство которых выделяется не более 10% необходимых средств;
• нерешенность проблем хранения и утилизации ядерных, опасных токсичных промышленных и бытовых отходов на фоне тенденций к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды отходов, материалов и веществ, в том числе из третьих стран;
• нерешенность проблемы безопасного хранения и уничтожения выведенного из боевого состава вооружения (атомных подводных лодок и кораблей, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, запасов химического оружия);
• подрыв минерально-сырьевой базы экономики России вследствие преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих и отсутствие эффективных государственных программ энерго- и ресурсосбережения;
• закрытие мировых рынков
для российских товаропроизводителей,
поставляющих продукцию, не соответствующую
международным или национальным
экологическим стандартам, развитие
аналогичных тенденций в
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная развитость правовых и экономических механизмов управления и предупреждения экологической опасности постоянно ведут к ухудшению здоровья людей, росту потерь во всех отраслях хозяйства и деградации окружающей среды.
Оценивая состояние окружающей среды в России на пороге XXI в., Президент РФ в послании Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 года пишет: "Усилилась деградация природной среды. Хищническое использование земель, вод, лесов, полезных ископаемых в XX веке, что не могло себе позволить ни одно считающее себя цивилизованным общество, превращало СССР — одну из наиболее ресурсообеспеченных стран — в разрозненную территорию. Технический потенциал страны использовался не для приумножения полученного наследия, а фактически для уничтожения освоенных многовековым трудом предыдущих поколений земель, которые оказались затопленными гигантскими водохранилищами или превращены в зоны экологического бедствия".
Как указывает вице-президент "Байкальского экологического парламента" Г. С. Кондобаев, к 2001 г. ситуация в стране не улучшилась, а скорее наоборот. И далее автор комментирует: